В 1928–1939 гг. советская внешняя политика носила многоплановый и противоречивый характер и осуществлялась в сложной и быстроменяющейся обстановке. Основными направлениями внешней политики СССР были следующие: 1) стремление избежать вовлечения в военный конфликт с какой-либо империалистической державой и обезопасить свои границы; 2) в случае благоприятных условий расширить сферу своего влияния прежде всего за счет пограничных государств; 3) поддержка коммунистических движений во всем мире и прежде всего в Европе и Азии. В официальных выступлениях высших партийных и государственных руководителей на съездах партии, заседаниях Политбюро и сессиях Верховного Совета заявлялось исключительно о миролюбивой внешней политике СССР, однако даже в них время от времени звучали намеки на возможность применения силы в отношении различных государств. Значительно возросла активность III Коммунистического Интернационала, штаб-квартира которого по-прежнему находилась в Москве, и который руководил деятельностью всех зарубежных коммунистических партий.
Во внешней политике СССР можно выделить три крупных этапа: 1) 1928–1933 гг. — в Европе союзнические отношения с Германией, противостояние «демократическим» странам, на Востоке — продвижение в Китай и активизация в Афганистане и Иране; 2) 1933–1939 гг. — сближение с Англией, Францией и США на антигерманской и антияпонской основе, стремление сохранить приобретенные сферы влияния на Востоке и избежать прямой конфронтации с Японией; 3) 1939 — июнь 1941 г. — сближение с Германией и Японией.
Если на первом и втором этапах Советский Союз сталкивался с относительно стабильным положением на западных границах и не предпринимал никаких действий, способных изменить там статус-кво, то положение на восточных рубежах было иным. На Дальнем Востоке шли боевые действия, (в которых участвовал Советский Союз) и происходило изменение политической карты района. Наиболее яркими моментами в этих событиях были: советско-китайский вооруженный конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 г.; японская агрессия в Маньчжурии и Шанхае 1931–1932 гг.; широкомасштабная японская агрессия в Китае 1937–1945 гг.; превращение Синьцзяна (Восточного Туркестана), крайней западной провинции Китая, в советскую сферу влияния; советско-японские вооруженные столкновения на советско-маньчжурской и монгольско-маньчжурской границах.
|
Конфликт на КВЖД произошел летом-осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии (северо-восточный район Китая). Через этот район проходила железная дорога, которая принадлежала, согласно соглашению 1924 г. между советским и центральным китайским (пекинским) правительствами, Советскому Союзу и Китаю на равных правах. Но к концу 20-х годов китайская администрация дороги была оттеснена (причинами этого были более высокая компетенция советского персонала и целенаправленная политика советского руководства дороги), и она почти полностью превратилась в советское предприятие. Кроме самой дороги КВЖД принадлежали телеграф, телефон, ремонтные мастерские и предприятия, грунтовые и шоссейные дороги, сунгарийская речная флотилия. До тех пор пока Китай был раздроблен на различные территории, которые управлялись независимыми милитаристами, это не вызывало каких-либо осложнений. Но когда в 1928 г. к власти в Китае пришло правительство Чан Кайши, которое стало реально объединять китайские территории, положение резко изменилось. Попытки китайской администрации силой создать положение, адекватное договору 1924 г., привело к возникновению вооруженного конфликта, в ходе которого советские войска разгромили на китайской территории китайские войска прикрытия границы, включая военную сунгарийскую флотилию. Вооруженный конфликт завершился в декабре 1929 г., но потребовалось еще два года мучительных переговоров, чтобы восстановить политические отношения между двумя странами.
|
Улучшению советско-китайских отношений способствовало начало японской агрессии в Маньчжурии в сентябре 1931 г. и в Шанхае в марте 1932 г. Захват японской квантунской армией к концу 1931 г. всей Маньчжурии привел, с одной стороны, к созданию военного плацдарма Японии на дальневосточных границах Советского Союза и на границах Внешней Монголии (после 1945 г. МНР), а с другой — к полному уничтожению влияния центрального китайского правительства в районе. Кроме того, между СССР и Японией резко возросла напряженность в связи с тем, что принадлежавшая Советскому Союзу КВЖД проходила теперь по территории, контролировавшейся Токио. Все это привело к тому, что в 1932 г. в Женеве были восстановлены дипломатические отношения между Китайской Республикой и СССР, несколько увеличился объем торговли между двумя странами. После восстановления дипломатических отношений между Советским Союзом и Китаем начались переговоры о заключении договора о ненападении, но до начала японо-китайской войны 1937 г. они не имели успеха. Одной из причин подобного положения была поддержка СССР Коммунистической партии Китая, которая вела вооруженную борьбу против правящей партии Гоминьдан, а другой, что каждая из сторон пыталась подтолкнуть своего партнера к более активным действиям против Японии, оставаясь сама в стороне.
|
С конца 20-х годов и на протяжении 30-х годов СССР проводил активную политику в отношении Синьцзяна, населенного преимущественно мусульманским, тюркским населением. Воспользовавшись восстанием местного населения против китайских властей, СССР стал планомерно наращивать свое экономическое, политическое и военное присутствие в районе. Советский Союз оказывал все возрастающую помощь китайской администрации в борьбе с мусульманскими повстанцами. Она выражалась как в поставках оружия, так и в совместных боевых операциях Красной Армии и китайской провинциальной армии. К середине 30-х годов позиции СССР в регионе настолько усилились, что он превратился практически в единственного торгового партнера, а китайская администрация Синьцзяна во главе с военным губернатором Шэн Шицаем приняла правительственную программу, в которой она обязалась проводить внутреннюю и внешнюю политику в интересах СССР. Кроме этого, как в центральном, так и местных административных органах находилось большое количество советских советников, которые, по существу, и определяли направления политики правительства района.
В июле 1937 г. Япония начала крупномасштабную агрессию против Китая. В результате боевых действий в течение двух лет японская армия захватила основные промышленные и сельскохозяйственные районы Китая. Ухудшение положения Китайской Республики усилило ее контакты с СССР. В августе 1937 г. СССР и Китай заключили договор о ненападении, сразу же после этого Советский Союз предпринял массированные военные поставки Китаю, что помогло последнему сдерживать наступление японской армии. В боях на стороне китайской армии участвовали советские инструкторы и «добровольцы-летчики» из советских ВВС. Вплоть до 1939 г. СССР оказывал активную поддержку Китаю, однако после заключения советско-немецкого пакта о ненападении от 23 августа 1939 г. она резко сократилась, а после заключения советско-японского договора от 13 апреля 1941 г. прекратилась практически полностью.
В июле-августе 1938 г. на советско-маньчжурской границе в районе озера Хасан (командующий советскими войсками В. К. Блюхер) и с 20 по 31 августа 1939 г. на маньчжуро-монгольской границе в районе Халхин-Гола (командующий Г. К. Жуков) произошли вооруженные столкновения между частями Красной Армии и японской квантунской армии. Причинами этих столкновений были рост напряженности между двумя странами и стремление каждой из сторон укрепить и улучшить свою пограничную линию. В каждом из конфликтов стороны пытались оказать политическое давление на противника и выяснить его военный потенциал. В итоге ни одной из сторон не удалось добиться существенного преимущества, хотя Красная Армия в обоих случаях значительно улучшила свое положение на границе.
В 1928–1933 гг. отношения СССР с Англией, Францией, США отличались крайней нестабильностью. В октябре 1929 г. восстанавливаются дипломатические отношения с Англией. В 1929–1932 гг. Советский Союз и Великобритания осуществляли активные дипломатические контакты и успешно развивали внешнеэкономические связи. В 1929–1930 гг., например, СССР приобрел около 70 % экспортируемых Англией станков. В марте 1933 г. в связи с арестом в СССР рада английских специалистов, обвиненных во вредительстве, Лондон вводит эмбарго на ввоз в Великобританию советских товаров. Арест английских специалистов был вызван стремлением Москвы оказать давление на английское правительство, которое проводило активную антикоммунистическую политику как внутри Британской империи, так и на международной арене. После освобождения английских специалистов, возмещения им материального ущерба и выезда их из страны конфликт был улажен и эмбарго отменили.
В 1930–1931 гг. резко обостряются советско-французские отношения. Французское правительство обвинило СССР во вмешательстве во внутренние дела страны. Оно утверждало, что Москва использует официальные представительства для руководства коммунистами и оказания им финансовой поддержки. В целях пресечения подрывной деятельности парижские власти арестовали в 1930 г. ценности советского торгпредства, а правительство ввело ограничения на импорт советских товаров (акт в 1931 г.). В конце 1931 г. отношения начинают улучшаться. Это было вызвано прежде всего тем, что СССР резко сократил материальную помощь французским коммунистам, а также началом ухудшения международной обстановки в Европе. Между СССР и Францией в ноябре 1932 г. был заключен договор о ненападении.
В 1932 г. договоры о ненападении заключили с СССР Финляндия, Латвия, Эстония. Эти государства находились в фарватере внешнеполитического курса Франции, и заключенные договоры практически копировали советско-французский договор.
Отношения СССР с США в этот период также были нестабильными. США оставались единственной великой державой, не признавшей СССР, так как требовали в качестве предварительного условия выплаты всех долгов и возмещения ущерба американским предпринимателям, который они потерпели в результате послереволюционной экспроприации. Однако в конце 20-х годов советско-американская торговля успешно развивалась. В 1930 г. Советский Союз занял 2-е место, а в 1931 г. — 1-е место в импорте машин и оборудования из США. Обвинив Москву во вмешательстве во внутренние дела, Вашингтон ввел летом 1930 г. дискриминационные меры против советского экспорта. Это привело к тому, что Советский Союз вынужден был в 1932 г. сократить импорт из США, который уменьшился более чем в 8 раз.
Наиболее успешно складывались отношения СССР с Германией, в отличие от других стран они были ровные и доброжелательные. С 1922 г. по 1932 г. во взаимоотношениях СССР и Германии не произошло ни одного сколько-нибудь серьезного конфликта. Весьма успешно развивалась советско-германская торговля. Немецкий экспорт в СССР стимулировал восстановление германской тяжелой промышленности. В 1931 г. Берлин предоставил СССР долгосрочный кредит в 300 млн. марок для финансирования импорта из Германии. Доля Германии в импорте Советского Союза выросла с 23,7 % в 1930 г. до 46,5 % в 1932 г. В 1931–1932 гг. СССР занимал 1-е место в германском экспорте машин (в 1932 г. 43 % всех экспортированных немецких машин были проданы в СССР).
Установление в 1933 г. в Германии диктатуры национал-социалистов, уничтоживших в стране коммунистическое движение, активно поддерживаемое Советским Союзом, вызвало смену ориентиров в советской европейской внешней политике. Пленум Исполкома Коминтерна, принимавший решения, подготовленные в советском правительстве, в конце 1933 г. охарактеризовал фашистскую Германию как главного поджигателя войны в Европе. В 1935 г. VII конгресс Коминтерна ориентировал компартии европейских стран на создание антифашистского народного фронта, включая представителей буржуазии и правительства.
В 1933–1939 гг., когда СССР значительно активизировал свою внешнеполитическую деятельность, она носила явный антигерманский характер. В середине 30-х годов Москва активно поддерживала идеи создания коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке, которые должны были привести к союзу СССР с демократическими странами и изоляции Германии и Японии. Первыми реальными достижениями в данной сфере были установление дипломатических отношений между СССР и США в ноябре 1933 г., вызванное прежде всего необходимостью координации действий в связи с расширяющейся агрессией Японии на Дальнем Востоке, и принятие СССР в 1934 г. в Лигу Наций, международную организацию, близкую по характеру работы с послевоенной ООН.
Осенью 1934 г. начались переговоры по вопросу о заключении многостороннего регионального договора о взаимопомощи («Восточного пакта»), в которых участвовал СССР. Отказ Германии и Польши от участия в этом соглашении, неконструктивная политика Великобритании привели к прекращению переговоров. Позитивными результатами переговоров было заключение в мае 1935 г. советско-французского и советско-чехословацкого договоров о взаимной помощи. В марте 1935 г. в Москве успешно проходил визит английского лорда-хранителя печати А. Идена, в результате которого стороны договорились согласовывать свои шаги на международной арене.
В 1935 г. СССР осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию. В связи с вводом немецких войск в демилитаризованную Рейнскую зону Советский Союз предложил в Совете Лиги Наций принять коллективные меры против нарушения международных обязательств. Но большинство членов Лиги Наций, и прежде всего Англия, не поддержали советские предложения, так как, с одной стороны, они начали уже проводить политику, получившую впоследствии название «умиротворения», т. е. старались путем уступок Германии превратить ее в надежного партнера в международных делах, а с другой — использовать Германию в качестве противовеса коммунистическому внешнеполитическому курсу СССР.
Аналогичные подходы со стороны СССР и западных стран нашли свое отражение и в отношении таких важнейших событий 30-х годов, как гражданская война и интервенция Германии и Италии в Испании в 1936–1939 гг., «воссоединение» (аншлюс) Германии и Австрии в марте 1938 г., Мюнхенское соглашение сентября 1938 г. и присоединение к Германии Судетской области.
СССР оказал значительную помощь — экономическую, политическую, военную, включая посылку регулярных войск под видом добровольцев, — испанскому республиканскому правительству. После вывода интернациональных частей из Испании республиканское правительство пало. Западные страны заняли по отношению к этой войне позицию невмешательства.
СССР вместе с демократическими странами осудил аншлюс Германии и Австрии, однако ни одна из стран не хотела выступить в качестве лидера открытой антигерманской кампании, что привело к тому, что Берлину не было оказано реального противодействия.
Рост военного потенциала Германии и прежде всего реальная угроза объединения всех развитых стран на антисоветской основе активизировали попытки советской дипломатии установить надежные связи с демократическими государствами. Однако западные страны предпочли курс на провоцирование германской агрессии в восточном направлении. Его кульминацией стало соглашение в Мюнхене в сентябре 1938 г., в котором участвовали главы правительств Германии, Италии, Англии и Франции. Наиболее существенным результатом этой встречи было присоединение промышленно развитой Судетской области Чехословакии к Германии. После Мюнхена начинается охлаждение отношений Англии и Франции с Германией и попытки наладить сотрудничество с СССР, используя его в качестве противовеса неуправляемой Германии.
Реальные контакты между Англией, Францией и СССР по поводу германской угрозы начались в марте 1939 г. В апреле 1939 г. эксперты трех стран впервые стали рассматривать проекты договора о взаимопомощи в связи с возможной германской агрессией. Предложения участников переговоров были очень далеки друг от друга, так как каждая нз сторон стремилась получить односторонние преимущества (западные страны — заставить СССР выставить значительно больше дивизий в случае военных действий, а Советский Союз — увеличить свое политическое влияние в Польше, Румынии и Прибалтике), кроме того, ни одна из сторон не хотела брать на себя однозначные обязательства вступать в войну в случае начала боевых действий против одного из возможных союзников. Младшие партнеры Англии и Франции — Румыния, Польша и страны Прибалтики — резко негативно высказывались о предложениях Советского Союза предоставить ему право вводить войска на территории этих стран в случае немецкой агрессии, так как опасались, что они не будут выведены оттуда никогда. Несмотря на разность подходов, постепенно стороны стали находить общие точки и сближать свои позиции. Это привело к возможности проведения В Москве 12–21 августа 1939 г. переговоров англо-франко-советских военных миссий. Основными противоречиями были по-прежнему вопросы о количестве выставляемых советских дивизий, о гарантиях оказания помощи союзникам в случае конфликта и праве прохода советских войск через территорию Польши и Румынии. К 17 августа переговоры зашли в тупик.
Практически одновременно с началом переговоров с Англией и Францией с весны 1939 г. СССР приступил к осторожному зондажу немецких позиций по поводу возможного сближения. Вместе с тем Гитлер был крайне заинтересован в скорейшем выяснении позиций Советского Союза, поскольку исчерпал все возможности уступок со стороны Запада и решил продолжить свою игру по расшатыванию международной системы теперь уже при помощи Востока.
В ходе предварительных секретных переговоров между Германией и Советским Союзом были достигнуты договоренности, приведшие к подписанию в Москве 23 августа 1939 г. министром иностранных дел Германии Риббентропом и народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым пакта о ненападении. Однако суть договора содержится не столько в его опубликованных статьях, сколько в дополнительном секретном протоколе, разграничивавшем «сферы интересов» Германии и СССР в Восточной Европе. Согласно ему Польша становилась немецкой «сферой интересов», за исключением восточных областей, а Прибалтика, Восточная Польша, Финляндия, Бессарабия и Северная Буковина (часть Румынии) — «сферой интересов» СССР, т. е. СССР фактически вернул утраченные в 1917–1920 гг. территории бывшей Российской империи. Заключение советско-германского пакта привело к прекращению всех дипломатических контактов между Англией, Францией и СССР, отзыву английской и французской делегаций из Москвы, хотя советское руководство и предполагало декларативно продолжить переговоры.
Вопросы:
1. Какие задачи ставил перед собой СССР во внешней политике? На какие направления она делилась?
2. Охарактеризуйте основные события на восточном направлении внешней политики. Какой характер носили отношения с Китаем?
3. Дайте характеристику советско-английским отношениям. Как менялись эти отношения с течением времени?
4. Дайте характеристику советско-французским отношениям. Как менялись эти отношения с течением времени?
5. Дайте характеристику советско-американским отношениям. Как менялись эти отношения с течением времени?
6. Выделите основные шаги по созданию системы коллективной безопасности. Почему эта идея провалилась?
7. Выделите основные предвоенные события в Европе и дайте им краткую характеристику. Какова роль СССР в этих событиях?
8. Подумайте – могла ли быть удачной политика «умиротворения агрессора». Приведите аргументы в защиту своей позиции.