Тема «Химия нуклеиновых кислот».




СБОРНИК СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«БИОХИМИЯ С КЛИНИКО-БИОХИМИЧЕСКИМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 2790104 «МЕДИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ДЕЛО»

ДУНАЙСКАЯ Н.Е.

 

Дунайская Нина Евтеховна – преподаватель высшей категории биохимии с клинико-биохимическими исследованиями учреждения образования «Мозырский государственный медицинский колледж».

 

 

Аннотация:

В сборник входят ситуационные задачи по различным темам, предусмотренные программой дисциплины для учащихся II курса по специальности «Медико-диагностическое дело».

Решение ситуационных задач способствует развитию мышления и способностей учащихся, развитию творческих умений.

Учащиеся усваивают знания, умения, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного решения нестандартной ситуации, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении. Решение ситуационных задач способствует активной творческой личности учащихся, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные профессиональные ситуации.

 

 

Рекомендации по использованию:

Метод ситуационных задач позволяет быстро и объективно оценить деятельность учащихся на занятии, повышает интерес к дисциплине, развивает у учащихся логическое мышление, творческие способности, активирует познавательную деятельность.

 

 

Тема «Введение. Техника сбора и хранения материала для исследований».

Задача № 1.

У больного неясный диагноз болезни. В участковой больнице медсестра взяла кровь из вены у этого больного и принесла в лабораторию для анализа. Лечащий врач порекомендовал отправить кровь в районную лабораторию для выполнения назначенных анализов. Какие действия лаборанта участковой больницы?

Задача № 2.

Из процедурного кабинета медсестра принесла штатив с пробирками, в которых находится взятая из вены кровь у пациентов. Как лаборанту определить какие пробирки с кровью необходимо выбрать для получения сыворотки, а какие – для получения плазмы?

Задача № 3.

 

Для выполнения назначенных врачом анализов необходимо 2,5 мл сыворотки. Сколько крови должна взять медсестра у пациента? Больной в тяжелом состоянии.

Тема «Введение. Техника сбора и хранения материала для исследований».

Э Т А Л О Н

Задача № 1.

Решение:

Лаборант из принесенной крови должен приготовить сыворотку крови, поставить пробирку с сывороткой в холодильный контейнер и отправить сыворотку в районную лабораторию с указанием всех данных на больного.

Задача № 2.

Решение:

В пробирках, где имеется сгусток крови, будет готовиться сыворотка, если в пробирках нет сгустка, значит кровь используется для приготовления плазмы.

Задача № 3.

Решение:

У пациента необходимо взять 10 мл венозной крови. Из расчета, что объем выделяемой сыворотки составляет 1/3 взятого объема крови (при некоторых патологических состояниях сыворотки получается намного меньше). В задаче указано, что состояние больного тяжелое.

Тема «Химия углеводов».

Задача 1.

Рассчитайте концентрацию глюкозы в крови человека, если известно, что через 2 часа после разовой инъекции инсулина уровень глюкозы снизился до 60 мг% и составил 40% от исходного уровня. Каково клинико-диагностическое значение этого показателя? (При выражении концентрации используйте единицы СИ.)

 

Задача 2.

Рассчитайте концентрацию фруктозы в крови взрослого человека, если она составляет 0,4% от среднего уровня глюкозы, содержание которой в крови равно 5 ммоль/л. Каково клинико-диагностическое значение показателя?

 

Задача 3.

Спортсмен пробежал 2 км из 10 км дистанции. Какое вещество явилось основным источником энергии на двух километрах пути спортсмена? а) глюкозо-1-фосфат; б) жирные кислоты; в) молочная кислота; г) глюкоза.

Задача 4.

В лабораторию принесли мочу на анализ. Пациенты – учащиеся медицинского училища, у них профосмотр.

На столе в «мочевой комнате» – 30 баночек с мочой. Один из показателей – определение углеводов. Какие действия фельдшера-лаборанта? Ответ обосновать.

 

Задача 5.

Фельдшер-лаборант выехал к больному с сахарным диабетом на дом. больной проводит лечение по назначению врача. Какие исследования может провести фельдшер лаборант у постели больного? Ответ обосновать.

 

 

Задача 6.

В крови определена концентрация глюкозы, равная 170 мг%. Чему равна концентрация глюкозы в ед. СИ (ммоль/л). Оцените результат.

 

 

Задача 7.

При проведении качественной реакции на глюкозу в моче образовался осадок темно-коричневого цвета. Какую реакцию провел фельдшер-лаборант?

 

Тема «Химия углеводов».

Э Т А Л О Н

Задача 1.

Решение:

1) Коэффициент пересчета в единицы СИ (ммоль/л) равен 0,0555.

2) 60 мг% = 60 · 0,0555 = 3,33 ммоль/л

3,33 ммоль/л – 40%

Х –------------ 100%

3) КДЗ – гипергликемия.

Задача 2.

Решение:

1) 5 ммоль/л – 100%

Х –--------- 0,4%

2) КДЗ – «следы» фруктозы.

Задача 3.

Ответ: г).

Задача 4.

Решение:

При массовых осмотрах лаборанту необходимо использовать экспресс-метод (метод «сухой химии») для обнаружения глюкозы в моче. Можно пользоваться набором тест-полосок «Глюкотест», «ДиаФан» и др. Проведение анализа таким методом экономит время фельдшеру-лаборанту, способствует быстрому исследованию мочи.

 

Задача 5.

Решение:

 

Так как больной с сахарным диабетом принимает лечении по назначению врача, то исследование глюкозы у постели больного в крови и моче – это скорее всего контроль содержания глюкозы в биологических жидкостях. Удобно применить тест-полоски «Глюкотест» для обнаружения глюкозы в мое и прибор «Глюкометр» для определения глюкозы в крови (кровь из пальца!).

 

Задача 6.

Решение:

С глюкозы = 170 мг%.

Коэффициент пересчета в единицы СИ (ммоль/л) равен 0,0555.

С глюкозы (ммоль/л) = 170 · 0,0555 = 9,4.

Увеличена концентрация глюкозы в крови (при норме: 3,33 – 6,2 ммоль/л).

 

Задача 7.

Решение:

Фельдшер-лаборант обнаружил наличие глюкозы в моче реакцией Ниландера.

 

Тема «Химия липидов».

Задача 1.

У больного с раковой опухолью в крови обнаружено резкое снижение холестерина. Почему?

 

 

Задача 2.

Гидролиз жиров и масел катализируется основаниями. Многие бытовые пятновыводители (например, водные растворы NН3 или раствор, содержащий NаОН) являются основаниями. Составьте уравнения реакции гидролиза триглицерида миристиновой кислоты СН3-(СН2)12-СООН. Источник получения миристиновой кислоты – сливочное масло.

 

 

Задача 3.

У больного при биохимическом анализе крови обнаружено повышение уровня глюкозы в крови до 152 мг%, общих липидов – до 15 г/л, выделение мочи за сутки составило 3,5 л.

Какой предположительный диагноз можно поставить на основании полученных данных?

Примечание: норма для общих липидов – 4-8 г/л.

Задача 4.

У больного в крови отмечено увеличение ЛПНП, ЛПОНП, а уровень холестерина составил 10 ммоль/л.

Для какого заболевания характерна такая картина крови?

 

Задача 5.

При обследовании подростка, страдающего ксантоматозом, выявлена семейная гиперхолестеролемия.

Концентрация каких липопротеинов резко повышена в крови при данной патологии?

а) хиломикронов;

б) ЛПНП;

в) ЛПОНП;

г) ЛПВП

 

Задача 6.

В штативе 4 пробирки:

в I-ой – нестойкая эмульсия;

во II-ой – растворения нет;

в III-ей – устойчивая эмульсия;

в IV-ой – растворение.

Какие реагенты были использованы для получения таких результатов? Какой результат можно использовать как одно из условий эффективной работы панкреатической липазы?

 

 

Задача 7.

При проведении качественных реакций на липиды были обнаружены следующие результаты:

I-я пробирка: изумрудно-зеленое окрашивание;

II-я пробирка: желтый осадок;

III-я пробирка: красное кольцо на границе жидкостей.

В каких пробирках обнаружен холестерин? Как называются реакции?

Тема «Химия липидов».

Э Т А Л О Н

Задача 1.

Решение:

Клетки раковой опухоли интенсивно делятся и холестерин используется для построения мембран этих интенсивно делящихся клеток, поэтому в крови содержание холестерина резко снижено.

 

 

Задача 2.

Решение:

СН2О-СО-(СН2)12-СН3 СН2ОН

       
 
 
   


СНО-СО-(СН2)12-СН3+3NаОН→ СНОН+3СН3-(СН2)12-СООNа

Мыла миристиновой

СН2ОСО-(СН2)12-СН3 СН2ОН кислоты

 

Уравнение щелочного гидролиза триглицерида миристиновой кислоты.

Задача 3.

Решение:

Уровень глюкозы 152 мг% или в ед. СИ 152 · 0,0555 = 8,4 ммоль/л (при норме 3,33 – 6,1 ммоль/л).

Общие липиды повышены в 2 раза, суточное выделение мочи больше нормы.

Предположительно: диагноз: сахарный диабет

Задача 4.

Решение:

Ответ: Картина крови отражает предположительно атеросклероз, или сахарный диабет, или ожирение.

 

 

Задача 5.

Решение:

 

Ответ: а); б).

 

 

Задача 6.

Решение:

1-я пробирка – использована вода.

2-я пробирка – этиловый спирт.

3-я пробирка – раствор белка; раствор мыла или желчь.

4-я пробирка – бензол или бензин, или диэтиловый спирт.

 

 

Задача 7.

Решение:

Холестерин обнаружен в 1-ой пробирке, реакция называется Либермана-Бурхарда; холестерин обнаружен в 3-ей пробирке – реакция Сальковского.

 

 

Тема «Химия белка».

Задача 1.

При длительном голодании у людей появляются так называемые «голодные» отеки. В чем причина появления отеков?

 

 

Задача 2.

При спектральном анализе гемоглобина крови человека установлено, что этот человек подвержен одной из широко распространенных вредных привычек. Какой именно и как это установили?

 

 

Задача 3.

У молодой здоровой женщины при поступлении с пищей 120 г белка в сутки выделилось с мочой за то же время 16 г азота. Какое предположение о состоянии женщины можно сделать?

Задача 4.

При проведении качественных реакций на белки и аминокислоты обнаружены следующие результаты:

1-я пробирка – оранжевое окрашивание;

2-я пробирка – сине-фиолетовое окрашивание;

3-я пробирка – кирпично-красное окрашивание;

4-я пробирка – бурое окрашивание.

а) Охарактеризуйте по окраске раствора каждую реакцию.

б) Какие группы открываются в белке?

в) Назовите типы цветных реакций.

Задача 5.

К 30 каплям неразведенного белка добавили 30 капель раствора (NН4)24. Через 5 минут смесь отфильтровали. Какие фракции получили? Как подтвердить правильность вашего ответа?

 

Задача № 6.

Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?

Задача 7.

В результате суточного рациона человек получил с пищей 110 г белков. Сколько азота может выделиться с продуктами распада?

 

Задача № 8.

Установлено, что при достаточной калорийности пищи, но при отсутствии в ней белка у животных наблюдаются патологические явления: останавливается рост, изменяется состав крови и т.д. С чем это вязано? Дайте мотивированный ответ.

 

Тема «Химия белка».

Э Т А Л О Н

Задача 1.

 

Эталон.

При голодании в организм поступает мало белковых веществ, уменьшается синтез белков крови, уменьшается её онкотическое давление, что и приводит к отекам.

 

 

Задача 2.

 

Эталон.

Вредных привычек, к сожалению, много. Спектральный анализ гемоглобина позволяет выявить различные его формы (оксиНb, дезоксиНb, карбоксиНb, метНb). Понятно, что если привычка вредная, то должно увеличиваться количество патологических форм гемоглобина. Остается уточнить, что речь идет о курении. У курильщика в крови обнаруживается значительное количество карбоксигемоглобина. Курить вредно!

 

 

Задача 3.

 

Эталон.

16 г азота получается из 100 г белка.

1 г азота – 6,25 г белка

16 г азота – Х г белка

Х = 16 · 6,25 = 100 г.

1 г азота – 6,25 г белка

У г – 120 г белка

Должно выделиться 19 г азота, а если выделяется 16 г азота, значит имеет место задержка азота в организме в составе белка. Это может быть связано с беременностью, когда часть белка идет на построение тела плода.

 

 

Задача 4.

 

Эталон.

1. Оранжевоеокрашивание – ксантопротеиновая реакция; открывает тирозин, фенилаланин, триптофан, содержащие ароматическое кольцо аминокислот. Специфическаяцветнаяреакция.

2. Сине-фиолетовоеокрашивание – биуретовая реакция; открывает пептидные группы в белке. Универсальнаяцветнаяреакция.

3. Кирпично-красноеокрашивание – реакция Миллона; открывает тирозин на фенольную группу. Специфическаяцветнаяреакциянатирозин.

4. Буроеокрашивание – реакция Фоля; открывает цистеин, метионин, цистин, содержащие сульфгидрильные группы –SН. Специфическаяцветнаяреакция.

 

 

Задача 5.

 

Эталон.

30 капель неразведенного белка + 30 капель раствора (NН4)24 → смесь, которую через 5 минут отфильтровали. На фильтре – глобулиновая фракция, а в фильтрате – альбуминовая фракция. Глобулиновую фракцию можно обнаружить, добавив несколько капель Н2О до растворения, а затем провести биуретовую реакцию. Результат – сине-фиолетовое окрашивание. Глобулины осаждаются полунасыщенным раствором (NН4)24.

Задача № 6.

 

Эталон.

Построим систему «кровь». Она включает такие элементы: плазма, форменные элементы, белки крови, другие компоненты плазмы. После сгорания в пепле остаются химические элементы, входящие в состав сгоревшего объекта. Кровь отличается большим содержанием железа от состава одежды. В состав гема входит Fе, значит, на одежде была кровь.

Задача 7.

 

Эталон.

1 г азота – 6,25 г белка

Х г – 110 г белка

 

Ответ: с продуктами распада может выделиться 17,6 г азота.

Задача № 8.

 

Эталон.

В желудочно-кишечном тракте белки подвергаются гидролизу до аминокислот. Причем, незаменимые аминокислоты, которые занимают центральное место в обмене белков, содержатся и поступают в организм только с пищей. При отсутствии хотя бы одной незаменимой аминокислоты наблюдаются патологические явления.

Тема «Химия нуклеиновых кислот».

Задача 1.

У больного серповидноклеточной анемией состав аминокислот 4-го пептида гемоглобина следующий: валин – гистидин – лейцин – треонин – пролин – валин – глутаминовая кислота – лизин.

Определите изменения в участке ДНК, кодирующем 4-ый пептид гемоглобина, приведшие к заболеванию, если в нормальном гемоглобине последовательность аминокислот в 4-ом пептиде следующая: валин – гистидин – лейцин – треонин – пролин – глутаминовая кислота – глутаминовая кислота – лизин.

 

Задача 2.

Какие изменения произойдут в строении белка, если в кодирующем его участке ДНК – ТАА ЦАГ АГГ АЦТ ААГ между 10 и 11 нуклеотидом включен цитозин.

Задача 3.

Какие изменения произойдут в строении белка, если в кодирующем его участке ДНК ТАА ЦАГ АГГ АЦТ ААГ между 13 и 14 нуклеотидом включен тимин?

Задача 4.

Участок цепи белка вируса табачной мозаики состоит из следующих аминокислот: серин – глицин – серин – изолейцин – треонин – пролин – серин. В результате воздействия на и-РНК азотистой кислотой цитозин РНК превращается в гуанин.

Определите изменения в строении белка вируса после воздействия на РНК азотистой кислотой.

Задача 5.

У человека, больного цистинурией (содержание в моче большего, чем в норме, числа аминокислот) с мочой выделяются аминокислоты, которым соответствуют следующие триплеты и-РНК: ЦУУ, ГУУ, ЦУГ, ГУГ, УЦГ, ГУЦ, АУА. У здорового человека в моче обнаруживается аланин – серин – глутаминовая кислота и глицин.

Выделение каких аминокислот с очой характерно для больных цистинурией? Напишите триплеты, соответствующие аминокислотам, имеющимся в моче здорового человека?

 

 

Задача 6.

Участок молекулы ДНК, кодирующий полипептид, имеет в норме следующий порядок азотистых оснований: ААА ААЦ ЦАТ АГА ГАГ ААГ ТАА. Под действием мутагена третий слева аденин выпал из цепи.

Определите структуру полипептидной цепи, кодируемой данным участком ДНК в норме и после выпадения аденина.

 

 

Типовая задача № 1.

№ пробирки Ингредиенты (в каплях) Результат
  5 капель гидролизата 10 капель 10% раствора NаОН 1 капля 1% раствора СuSО4  

1.Постановка какого опыта изображена на схеме?

2.В чем принцип этого опыта?

3.Каков результат опыта?

4.С каким опытом можно сравнить этот опыт, какое сходство и отличие вы находите?

Типовая задача № 2.

№ пробирки Ингредиенты (в каплях) Результат
  10 капель гидролизата 1 капля конц. NН3 5 капель 1% раствора АgNО3  

 

1.Постановка какого опыта изображена на схеме?

2.В чем принцип этого опыта?

3.Что доказывает данный опыт?

Типовая задача № 3.

№ пробирки Ингредиенты (в каплях) Результат
  10 капель гидролизата 2-3 капли 1% спиртового раствора тимола. Перемешать. По стенке прилить 20 капель конц. Н24. Встряхнуть!  

 

1.Постановка какого опыта изображена на схеме?

2.В чем принцип этого опыта?

3.Что доказывает данный опыт?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: