Переход к гуманитарной ступени информатизации образования




Однако какие особенности имеет изменение целей в образовании в контексте использования ИКТ? На взгляд автора, следующие направления обновления подходов к использованию ИКТ помогут плавно помочь перейти от простой декларации информатизации учебного процесса вуза (по сути дела, компьютеризации) к новому качеству.

1. Многосредность во всем. Привычка жить в одном измерении, выбранном априори за студента, приводит к ряду отмеченных выше негативных моментов. Почему тема "Основы пользовательского интерфейса" должна изучаться только на примере Windows-приложений? Почему забыты другие способы организации диалога, например командная строка? Только с использованием различных операционных систем, способов взаимоотношения человек-компьютер и прикладных программ у студента выработается критическое мышление в области информационных технологий. Наиболее реальными "конкурентами" единомирия является мир свободного программного обеспечения (выпускаемый под лицензиями GPL, BSD и др.) — операционные системы Linux, FreeBSD и огромный мир открытого программного обеспечения. Безусловно, многосредность несет для преподавателя-“гуру" большое испытание — он должен превратиться из транслятора книги "Windows шаг за шагом" в умелого координатора учебного процесса, способного направить творческую составляющую студента в нужное русло.

2. Изучение коммуникационных технологий в кооперации с предметной составляющей. Коммуникационные технологии и технологии глобальных вычислительных сетей, в частности, без привязки к практической задаче, несущей значимый для студента результат, приводят к отмеченной недооценки мира Сети. Сеть с большой буквы перестала быть просто техническим явлением, став сложным коммуникативным механизмом, описание которого без социальной составляющей было бы неполным. Только реальное участие преподавателей различных дисциплин поможет превратить многочисленно неудачные попытки найти нужный ресурс, оформить в виде очередной трансляции из чужих материалов веб-страницу или презентацию в значимый для студента результат. Безусловно, в данном случае преподаватель-"гуру" становится всего лишь проводником в пути студент-предмет.

3. Использование объектно-ориентирован-ных технологий в области изучения ИКТ. Два вышеперечисленных направления модернизации выглядят достаточно очевидными. Однако каким образом наиболее безболезненно интегрировать в проектно-исследова-тельский метод обучения в классический учебный процесс, предусматривающий схему: лекция — лабораторная работа — семинар — контролирующее мероприятие? На взгляд автора, таким механизмом может стать использование объектно-ориентированных технологий в области изучения ИКТ. Основная идея такого подхода — отход от изучения конкретного приложения как слепка текущей версии (внешний вид, комбинации клавиш и т.п.) к изучению информационных объектов, положенных в основу технологии (а не приложения).

Например, предлагается не изучать просто интерфейс конкретной версии операционной системы Windows, а объекты — окно, файл, папка. Отождествив для себя основные свойства данных объектов и операции по их обработке, студент в состоянии самостоятельно конструировать свои знания на более сложных объектах-потомках (механизм наследования). Объединенив в одном общем понятии не только внешний вид, но и операции по их обработке (механизм инкапсуляции), студент отойдет от конкретного экземпляра объекта конкретной реализации и перейдет к абстрактной модели — классу объектов. На базе классов-потомков студент может построить очень сложное дерево наследуемых классов. Схожие операции над классами имеют одинаковое название, однако означают разные операции (например, "удалить таблицу" и "удалить группу документов"). В данном случае студент просто выполняет операцию "удалить", некую виртуальную операцию. Данный механизм называется полиморфизмом.

Основные особенности использования объектно-ориентированных технологий при преподавании курсов ИКТ:

• Интеграция классической схемы обучения с другими возможными формами обучения. Преподаватель не читает лекцию о том, какие клавиши нужно нажимать, в каких случаях, а вводит систему классов объектов, подготавливая студентов к самостоятельной исследовательской деятельности по конструированию новых классов.

• Использование особых организационных форм, адекватных для формирования ключевых компетентностей. Наряду с классическими лекциями и лабораторными работами преподаватель может использовать самые разнообразные организационные формы: кейс-метод, интерактивные методики обучения и т.п.

• Интенсификация учебного процесса. Процесс самостоятельного конструирования знаний больше не связан с дополнительным лекционным материалом, а опирается на механизмы объектно-ориентированного подхода.

• Индивидуализация обучения. Процесс творческой деятельности вне рамок лекций строго индивидуален.

4. По мнению автора, исходя из особенностей использования объектно-ориентиро-ванных технологий при изучении ИКТ, целесообразно использовать, начиная с первого курса, вместо классических языков структурного программирования (Pascal) объектно-ориентированные языки (как бы "ООП в квадрате"). В самом деле, гораздо легче организовать коллективную творческую деятельность студентов не по изучению "мертвых" синтаксических конструкций, а реального отражения предметной области. Кроме того, с использованием современных сред возможна продуктивная деятельность, начиная с первых занятий. Возможными кандидатами на такие языки могут стать C++, Java, C#.

Конечно, процесс модернизации с использованием вышеперечисленных направлений далеко не прост. По мнению автора, реальный учебный процесс может столкнуться с проблемами:

• Необходимость повышения квалификации преподавателей — переход из качества "транслятора" знаний в качество "координатора" учебного процесса.

• Возрастание нагрузки на преподавателя — трансляция вместо живого обучения предсказуема, всегда проще.

• Психологические коммуникативные проблемы — смена целей образования для студентов и даже преподавателей проходит непросто.

• Проблема субъективной оценки — результат творческой деятельности студента не однозначен, оценивать его простой отметкой "зачтено/не зачтено" чрезвычайно сложно.

Несмотря на проблемы, необходимость модернизации образования очевидна, но готова ли российская система образования к преодолению штампов технократического подхода в применении ИКТ? Готова ли современная российская школа снять маску "новых информационных технологий" с обычной современной жизни? Определенные шаги

в этом направлении уже сделаны: в структуру нового поколения образовательных стандартов включено понятие ключевых компетентностей. Однако модернизацию российского образования следует начинать с модернизации подготовки педагогических кадров, т.к. именно учителя будущего (выпускники педагогических вузов), должны помочь школе по возможности плавно перейти на обновленные рельсы.

Список литературы

1. Крилов В.В. Інформаційні комп'ютерні злочини. Мінськ: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.

2. Ахраменко М.Ф. Проблеми криміналізації суспільно-небезпечної поведінки з використанням інформаційно-обчислювальних систем: Автореф. дис.... канд. юридич. наук. Мінськ: БДУ., 1996.

3. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А.В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23.04.2000 г. Центр "Эйдос", www.eidos.ru/news.

4. Гайдамак Е.С. Реализация компетентностного подхода к образованию в программе Intel "Обучение для будущего" // Применение современных информационных технологий в образовании. Омск, 2003.

5. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Бюллетень "Проблемы информатизации высшей школы". 1998. №№3-4 / ГосНИИ системной интеграции. М., 1998.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: