История села Донское: Нижний Студенец - Патриаршее - Водопьяново - Донское.




Первые упоминания о Донском.

Село Донское образовалось давно. Первые сведения идут с 17 века. Известно, что до 1648 года оно называлось «Нижний Студенец», по названию реки Студенец, протекающей по территории села.
По преданиям наше село получил от царя Михаила патриарх Филарет. В память о своём отце, после его смерти, царь Михаил Фёдорович повелел построить Покровский храм на Красной площади Москвы (собор Василия Блаженного) и назвать крупнейшее из принадлежащих патриарху Филарету сёл – «Патриаршее». Таким образом, параллельно с названием «Нижний Студенец» наше село с октября 1633 г. стало называться «Патриаршее» (название, которое потом закрепилось и вытеснило первое, вплоть до начала ΧΧ века).

В связи с усилившимися гонениями на церковь и советизацией общества жители нашего села, воодушевлённые подвигом Михаила Васильевича Водопьянова - Героя Советского Союза и нашего земляка, обратились с просьбой о переименовании села в «Водопьяново». В 1934 году в Чукотском море потерпел бедствие теплоход «Челюскин». Для спасения 104 пленников суровой Арктики были направлены лучшие экипажи воздушного флота страны, в том числе и Михаил Васильевич Водопьянов. Каждому за проявленное мужество и героизм было присвоено звание «Героя Советского Союза». В 1935 году село было переименовано в «Водопьяново».
С 1958 года село называется «Донское» - по местоположению на левом берегу реки Дон.

٭٭٭

Территория села постоянно подвергалась нашествию кочевников. Около него, на правом берегу Дона, на Галичьей Горе, находилась наблюдательная служба за движением кочевников.
Это высокое и обширное плато, в то время покрытое зарослями леса, позволяло наблюдать за движением враждебных сил с левой стороны Дона на расстоянии 35-40 км.
Когда о набеге неприятеля требовалось сообщить очень быстро, применяли такой способ. Во всех сторонах оборонительной линии стояли высокие столбы, к вершинам которых прикреплялись бочки со смолой. Когда дозорный примечал мчащихся конников, он сообщал остальным сторожевым.
Один из сторожевых натягивал лук и пускал зажжённую стрелу в бочку со смолой. Стрела попадала в бочку, смола загоралась, а ветер раздувал пламя. Соседние стражи, видя огонь, зажигали у себя такие же бочки со смолой.
И не проходило часа, как вся многовёрстная линия от Галичьей Горы уже знала, что с «дикого поля» идёт враг, и извещала население о его приближении.
Через территорию села проходили татарские орды во главе с ханом Тамерланом и Тахтамышем.
По народным преданиям с 1661 по 1671 гг. на Галичьей Горе стоял штаб Фрола Разина (брат Степана Разина). В период крепостничества крестьяне нашего села принимали участие в восстании под руководством Степана Разина.

* * *
Донское с 1700 по 1918 годы.

В начале 18 в. В нашем крае началось строительство первых крупных предприятий. Наш край богат запасами железной руды, поэтому создавалось металлургическое производство.
Липецкий край в 1700 году посетил Пётр I. Он приказал строить железоделательные заводы, которые выпускали пушки, ядра, якоря и т.д. в районе Донского Рудника в 1700-1760 гг. добывалась руда для липецких заводов.
13 марта 1813 года в селе Студенец Задонского уезда родился Дельвиг Андрей Иванович. Барон, военный и государственный деятель, инженер, генерал-лейтенант(1868), сенатор(1869). Он являлся двоюродным братом А.А. Дельвига - поэта, близкого друга Пушкина. Воспитывался в пансионе Лопухиной в Москве(1828-1829). В 1842 году участвовал в экспедиции против горцев на Кавказе, где руководил инженерными работами.
В 1852-1861гг. - председатель архитектурного совета по постройке Храма Христа Спасителя. В 1861-1871 гг. - главный инспектор частных железных дорог в России. Созданное железнодорожное училище в Москве носит его имя.

* * *

До революции в селе жили две помещицы: Суколейкина и Прибыткова – в Матюшкино и помещик Бехтеев – на Галичьей Горе. В период столыпинской реформы кулаки И.С. Чубаров и Т.С. Родионов перешли на хутор около станции Патриаршая. Кулак Хороших Г.И. скупил все земли у разорившихся помещиков (ныне - Гороховка). Этот кулак имел три водяных мельницы, крупорушку; откармливал свиней и отвозил их в город. У него работали по - найму жители сёл Ивово и Патриаршее.
Перед Октябрьской революцией в Нижнестуденецкую волость входили: с. Патриаршее (ныне Донское), с. Верхний Студенец, Бутырки, Рогожино, Галичья Гора и Задонье (д. Анненка). Волость была одной из бедных. На крестьян тяжёлым гнётом давила нужда. Они ещё с зимы закабалялись к помещику Бехтееву, которому принадлежали лучшие земли Задонья. Крестьяне обрабатывали землю примитивными орудиями труда (соха, борона, и т.д.). В одном небольшом домике проживало до 10 -12 человек и здесь же находились телята, овцы.
Болезни и высокая смертность были попутчиками крестьянских семей Нижнестуденецкой волости. Наиболее выделяющимися домами были дома попа и подрядчика Яблоновского М.С. Широко применялась вербовка мужского населения подрядчиком Яблоновским в города Воронеж, Ростов- на -Дону и др. В селе Патриаршее был ямщик Громов. Он имел свою конюшню с 18-ю разъездными лошадьми и инвентарём. Он эксплуатировал в основном детский труд: нанимал мальчиков 12 – 14 лет за 4 рубля в месяц и харчи. Вместо книг и учебников дети крестьян вынуждены были быть погонщиками, конюхами. Беспросветная крестьянская доля изменилась с совершением Октябрьской революции. Накануне революции в селе появляется запрещённая литература: стать В.И. Ленина, прокламации и др.
Её приносили студенты, посланные партией для работы в деревне. Это были: Щекотин, пришедшие на побывку революционно настроенные солдаты (Пичугин Ф.Ф., Тюрин М.С., Родионов Г.Н.)

После революции 1917 года временным правительством были назначены во все сёла и деревни пропагандисты из числа эсеров и меньшевиков.
В село Донское был назначен для агитации крестьян меньшевик Трубицын. На митингах, проходивших в селе, большинство поддерживало большевиков. Крестьяне – бедняки, а их было примерно 78%, убеждались, что временное правительство не даст народу ни земли, ни воли, ни мира. Крестьянские выступления продолжались. Они отбирали у кулаков инвентарь, хлеб, землю.
Меньшевики и эсеры призывали крестьян уезда присоединиться к гетманской Украине.
В мае 1918 года был созван ΙΙ – й крестьянский съезд. На нём крестьяне выступали против присоединения к гетманской Украине и выказали полную поддержку Советской власти. 2 июня 1918 года в селе Патриаршее проведены досрочные перевыборы волостных Советов.
Новый состав был явно контрреволюционный, старающийся подорвать Советскую власть. Население волости обратилось в местный совет за содействием против вредителей. 2 октября открылся уездный съезд Советов. На съезд прибыли представители всех волостей. По текущему моменту съезд вынес резолюцию, в которой было решено ответить на выступления белогвардейцев красным террором и усиленной записью в ряды Красной Армии.

* * *
История колхоза.

В период с 1924 по 1929 годы в селе Патриаршее развивался частный капитал.
В 1926 году в селе Пружинки была организована крестьянская кооперация. Но в 1927 году была переведена в село Патриаршее (Донское). Оно избрало правление из 12 человек. Председателем был избран Яблоновский Владимир Осипович. Через эту кооперацию крестьяне брали в кредит сельскохозяйственные машины, деньги на покупку скота, особенно лошадей. Правление закупало хлеб у крестьян ещё на корню, делали контрактацию, давали им под урожай весной деньги, а после уборки крестьяне продавали хлеб государству через правление. В деревне Матюшкино было организовано товарищество по совместной обработке земли. Во главе товарищества стоял некий Галкин. При кредитке был организован прокатный пункт по очистке зерна. Механиком был Пётр Некрасов. Была организована и потребительская кооперация. Председателями были: Некрасов М.А., Петрухин С.П., Исаев Г.В. Коллективизация в нашем селе началась осенью 1929 года. В начале организовали инициативную группу, потом собрали собрание. Крестьяне подавали заявления и вступали в колхоз. Вначале вступило 40 хозяйств. Первыми колхозниками были Роман Дубиков, некие Басов и Кондратьев.

Сплошная коллективизация началась в 1930 году. Колхоз был большой, объединяя сёла: Матюшкино, Поповку. Потому его называли «Заветы Ильича». Председателем был Грачёв из села Гагарино.
Осенью 1930 года проводился съезд колхозников Липецкого уезда. За хорошую работу на съезд послали колхозниц Екатерину Юркину и Елену Яблоновскую. При колхозе были детские ясли, детские площадки.
1933 год. Колхоз-гигант «Заветы Ильича» разделили на несколько хозяйств. В колхоз «Заветы Ильича» входили улицы: Советская, Ленинская, Донская, д. Анненка. В колхоз «Свердлова» - ул. Свердлова, Пролетарская, Ворошилова, Степана Разина. В колхоз «Крупской» входили улицы: Красина, Калинина. В колхоз «Куйбышева» - часть улицы Пугачёва, Набережная. В колхоз «Максима Горького» - улица Жаворонкова, «1 мая» - д. Матюшкино, «Молодая Гвардия» - д. Поповка.

В 1934 году у нас образовался МТС. В 1952 году произошло объединение колхозов. На территории Донского сельского совета осталось три: ««Заветы Ильича», «Крупской», «Свердлова». Затем и они объединились в колхоз «Крупской», а д. Анненка образовала коллективное хозяйство Гальчинского совета под названием «Заветы Ильича».
В 1959 году по решению правительства МТС реорганизован в РТС. В этом же году проведена межколхозная реорганизация колхозов в совхоз «Донской», в который вошло село Донское, д. Анненка, Казино, Верхний –Студенец, Галичья Гора, д. Матюшкино.

* * *
Храм Богоявления (Крещения Христова).

Богоявленский храм в с. Патриаршее (ныне Донское) известен по документам с 16 в. Это была деревянная церковь, которая сгорела и на её месте начали строить каменный храм. Его строили на пожертвования прихожан. Особенно крупную сумму пожертвовало богатое семейство, о котором лишь известно, что в селе их прозвали Зиновьевы. Храм построили и освятили в 1800 году, но окончательное строительство было завершено лишь в 1862 г., когда достроили пределы: правый – Св. Митрофана, левый - Св. Тихона Задонского, в трапезной части – Успения Пресвятой Богородицы.
Из «ведомости о церкви Богоявленской, стоящей Задонского уезда Воронежской епархии в с. Нижнем Студенцы, Патриаршем тож 1911 год»: «Церковь построена в 1800 г. тщанием прихожан. В 1862 г. распространена пристройкой боковых пределов. Зданием каменная, на каменном фундаменте с колокольней, в одной связи крепка, покрыта железом прочно…
По штату при ней положены: два священника, штатный дьякон и два псаломщика по расписанию штатов 1885 г. и просфорня…»
В 1884 г., 17 января учреждена церковно – приходская школа. «Церковная школа помещается в доме собственном, обучает 50 мальчиков и 15 девочек.
Школа грамоты в деревне Матюшкиной учреждена в 1909 г., находится в доме, нанимаемом от общества.
При церкви церковным старостой состоит крестьянин Сергей Васильевич Яблоновский, который Должность свою проходит с 1 марта 1908г., Преосвященный посетил приход в 1910 г.
Настоятель церкви священник Николай Дмитриевич Казьмин, 38 лет, 1908 г. 30 апреля назначен настоятелем в сию церковь… Село Патриаршее с деревней Матюшкиной и с деревней Анниной составляют приход Богоявленского храма…»

* * *
Культура и просвещение.

В селе в 1916-1917 учебном году было 3 школы: две земских – трёхкомплектных и церковноприходская – однокомплектная, где с 3-мя группами занимался один учитель. В земских школах работали семь учителей. Школьные здания не были приспособлены к занятиям. В них было тесно, темно, грязно. Только одно здание было новое. Парты были шестиместные. В 1814 г. на Ленинской улице построено новое здание. Оно было высокое, светлое и просторное. Второе здание школы было выстроено в 1861 г. на ул. Советской. В настоящее время оно снесено.
Третье здание было наёмное на улице Кооперативной, теперь его занимает газовый участок.
Училось в школе большинство мальчиков: девочек было 10-15, да и те редко оканчивали школу. Они обычно уходили из 1-2 группы прясть и помогать матерям. Дети бедняков или совсем не учились, или выбывали после 1 или 2-го года обучения, т.к. у них не было одежды и обуви. Им рано приходилось идти на работу. Учителя учили писать, читать, считать, а священник приходил проповедовать «Закон божий».
1917год. Установилась Советская власть, изменился культурный облик села. После революции земские и церковно-приходские школы были преобразованы в трудовые первой ступени. В 1935 г. была открыта средняя школа. Многие учителя Донской средней школы были её выпускниками (Родионова А.А., Исаев Н.И., Бушнева Р.Ф.).
В 1921 году была открыта сельская библиотека. До 2004 года она находилась в помещении ДК (ныне церковь), в которой имелось 15907 экземпляров книг на сумму 29 мл.698 тыс. 785 руб. и 2000 читателей.
В 2004 году библиотеку перевели в помещение Новозадонского потребительского общества, где раньше находился магазин «Одежда».

После установления Советской власти церковь Богоявления в селе отдали под клуб, в котором до 2004 года проходили общественные мероприятия. В доме культуры работали кружки художественной самодеятельности, танцев; проводились смотры, молодёжные дискотеки.
После возвращения зданию храма его прямого назначения ДК был перенесён в помещение Рудничного клуба досуга.
С 1 января 2006 года система ЦБС - реорганизована. ДК и библиотеки переведены на местное самоуправление.

* * *
Село в годы Великой Отечественной войны.

«Современники и потомки, склоните головы. Здесь покоится прах 66 советских воинов, отдавших жизнь за свободу нашей Родины.»- этими печальными словами начинается надпись на гранитных плитах открытого 9 мая 1971 года памятника Боевой Славы на въезде в Донское.
Летопись ВОВ вбирает в себя каждый час и каждый миг пути к победе. Но те, кто пережил то нещадно суровое время, мысленно добавляет к истории новые эпизоды, факты, ибо в каждой человеческой судьбе наших городов и сёл война оставила свой след.
До нашего села тогда фашисты не дошли, их остановили советские воины за Доном, но, тем не менее, наше село жило одним дыханием со всей страной и тоже помогало Родине победить в смертельной схватке с врагом.
С первых дней войны сотни селян ушли на фронт. На территории нашего села в 1941 г. были развёрнуты госпитали. Женщины и подростки ухаживали за ранеными. Много жителей не вернулось, отдав жизнь за Родину.

Горбунов Николай Иванович. Родился в 1918 году в с. Нижний Студенец Задонского уезда. В 1938 г. был призван в ряды Красной Армии. Окончил школу военных лётчиков. В 1934 г. участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками в составе 3-го истребительного авиаполка. Командир эскадрильи капитан Горбунов Н.И. отличился в боях за освобождение Украины. Отличный воздушный боец совершил более 200 боевых вылетов, показывал пример бесстрашия и героизма. Он уничтожил 15 самолётов противника. 2 августа 1944 г. капитану Горбунову Н.И. было присвоено звание Героя Советского Союза.
12 октября 1944 г. капитан Горбунов был смертельно ранен в бою. Похоронен в братской могиле в центре посёлка Великая Михайловка Одесской области.
В парке в центре села Донское установлен памятник Герою Советского Союза Горбунову Николаю Ивановичу.

Горбунов Андрей Михайлович. Родился в 1905году в селе Нижний Студенец Задонского уезда в крестьянской семье. Учился в церковно-приходской школе, работал пастухом. В 1927 г. был призван в Красную Армию, военной службе посвятил всю свою жизнь. Учился в военной пехотной школе, затем в военно-политической академии им. Ленина, по окончании которой в 1941 г. был направлен в качестве комиссара полка на Брянский фронт. Участник многих боёв, познал и горечь отступления, и радость освобождения родной земли. Горбунов А.М. личным примером воодушевлял бойцов на ратные подвиги. За мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра 30 октября 1943 года полковнику Горбунову А.М. было присвоено звание Героя Советского Союза. После окончания войны служил военным комиссаром в Карело-Финской Советской Социалистической республике. Умер в 1956 году.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: