Система предлагаемой коррекционно-педагогической работы по сенсорному воспитанию в области цвета предполагает формирование у детей с ОВЗ точных, расчленённых цветовых эталонов; усвоение их связей и отношений; подведение детей к овладению системами цветовых свойств; формирование способов обследования цветовых свойств предметов и предметных изображений, а также сложных цветосочетаний, отношений между группами цветовых тонов и оттенков; преодоление существующей трудности слияния чувственной информации с их словесной интерпретацией; формирование и совершенствование всех компонентов других психических функций, таких как внимание, память, мышление, эмоции и т, д.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию цветового восприятия предполагает строгий дифференцированный подход, в основе которого лежит разный уровень цветового восприятия, а также разный уровень психического развития ребенка с ОВЗ.
В соответствии с Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей c интеллектуальными нарушениями используется четырёхгодичное планирование.
Для коррекционно-педагогической работы на каждого ребёнка составляется программа индивидуального сопровождения В процессе ознакомления дошкольников с цветом выделяются два аспекта:
Формирование представлений об эталонах цвета, усвоение их связей и отношений, подведение к овладению системами цветовых свойств.
Формирование и совершенствование способов обследования цветовых свойств предметов.
Эффективность ориентировки на цветовые свойства объектов повышается благодаря овладению устойчивыми представлениями об этих свойствах и совершенствованию действий по соотнесению цветовых объектов с усвоенными эталонными значениями.
Все задания, требующие ориентировки на цветовые свойства объектов, введены в контекст содержательной практической деятельности, достаточно интересной и доступной для детей: конструирование, аппликацию, рисование.
Овладевая сопоставлением предметов по цвету, подбором объектов идентичных по цвету, дети не сразу могут выполнять это сопоставление чисто зрительным способом. Поэтому им предлагается сначала прикладывать плоские формы окрашенных объектов вплотную друг к другу. Переход к объемным окрашенным предметам, прикладывание которых друг к другу затруднено, происходит по мере того, как дети овладевают зрительным способом соотнесения.
Большое внимание уделяется формированию знаний детей о предметах (их частях), имеющих постоянный признак того или иного цвета, по которым предметы узнаются и которые важны для выполнения разнообразных действий. Дети учатся подбирать нужный цветовой эталон как признак предмета, а при описании предмета уточнять цветовую окраску.
Знакомство с цветовыми эталонами начинается с формирования у детей представлений о хроматических цветах, белом и чёрном цветах и с усвоения их названий. Дети учатся соотносить эталон каждого из этих цветов с окружающими предметами в малом и большом пространстве с постепенным увеличением расстояния, упражняются в локализации заданного эталона цвета, оттенка цвета на прямом и обратном контрасте. Постепенно время для решения ребенком задачи на локализацию уменьшается.
На следующем этапе вводятся задания, с помощью которых дети усваивают порядок расположения цветовых тонов в спектре. Затем дети знакомятся с оттенками цветов, их названиями ("темный оттенок цвета", "светлый оттенок цвета"), учатся различать оттенки цветов, ранжировать цветовые тона по светлоте. Развитие способности детей дифференцировать оттенки цветов предусматривает увеличение поля восприятия и расстояния между цветными объектами,
При ознакомлении детей с цветами спектра и, особенно, с их оттенками обязательно проводятся упражнения, в которых дети учатся самостоятельно получать более светлые или тёмные оттенки при разведении красок, их разбеливании, смешении. У детей развивается способность различать в знакомых предметах большого пространства светлоту с учётом постепенного увеличения расстояния восприятия. Дети знакомятся с понятием, чем предмет дальше, тем окраска менее яркая.
Обучение применению представлений о цветах при восприятии цвета предметов предполагает, прежде всего, выработку умения группировать предметы. Дети учатся группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет; имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками; разнородные предметы одинаковые по цвету, оттенку цвета.
Уметь точно воспринимать отдельные цвета, их оттенки далеко не достаточно- В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. В связи с этим дети учатся обследовать эти сочетания; ранжировать предметы по цвету, оттенкам цвета в ритмически заданной последовательности; дифференцировать сочетания теплых тонов от сочетания холодных; отличать сильные контрастные сочетания от средних и слабых. Это возможно благодаря аналитическому восприятию сочетаний, основанному на выделении элементов, из которых они состоят, а также определении связей между элементами.
Развитие аналитического восприятия сочетания цветов начинается с обучения построения узоров различного уровня сложности сначала по образцу, затем по кратковременной экспозиции образца, а после этого и по собственному замыслу.
Таким образом, можно выделить основные задачи в ознакомлении детей с цветом:
1. Знакомство с цветовыми эталонами.
2. Формирование способов обследования цветовых свойств предметов.
3. Обучение действиям по использованию сенсорных цветовых эталонов;
а} обучение действиям идентификации, то есть установление тождества
цвета воспринимаемого объекта эталону;
б) обучение действиям соотнесения предметных изображений, предметов по цвету;
в) обучение анализу и синтезу цветовых сочетаний.
4. Развитие способности систематизировать эталоны цвета:
а) находить заданный цвет в классификационных и сериационных рядах;
б) составлять ряды из аналогичных по цвету предметов;
в) находить лишний по цвету предмет в рядах;
г) составлять ряды из цветных предметов в ритмически заданной последовательности.
5. Закрепление представлений о цвете в микро- и макропространственной ориентировке.
6. Формирование представлений об изменяемости цветовых тонов по светлоте.
7. Формирование представлений о тёплых и холодных цветах спектра.
9. Обучение получению из основных цветов спектра (красного, синего, жёлтого) промежуточных (оранжевого, зелёного, фиолетового}, получению оттенков цветов.
10 Развитие внимания, памяти, мышления с опорой на представление о цвете,