Единый государственный экзаменпо ИСТОРИИ
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 6 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответы к заданиям 1–19 записываются по приведённым ниже образцам в виде последовательности цифр, цифры или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов №1.
Задания части 2 (20–25) требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите ответ к нему.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответом к заданиям 1-21 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
1) Ледовое побоище
2) Крещение Руси
3) Грюнвальдская битва
Ответ:
|
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А) принятие закона о земских начальниках Б) принятие Соборного Уложения царя Алексея Михайловича В) принятие Декрета о земле Г) принятие Устава Владимира Мономаха | 1) 1113 г. 2) 1649 г. 3) 1802 г 4) 1889 г. 5) 1917 г. 6) 1936 г. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Ответ:
1) Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, за исключением двух, относятся к социальной структуре российского общества XVII в.
1) мещане; | 2) монастырские крестьяне; | 3) посадские люди; |
4) купцы;; | 5) бояре; | 6) удельные крестьяне. |
Ответ:
Запишите термин, о котором идёт речь.
«Члены фракции, созданной в апреле 1906 г. группой депутатов I Государственной думы из крестьян и интеллигентов народнического направления.»____.
Ответ: _____________________
СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ) | ФАКТЫ |
A) славянофилы Б) анархисты B) декабристы Г) марксисты | 1) в результате революции должна установиться диктатура пролетариата 2) поставленных целей можно добиться путём военного переворота, что предотвратит выступление «черни» 3) сила власти — царю, сила мнения — народу 4) крепостное право есть благо для России, соответствующее её традиционным устоям 5) любая государственная власть есть зло 6) установление строжайшей дисциплины в монастырях, поднятия внешнего благочестия и подавления всякого вольнодумия |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А |
Б |
В |
Г |
Ответ:
ФРАГМЕНТЫИСТОЧНИКОВ | |
А) | Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешнейшего выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность, высшего правительства. На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли: 1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. 2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку. 3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий постановленных от нас властей. |
Б) | Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, – миром, которого самым определенным и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, – таким миром Правительство считает немедленный мир без аннексий (т.е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций. |
|
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Данный фрагмент текста является частью Декрета о власти.
2) Данный фрагмент текста является частью Декрета о мире.
3) Данный фрагмент текста является частью манифеста 17 октября 1905 года.
4) Данный документ учреждал бессословные суды.
5) Данный фрагмент является частью документа, изданного в конце 1917 года.
6) Данный исторический документ подразумевал создание парламента в России..
ФрагментА |
Фрагмент Б |
Ответ:
1) Пропагандистское
2) Демократическое
3) Бунтарское
4) Заговорщическое
5) Марксистское
.Ответ:
А) Крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны произошло в районе деревни___________. Б) Оборонительный этап Московского сражения продолжался до декабря __________. В) Блокада Ленинграда началась в ________ 1941 г.
Пропущенные элементы
1) Сентябре 2) Прохоровка 3) Красная 4) 1941 5) 1942 6) Июне Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
и участниками этих событий (процессов, явлений): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ) | УЧАСТНИКИ |
A) С.И. Чевакинский Б) Г.Р. Державин B) К.Б. Растрелли Г) И.П. Аргунов | 1) архитектура 2) скульптура 3) музыка 4) живопись 5) литература |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А |
Б |
В |
Г |
Ответ:
«С 10 по 15 июля я посетил оба наступающих фронта... и уяснил себе на месте в беседах с командирами-танкистами ход событий, недостатки наших тактических приемов в наступательном бою и отрицательные стороны нашей техники. Мои опасения о недостаточной подготовленности танков «пантера» к боевым действиям на фронте подтвердились. 90 танков «тигр» фирмы Порше... также показали, что они не соответствуют требованиям ближнего боя; эти танки, как оказалось, не были снабжены в достаточной мере даже боеприпасами. Положение обострялось ещё и тем, что они не имели пулемётов... Им не удалось ни уничтожить, ни подавить пехотные огневые точки и пулемётные гнезда противника, чтобы дать возможность продвигаться своей пехоте... Продвинувшись около 10 км, войска Моделя были остановлены. Правда, на юге успех был больше, но он был недостаточен для блокирования русской дуги или для понижения сопротивления. 15 июля началось русское контрнаступление на Орёл... 4 августа город пришлось оставить. В этот же день пал Белгород...»
Ответ:
События | Даты | Руководитель СССР в данный период |
__________(А) | 1962 г. | Хрущев Н.С. |
Переименование наркоматов в министерства | 1946 г. | ___________ (Б). |
____________ (В) | 1986 г. | __________ (Г) |
Принятие Конституции «развитого социализма» | __________ (Д) | ___________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) катастрофа на Чернобыльской АЭС
2) расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске
3) 1953 г.
4) учреждение поста Президента СССР
5) испытание первой советской ядерной бомбы
6) И. В. Сталин
7) Л. И. Брежнев
8) М. С. Горбачёв
9) 1977 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ответ:
«Милостивый государь, я писала вам дней десять назад, что граф(….) разбил крымского хана, соединившегося со значительным турецким отрядом, что у них отняли палатки, артиллерию и т.д., на маленькой речке, называемой Ларга; имею удовольствие сообщить вам сегодня, что вчера вечером курьер графа привёз мне известие, что в тот самый день, когда я вам писала (21-го июля), моё войско одержало полную победу над войском Мустафы, командуемым визирем Али-Беем, начальником янычар, и семью или восемью пашами; они были разбиты в своих укреплениях; их артиллерия в количестве ста тридцати пушек, их лагерь, багажи, всевозможный провиант попали в наши руки. Их потеря значительна; наша же так мала, что я боюсь говорить о ней, чтобы она не показалась баснословной. Однако сражение длилось пять часов.
Граф (…), которого я только что произвела в фельдмаршалы за эту победу, сообщает мне, что, как древние римляне, мои солдаты никогда не спрашивают, многочислен ли неприятель, но только: где он? На этот раз турки были в числе ста пятидесяти тысяч, укрепившихся на возвышенностях, омываемых Кагулом, ручейком в двадцати пяти верстах от Дуная…»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Автором письма является императрица Екатерина II.
2. В сражении, о котором идёт речь в письме, по словам автора, российские войска понесли незначительные потери.
3. На месте пропусков дважды упоминается Г.А. Потёмкин.
4. Начало войны, об одном из сражений которой идёт речь в письме, стало поводом для прекращения работы Уложенной комиссии.
5. Данное письмо было написано в 1780-х гг.
6. В ходе войны, о которой идёт речь в письме, медицинскую помощь раненым оказывал великий российский хирург Н.И. Пирогов.
Ответ
Рассмотрите схему и выполните задания13–16.
1) Города, обозначенные цифрами «4» и «5», были отвоёваны Русским государством у Великого княжества Литовского.
2) Следствием провала похода, обозначенного чёрными стрелками, стало освобождение Русского государства от ордынского ига.
3) Город, обозначенный цифрой «1», вошёл в состав единого Русского государства в 1478 г.
4) В городах, обозначенных цифрами «2» и «3», до вхождения в состав единого Русского государства существовала республиканская форма правления.
5) Ордынское войско в походе, обозначенном чёрными стрелками, возглавлял Мамай.
6) Город, обозначенный цифрой «2», вошёл в состав единого Русского государства в 1485 г.
Ответ:
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
A) «Письма о правилах российского стихотворчества» Б) ода «Вольность» B) роман «Белая гвардия» Г) картина «Манифестация» | 1) Автор — противник церковной реформы патриарха Никона. 2) Автор был сторонником антинорманнской теории происхождения Русского государства. 3) Сюжет иллюстрирует события Гражданской войны на Украине в конце 1918 г. Произведение иллюстрирует русскую интеллигенцию начала XX в. 4) Автор — И. Е. Репин. 5) Автор произведения был приговорен к смертной казни, которая была заменена ссылкой в Сибирь. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Ответ: