Восприятие цвета детьми с ОВЗ




Консультация учителя-дефектолога

Человек воспринимает окружающий мир в цвете и в своей жизни широко использует весь цветовой спектр, созданный природой, дополняя его други­ми красками. Цвет фиксируется визуально и длительное время остаётся в сознании ребёнка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигналь­ным средством, привлекающим внимание. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию.

Исторически цвет использовался вначале в качестве простого связую­щего средства между объектами, затем знака-символа и в последнее вре­мя — системы языкового характера. При определении смысла и значения цвета всегда учитывались конкретные исторические условия. Сначала чело­век почувствовал, что горящие и нагретые предметы краснеют, далекие предметы в воздушном пространстве голубеют, а позже понял, что из всех цветов синий, самый далёкий, а красный — "самый тёплый". Становление цветовой знаковой системы протекало неразрывно с развитием художест­венной культуры, поэтому проанализировать её и особенно понять символи­ку значения цвета изолированно от человеческой истории и культуры невоз­можно. Человек воспринимает информацию о цвете на основе своего опы­та, культуры и образования в условиях жизни общности людей отдельной страны или региона.

Цвет — мощное средство эмоционального воздействия на человека-Восприятие цвета зависит от индивидуальных особенностей зрения, наст­роения, темперамента, уровня эстетического вкуса человека. Гете называл цвет "продуктом света, продуктом, вызывающим эмоции", правильно счи­тая, что свет — цвет — эмоция являются звеньями одной цепи. Так чёрный цвет ассоциируется с тяжестью, белый и голубой — с чем-то лёгким, празд­ничным, освещенная лампой под красным абажуром комната кажется более тёплой, но если сменить его на синий, то люди будут ёжиться, словно вдруг повеет прохладой, И это свидетельствует о том, что мозг каждого из нас не только "создатель" цвета, но и его подчиненённый.

Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании изображе­ний, предметов окружающего мира, позволяет лучше различать детали объ­ектов и воспринимать большое количество информативных признаков.

Грубые нарушения сенсорного отражения вызывают снижение эмоцио­нального воздействия цвета, ослабляют интерес к окружающей среде, что уменьшает активность и избирательность восприятия.

Такое фундаментальное свойство восприятия как предметность полно­стью определяется качеством отражения в нашем мозгу признаков и функ­ций объектов внешнего мира. Нарушение цветовосприятия приводит к схе­матизму зрительных образов, В ходе коррекционных занятий управление процессами восприятия, формирующее навыки наглядно-действенного об­следования объектов и наблюдательность, может способствовать опреде­лённой компенсации нарушений свойства предметности.

При нормальном зрении в сознании индивида формируется целостный образ объекта- Это свойство восприятия связано с механизмами памяти {сукцессивное — поэтапное или симультанное — одномоментное сличение образа с эталоном) и мышления (операции анализа и синтеза). Обеднённое отражение цвета нарушает целостность восприятия, обусловливая непол­ное и неточное отображение в сознании внешнего мира, В ходе коррекцион-ных занятий компенсация нарушений целостности восприятия осуществля­ется на основе развития ориентировочно-исследовательской деятельности детей в зрительной среде, максимального вовлечения в процесс восприя­тия мнемических и мыслительных механизмов.

Неумение интерпретировать увиденное вследствие недостаточного пре­дыдущего опыта нарушает осмысленность восприятия, что в свою очередь ухудшает запоминание зрительного материала.

Дошкольники с ОВЗ в сравнении с нормально видящими сверстниками хуже знают предметы окружающего мира, имеющие постоянный признак цвета, не ори­ентируются на этот признак при узнавании предмета. У детей снижается способность узнавать цвет объектов в зависимости от из­менения условий освещенности, расстояния его от глаз, что приводит к су­жению зоны константного восприятия. Дети испытывают затруднения в уз­навании, выделении в окружающей среде (с увеличением расстояния до предмета) объекта заданного цвета; локализации заданного цвета, оттенка на обратном контрасте; при уменьшении размера локализуемых объектов; увеличении множества, из которого производится выбор. Невозможность вычленить в объекте и его изображении важных информативных признаков цвета и контрастности, фиксация внимания на случайных элементах, кото­рые ребенок может различить, приводит к снижению уровня обобщенности восприятия.

Нарушения зрительного восприятия дошкольников с ОВЗ затрудняет процесс восприятия окружающего мира, представления о предметах у детей непол­ны, фрагментарны, отличаются от представлений зрячих сверстников сни­женной степенью обобщенности. Все это приводит к обеднённости словаря, отражающего чувственный мир, развитие словесной речи может создать си­стему вербальных образов, которые будут слабо связаны с сенсорными дан­ными. Трудности соот­несения признака предмета со словом у детей с ОВЗ дошкольного возраста обусловлены недостаточностью их знаний о призна­ках реальных объектов и явлений, обеднённостью словарного запаса.

Уровень выделения общих признаков предметов и овладение обобщаю­щими словами у детей с ОВЗ в сравнении с нормой значи­тельно снижен.

Процесс овладения обобщающими словами ограничен, что затрудняет формирование предметно-практических действий сравнения, классификации и сериации предметов по общим или отдельным признакам, а у большей части детей с ОВЗ не сформирован. Дети мало ис­пользуют или вообще не используют в речи такие понятия как "цвет", "отте­нок", словосочетания; ''предмет... цвета"» "предметы по цвету различаются (сходны)", "темный (светлый) оттенок цвета". Крайне необходимы система­тические и длительные коррекционные занятия для преодоления разрыва между зрительным образом и словом, а также вербализма представлений у детей с ОВЗ.

На основании вышеизложенного очевидно, что развитие цветовосприятия предполагает также формирование всех компо­нентов других психических функций, которые неразрывно связаны с его ди­намическим процессом.

Различные проявления в нарушении цветового зрения у дошкольников с ОВЗ предполагают учет индивиду­альных особенностей детей в восприятии цвета и создании условий» ком­пенсирующих недостатки цветовосприятия. Развитие цветового восприятия проводится различными методами. Очень эффективным оказывается метод усиления насыщенности и яркости цветовых тонов в изображе­ниях, применение фломастеров в рисовании позволяют в значительной ме­ре компенсировать недостатки цветовосприятия.

От умелого применения контрастности зависит воздействующая сила композиционных средств и приемов. Лучше воспринимаются сильные цве­товые контрасты, например» контраст чёрного и белого, жёлтого и синего, красного и зелёного, белого и синего, красного и серого, оранжевого и зе­лёного. Различие в насыщенности усиливает контраст.

Все изложенное свидетельствует о необходимости системной коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие цветового воспри­ятия как основы формирования и развития зрительного восприятия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: