Из доклада министра земледелия и государственных имуществ А.С. Ермолова «Брожение замечается почти повсеместно, горючие элементы накопляются повсюду, и достаточно одной искры, чтобы произвести взрыв. В последнее время распространяются слухи о предстоящей мобилизации; есть все основания опасаться, что такая мобилизация сможет во многих местах послужить поводом к беспорядкам, в особенности, если она будет производиться на тех же основаниях, как и бывшие до сих пор мобилизации, при которых в отдельных уездах призывались запасные очень старых разрядов и притом многосемейные, в то время как в других уездах, рядом, призыва вовсе не было, а также если мобилизация совпадает со временем самых горячих полевых работ. Нельзя скрывать от себя, что война на Дальней Востоке никакою популярностью среди населения не пользуется, что никакого подъему патриотического чувства в народе нет и не было, что народ только подавлен тяжелыми для него последствиями этой войны и вместе с тем на него самым угнетающим образом действуют слухи о наших военных неудачах. Возращающиеся с Дальнего Востока раненые, распространяя слухи о понесенных нами поражениях, только еще более возбуждают население против этой войны, продолжение которой должно будет, однако, потребовать от народа еще новых и более тяжких жертв, притом в народе распространено убеждение, что и все эти жертвы пользы не принесут, что отправляемые в действующую армию посылки и пожертвования по назначению не доходят и т.д. Нельзя не опасаться, что призванные при таком настроении народа в войска внесут деморализацию и в среду самой нашей армии. Вот то положение, которое Россия переживает ныне, и то, что может нам еще в будущем угрожать. Не подлежит сомнению, что все эти явления угрожают внутреннему благосостоянию государства».
|
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) война – русско-японская 2) годы – 1904-1905 гг. 3) император – Николай II | |
Правильноуказанытри элемента | |
Правильно указаны любые два элемента | |
Правильно указан один любой элемент. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Какое отношение народа к войне отмечает автор? Какие причины такого отношения он указывает? Приведите не менее двух причин.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть указано, что: - в народе война не пользовалась популярностью. Могут быть названы следующие причины такого отношения: - военные неудачи - людские потери и иные тяготы войны - несправедливости при организации мобилизации | |
Правильно указаны три элемента | |
Правильно указаны два элемента | |
Правильно указан элемент. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Какие итоги для России имела эта война? Укажите не менее трех итогов.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть названы следующие итоги войны: поражение в войне, повлекшее: - потерю Южного Сахалина - потерю прав на аренду Порт-Артура - падение международного престижа России - начало революции в России | |
Правильно указаны три элемента | |
Правильно указаны два элемента | |
Правильно указан элемент. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
|
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть приведены следующие изменения: - восстановление действия положений (отмененных Павлом I) Жалованной грамоты дворянству - упразднение Тайной экспедиции - отмена ограничений на торговлю с Англией (установленных Павлом I) - проведение амнистии пострадавших при Павле I - разрешение деятельности частных типографий (запрещенной Павлом I) -разрешение ввоза в Россию иностранных кних, газет и журналов - облегчение выезда за границу Могут быть приведены и другие изменения. | |
Правильно приведены три объяснения | |
Правильно приведены два объяснения | |
Правильно приведено одно объяснение | |
Приведенырассужденияобщегохарактера,несоответствующиетребованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
|
«В послевоенные годы в СССР произошла определенная демократизация политического режима».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например: - в 1946 году был подготовлен новый проект Конституции, допускавший существование мелких частных крестьянских хозяйств - в 1946 году состоялись выборы в местные советы, Верховные Советы союзных республик и Верховный Совет СССР - в 1949 году прошли выборы народных судей и народных заседателей - в 1949 году произошли съезды профсоюзов и комсомола 2) в опровержение, например: − в 1946 году началась кампания по борьбе с западным влиянием на советскую культуру - в 1948 году началась кампания по борьбе с космополитизмом - в 1945-1952 годах были применены репрессии по отношению к части военнопленных и репатриированных, ряду видных государственных и партийных работников, ряду представителей еврейской интеллигенции - в 1945-1952 годах вся полнота власти по-прежнему оставалась в руках партийного руководства | |
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержениеоценки | |
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержениеоценки.ИЛИПриведеныодинаргументвподтверждениеидвавопровержение оценки | |
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержениеоценки | |
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки | |
Приведён только один любой аргумент. ИЛИПриведенытолькофакты,иллюстрирующиесобытия(явления,процессы),связанныесданнойточкойзрения,нонеявляющиеся аргументами. ИЛИПриведенырассужденияобщегохарактера,несоответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
1) 945–972 гг.; 2) 1689–1725 гг.; 3) июнь 1941 г. – ноябрь 1942 г.
В сочинениинеобходимо:
– указатьнеменеедвухсобытий(явлений,процессов),относящихсяк данному периодуистории;
– назватьдвеисторическиеличности,деятельностькоторыхсвязанасуказаннымисобытиями(явлениями,процессами),и,используязнаниеисторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей всобытиях(явлениях, процессах) данного периода историиРоссии;
В н и м а н и е!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей,существовавшихмежду событиями (явлениями, процессами) в рамках данногопериодаистории.
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков,
оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на
дальнейшую историю России
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Критерии оценивания | Баллы | |
К1 | Указание событий (явлений, процессов) | |
Правильно указаны два события (явления, процесса) | ||
Правильно указано одно событие (явление, процесс) | ||
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно | ||
К2 | Исторические личности и их роль в данный период историиРоссии | |
Правильноуказаныдвеисторическиеличности,правильноуказана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах)данного периода истории России | ||
Правильноуказаныодна-двеисторическиеличности,правильноуказанарольтолькооднойличностивсобытиях(явлениях, процессах) данного периода истории России | ||
Правильно указаны одна-две исторические личности, ихроль всобытиях (явлениях,процессах)данногопериодаисторииРоссии указана неправильно. ИЛИПравильно указаны одна-две исторические личности, ихроль всобытиях (явлениях,процессах)данногопериодаисторииРоссии не указана. ИЛИИсторические личности указаны неверно. ИЛИИсторические личности не указаны | ||
К3 | Причинно-следственные связи | |
Правильноуказаныдвепричинно-следственныесвязи,существовавшие между событиями (явлениями, процессами) | ||
Правильноуказанаоднапричинно-следственнаясвязь,существовавшая между событиями (явлениями, процессами) | ||
Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИПричинно-следственные связи не указаны | ||
К4 | Историческая оценка событий | |
Данаисторическаяоценказначимостипериодасопоройнаисторические факты и (или) мнения историков | ||
Историческаяоценка сформулированавобщейформе илинауровнеобыденныхпредставлений,безпривлеченияисторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Историческая оценка не дана | ||
К5 | Использование исторических терминов, понятий | |
Приизложениикорректноиспользованыисторическиетермины, понятия | ||
Приизложениидопущенонекорректноеиспользованиеисторических терминов, понятий. ИЛИИсторические термины, понятия не использованы | ||
К6 | Наличие фактических ошибок. 1или 2 баллапокритериюК6можетбытьвыставленотолько вслучае, если покритериямК1–К4выставлено неменее 4 баллов. При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки,учтённые при выставлении баллов по критериям К1–К5 | |
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки | ||
Допущена одна фактическая ошибка | ||
Допущены две или более фактические ошибки | ||
К7 | Форма изложения. 1баллпокритериюК7можетбытьвыставлентольков случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме неменее 4 баллов | |
Ответпредставленввидеисторическогосочинения(последовательное, связное изложение материала) | ||
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | ||
Максимальный балл |