Консультация учителя-дефектолога
Человек воспринимает окружающий мир в цвете и в своей жизни широко использует весь цветовой спектр, созданный природой, дополняя его другими красками. Цвет фиксируется визуально и длительное время остаётся в сознании ребёнка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим внимание. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию.
Исторически цвет использовался вначале в качестве простого связующего средства между объектами, затем знака-символа и в последнее время — системы языкового характера. При определении смысла и значения цвета всегда учитывались конкретные исторические условия. Сначала человек почувствовал, что горящие и нагретые предметы краснеют, далекие предметы в воздушном пространстве голубеют, а позже понял, что из всех цветов синий, самый далёкий, а красный — "самый тёплый". Становление цветовой знаковой системы протекало неразрывно с развитием художественной культуры, поэтому проанализировать её и особенно понять символику значения цвета изолированно от человеческой истории и культуры невозможно. Человек воспринимает информацию о цвете на основе своего опыта, культуры и образования в условиях жизни общности людей отдельной страны или региона.
Цвет — мощное средство эмоционального воздействия на человека-Восприятие цвета зависит от индивидуальных особенностей зрения, настроения, темперамента, уровня эстетического вкуса человека. Гете называл цвет "продуктом света, продуктом, вызывающим эмоции", правильно считая, что свет — цвет — эмоция являются звеньями одной цепи. Так чёрный цвет ассоциируется с тяжестью, белый и голубой — с чем-то лёгким, праздничным, освещенная лампой под красным абажуром комната кажется более тёплой, но если сменить его на синий, то люди будут ёжиться, словно вдруг повеет прохладой, И это свидетельствует о том, что мозг каждого из нас не только "создатель" цвета, но и его подчиненённый.
|
Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании изображений, предметов окружающего мира, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информативных признаков.
Грубые нарушения сенсорного отражения вызывают снижение эмоционального воздействия цвета, ослабляют интерес к окружающей среде, что уменьшает активность и избирательность восприятия.
Такое фундаментальное свойство восприятия как предметность полностью определяется качеством отражения в нашем мозгу признаков и функций объектов внешнего мира. Нарушение цветовосприятия приводит к схематизму зрительных образов, В ходе коррекционных занятий управление процессами восприятия, формирующее навыки наглядно-действенного обследования объектов и наблюдательность, может способствовать определённой компенсации нарушений свойства предметности.
При нормальном зрении в сознании индивида формируется целостный образ объекта- Это свойство восприятия связано с механизмами памяти {сукцессивное — поэтапное или симультанное — одномоментное сличение образа с эталоном) и мышления (операции анализа и синтеза). Обеднённое отражение цвета нарушает целостность восприятия, обусловливая неполное и неточное отображение в сознании внешнего мира, В ходе коррекцион-ных занятий компенсация нарушений целостности восприятия осуществляется на основе развития ориентировочно-исследовательской деятельности детей в зрительной среде, максимального вовлечения в процесс восприятия мнемических и мыслительных механизмов.
|
Неумение интерпретировать увиденное вследствие недостаточного предыдущего опыта нарушает осмысленность восприятия, что в свою очередь ухудшает запоминание зрительного материала.
Дошкольники с ОВЗ в сравнении с нормально видящими сверстниками хуже знают предметы окружающего мира, имеющие постоянный признак цвета, не ориентируются на этот признак при узнавании предмета. У детей снижается способность узнавать цвет объектов в зависимости от изменения условий освещенности, расстояния его от глаз, что приводит к сужению зоны константного восприятия. Дети испытывают затруднения в узнавании, выделении в окружающей среде (с увеличением расстояния до предмета) объекта заданного цвета; локализации заданного цвета, оттенка на обратном контрасте; при уменьшении размера локализуемых объектов; увеличении множества, из которого производится выбор. Невозможность вычленить в объекте и его изображении важных информативных признаков цвета и контрастности, фиксация внимания на случайных элементах, которые ребенок может различить, приводит к снижению уровня обобщенности восприятия.
Нарушения зрительного восприятия дошкольников с ОВЗ затрудняет процесс восприятия окружающего мира, представления о предметах у детей неполны, фрагментарны, отличаются от представлений зрячих сверстников сниженной степенью обобщенности. Все это приводит к обеднённости словаря, отражающего чувственный мир, развитие словесной речи может создать систему вербальных образов, которые будут слабо связаны с сенсорными данными. Трудности соотнесения признака предмета со словом у детей с ОВЗ дошкольного возраста обусловлены недостаточностью их знаний о признаках реальных объектов и явлений, обеднённостью словарного запаса.
|
Уровень выделения общих признаков предметов и овладение обобщающими словами у детей с ОВЗ в сравнении с нормой значительно снижен.
Процесс овладения обобщающими словами ограничен, что затрудняет формирование предметно-практических действий сравнения, классификации и сериации предметов по общим или отдельным признакам, а у большей части детей с ОВЗ не сформирован. Дети мало используют или вообще не используют в речи такие понятия как "цвет", "оттенок", словосочетания; ''предмет... цвета"» "предметы по цвету различаются (сходны)", "темный (светлый) оттенок цвета". Крайне необходимы систематические и длительные коррекционные занятия для преодоления разрыва между зрительным образом и словом, а также вербализма представлений у детей с ОВЗ.
На основании вышеизложенного очевидно, что развитие цветовосприятия предполагает также формирование всех компонентов других психических функций, которые неразрывно связаны с его динамическим процессом.
Различные проявления в нарушении цветового зрения у дошкольников с ОВЗ предполагают учет индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и создании условий» компенсирующих недостатки цветовосприятия. Развитие цветового восприятия проводится различными методами. Очень эффективным оказывается метод усиления насыщенности и яркости цветовых тонов в изображениях, применение фломастеров в рисовании позволяют в значительной мере компенсировать недостатки цветовосприятия.
От умелого применения контрастности зависит воздействующая сила композиционных средств и приемов. Лучше воспринимаются сильные цветовые контрасты, например» контраст чёрного и белого, жёлтого и синего, красного и зелёного, белого и синего, красного и серого, оранжевого и зелёного. Различие в насыщенности усиливает контраст.
Все изложенное свидетельствует о необходимости системной коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие цветового восприятия как основы формирования и развития зрительного восприятия