Философия школы. (мнение о школах вообще)




Проблема образования в настоящее время рассматривает­ся в качестве одной из глобальных проблем, которая исследуется в широком социокультурном контексте общественных, национальных изменений. Основным принципом современной образовательной политики в школе является приоритет свобод­ного развития личности, а источником содержания образования могут стать основные сферы самоопределения личности — чело­век, общество, природа, ноосфера.

В условиях современного образования возникает необходи­мость в изменении сущности, типа образовательного процесса. Это связано с тем, что для учащихся становится все более актуальным не процесс научения; не знания, умения и навыки как результат этого процесса, а учение и самообразование, при кото­ром знания и умения становятся средствами развития и самораз­вития личности. Качество современного образования, усвоения знаний определяется главным образом по то­му, что ребенок запомнил, воспроизвел и сделал по образцу. Кроме того, в школе не формируется техника понимания раз­ных ситуаций и тем более — техника построения стратегии не­шаблонного единичного действия. Поэтому реально вместо уме­ний у учащихся формируются лишь навыки выполнения доста­точно простого набора специализированных операций, пригодных для узкого круга условий.

Та­кое обучение игнорирует внутренние механизмы личностного роста и не ориентировано на саморазвитие личности. Для того, чтобы содержание образования не отождествлялось с учебным материалом, необходимо перемещение акцента с ре­зультатов деятельности на саму деятельность, что позволит про­двинуться к содержанию образования как способу разностороннего развития личности.

Кроме того, традиционное обучение не уделяет достаточного внимания становлению эмоциональных и духовных качеств личности, практически полностью исключает из рассмотрения ее экзистен­циальные проблемы.

Основополагающие идеи, реализуемые в рамках традиционного общего среднего образования, вступают в явное противоречие с гуманистической идеологией, которая признает центральным субъектом, инициирующим и самоорганизующим процесс собственного становления, личность ребенка.

В качестве альтернативы социоцентрической, личностно от­чужденной образовательной парадигмы мы рассматриваем кон­цепцию личностно-ориентированного подхода, концепцию антропоцентричной школы, которая выступает как императив сохранения целостности и духовности человека.

Личностно — ориентированный подход, основанный на такой идее, что образова­ние — это развитие, идущее от самой личности (в которой изна­чально заложено стремление к полной самореализации), являет­ся наиболее прогрессивным, наиболее соответствует условиям демократизации российского общества и образования и предполагает создание психолого-педагогических условий для целостного развития внутренних за­датков человека, его познавательных потребностей, приобщения к универсальным ценностям культуры. Основной, ведущей идеей концепции школы является идея само­развития.

Глав­ным является личностное развитие, раскрытие личностного потенциала, которым изначально обла­дает каждый человек. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь учащемуся осознать свои возможности и создать условия для их оптимального развития.

Гуманистическая педагогика сотрудничества счи­тает наиболее эффективной стратегией организации образова­тельного процесса стратегию «фасилитации» (от англ. to facilita­te — помогать, способствовать) — помощь и стимулирование са­моразвития личности. Такой подход заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным дейст­вующим лицом становится личность учащегося как целостная система, которая сама способна обучаться.

По нашему мнению, сущность образовательного процесса состоит в следующем:

1. необходимо создание таких со­держания, форм и методов обучения и воспитания, которые обес­печивают эффективное развитие и саморазвитие индивидуальнос­ти ребенка — его познавательных процессов, личностных и духов­но-нравственных качеств;

2. создание таких условий, при которых ребенок лично заинтересован в том, чтобы активно принимать обучающее и воспитывающее взаимо­действие.

Для достижения этих целей должно быть четкое представле­ние о фундаментальных основах и направлениях воспитания и обучения, исходных задачах современной шко­лы. Только при соблюдении этих требований возможно опреде­лить место и значение каждой дисциплины в формировании лич­ности учащегося, установить содержание и структуры школьных программ и учебников по разным предметам, определить общую методологию воспитания и методики преподавания различных дисциплин.

Таким образом, концептуальные подходы к развитию обра­зования должны способствовать формированию определенных качеств личности — человека образованного, высоконравствен­ного, духовно богатого, обладающего сознанием гражданского долга, способного к самообразованию и творчеству, физически здорового.

Образованность заключается в наличии знаний, которые складываются в цельную картину окружающего мира как системы предс­тавлений, обладая неизменным стремлением к позитиву.

Нравственность определяется действенным стремлением доб­ровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми в обществе идеальными этическими понятиями.

Духовность предполагает способность к самоценному, беско­рыстному стремлению к истине, добру и красоте, осознанию этого стремления как выражающего сущность человеческого в человеке.

Понятия, на которые должны ориентироваться школы вообще.

— толерантность

— личностно — ориентированный подход

— индивидуальная образовательная программа

Осмысление этих требований к образованию, анализ прой­денного школой пути и результатов учебно-воспитательного про­цесса, позволяют определить цель школы, выбрать правильное направление в ее развитии и установить стратегический и техно­логический (тактико-операционный) уровни развития школы, а также уровень личностных контактов с учетом требований личностно — ориентированного учебно-воспитательного процесса.

Философия школы для талантливых детей с ограниченными ответственностями включает в себя все вышеперечисленные требования.

Педагоги школы для одаренных детей с ограниченными возможностями стремятся к тому, чтобы дети имели интерес к конкретным дисциплинам, чтобы они стремились к саморазвитию и самостоятельной работе по поиску и переработке интересующей их информации, развивали свои способности и превращали их в навыки.


 

 

Миссия школы

Главной целью школы для способных детей является формирование гармонически развитой, социально — активной творческой личности. Наша школа призвана обеспечить необходимые и достаточные условия для актуализация у ребенка внутренней активности, направленной на развитие собственных физических, интеллектуальных и духовных сил, внутренней целостности и значимости социальных связей, постижение смыслов бытия, умение противостоять жизненным трудностям, становления ребенка как личности, умения противостоять жизненным трудностям.

3.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: