Вышеперечисленные особенности, хотя и являются следствием применения технократического подхода в информатизации высшей школы, но также являются и отличительной чертой применения знание-ориентированнй (репродуктивной) модели обучения.
"…Как удачно написать сочинение на вступительном экзамене на исторический факультет… Проблема в том, что никогда не писала сама сочинения… (всегда списывала из Интернета)…”" (сообщение абитуриентки в веб-форуме вуза).
"Я ничего не понимаю в ваших (учебно-методических) проектах. Что вы от меня хотите? Вы должны учить — я должна учиться. Зачем мне эти проекты?" (высказывание студентки 5-го курса).
"1. www.referat.com.
2. www.yandex.ru."
(список литературы из реферата студента 5-го курса)
"Я по натуре человек не очень творческий, поэтому не могу создать нормальный учебный проект " (высказывание учительницы-слушательницы курсов "Обучение для будущего ").
Ориентация на репродуктивную модель обучения является отражением общей тенденции — российская школа практически полностью сейчас стоит на позициях репродуктивного обучения по Гербарту 19 века (из протокола чата участников программы Intel «Обучение для будущего» — https://www.iteach.ru /chats/protokol4.html). Идея модернизации современного образования возникла по причине неэффективности современной образовательной школы, проявляющейся в том, что "образование замкнулось на себе", то, чему мы учим столько лет, не востребовано нигде, кроме самой школы [3]. На взгляд автора, использование ИКТ в учебном процессе педагогического вуза в условиях использования репродуктивной модели обучения характеризуется рядом параметров.
1. Единосредность области информационных технологий
"Я не понимаю ваш Интернет, когда запускаю Яндекс — все получается, а с вашим Интернетом — нет"(высказывание студентки 5-го курса).
Начиная с первого дня обучения, большинство студентов ассоциируют тему учебного курса только с одной информационной технологией и только с одной программой. Устойчивая ассоциативная связь "Операционная система — Windows" или "Текстовый процессор — Microsoft Word" приводит к поразительному факту: то, что делали выпускники педагогического вуза лет 5-7 назад, осваивая разнообразные программные средства и технологии, востребовано до сих пор, а то, что делают студенты сейчас, — морально устаревает еще до окончания обучения.
2. Переоценка своей компетенции в области информационных технологий
"Access (тема "Базы данных ") мы уже изучали, но там не было никакой нормализации (тема "Информационные системы") (поэтому) — это излишняя информация" (высказывание студентки 3-го курса).
Освоив после окончания курса лекций и лабораторных работ одно из программных средств, студент иногда попадает в стрессовую ситуацию, неудачно пытаясь применить свои знания в самостоятельной деятельности. Дело не в низком качестве учебного процесса, а в подходе к обучению. Просто знать Microsoft Word невозможно — нужно иметь личные качества выхода из проблемной ситуации при работе с данной программой.
3. Невозможность адаптации к изменяющемуся миру ИКТ
"Это не команда ветвления (про событийно управляемую программу на языке JavaScript). Мы всегда нажимали Ctrl+F9, оно и работало, а здесь нет" (высказывание студента 3-го курса).
Главная особенность современного преподавания курсов, связанных с ИКТ, — это восприятие материала не как набора фактов, не подверженных изменениям, а как рассказ о неком слепке современной ситуации. К сожалению, такая особенность приводит к одному — студент воспринимает новую технологию с "нуля", не получив возможности конструирования знаний на базе имеющихся.
4. Принижение роли коммуникационных технологий
"По данной теме нет ничего в Интернете, я посетил все сайты в сети, но ничего не нашел" (высказывание студента 3-го курса).
Современный компьютер это, прежде всего, сетевой компьютер: практически любая современная технология связана с телекоммуникациями. К сожалению, изучение курсов по темам "Интернет-технологии" или "Вычислительные сети" проводится в отрыве от применения данных технологий (следствие изучения технологий ради технологий). Например, наиболее сложная, на взгляд автора, тема организации информационного поиска изучается без реализации проблемной ситуации (в отрыве от предметной составляющей) и приводит к наиболее серьезному заблуждению будущего педагога (утрированно) — "Интернет — это большая электронная энциклопедия под именем Яндекс, запускаемая щелчком на букве "Е"рабочего стола".
Опыт участия в программе "Обучение для будущего"
Своеобразным индикатором доминирования технократического подхода в информатизации учебного процесса педагогического университета послужило участие вуза в программе фирмы Intel "Обучение для будущего" (http: //www.iteach.ru/). Обучение по данной программе предусматривает освоение проектно-исследовательской методики, работу с мультимедиа- и интернет-ресурсами, разработку собственных проектов с широким использованием информационных технологий, создание от лица учащихся презентаций, публикаций и веб-страниц как представлений результатов самостоятельных учебный исследований.
Имея возможность сравнивания особенностей преподавания в различных группах: по категориям слушателей (студенты 3-5 курсов, преподаватели и аспиранты различных вузов, учителя средних школ, специалисты ИРО); по степени владения ИКТ; по степени использования различных педагогических технологий, следует подчеркнуть — штампы дисциплинарного подхода превалируют в работах тех слушателей, которые обучались или преподавали на специализированных кафедрах информатики.
Будучи изначально поставленными в ситуацию, когда успешность реализации учебно-методического проекта (УМП) зависит не от владения ИКТ и не от возможности воспроизведения готового лекционного материала, а от личных качеств личности, способности действовать в различных проблемных ситуациях, "гуру" создавали примитивные УМП (описательные или информационные). Исследовательская компонента в таких УМП сводится лишь к отбору фактического материала. Заметим, что качество создаваемых материалов для поддержки УМП с точки зрения технической реализации у "гуру" практически совпадало с материалами остальных.
На взгляд автора, важнейшая особенность программы "Обучение для будущего" с точки зрения обучаемых (и авторов УМП, и их будущих учеников) — осознание факта: "Я могу самостоятельно конструировать, выращивать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве".
Основные задачи программы "Обучение для будущего" совпадают с общим направлением модернизации российского образования:
• осознание учителями изменения целей в образовании: перенос акцента с усвоения знаний на формирование ключевых компетентностей;
• ознакомление с возможностями лич-ностно-ориентированного обучения, объединяющего различные педагогические технологии, — обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др.;
• освоение проектно-исследователь-ского метода обучения [4. С. 16].
Какие могут быть пути решения вышеперечисленных проблем в области использования ИКТ в учебном процессе педагогического вуза в контексте перехода к компетентностно-ориентирован-ной модели обучения?
Общепризнанное направление [4, 5] — использование проектно-исследова-тельского метода обучения. Формирование ключевых компетентностей, относящихся к общему, метапредметному содержанию; наличие обобщенных умений предметного характера и усиление прикладного, практического характера образования возможно только в условиях самостоятельной творческой деятельности студента, творческой деятельности, которая ведет к осмысленному (для студента) результату.