Великорецкий крестный ход




Великорецкий град

Автор:

Кувшинов Илья,

8 Г класс

Руководители:

Кудрявцева Светлана Юрьевна,

учитель изобразительного искусства

 

Микеева Наталья Владимировна,

учитель математики

 

 

КИРОВ


Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

1.Великорецкий град, как архитектурно-историческая ценность Вятского края

1.1. Великорецкий крестный ход……………………………………………… 5

1.1.1. Возникновение традиции………………………………………… 5

1.1.2. История крестного хода…………………………………………… 6

1.1.3. Традиции крестного хода…………………………………………. 10

1.1.4 Историческое явление в наше время……………………………… 11

1.2. Великорецкий град…………………………………………………………. 14

1.2.1.История создания Великорецкого града…………………………. 15

1.2.2.Преображенская церковь………………………………………….. 17

1.2.3.Никольская церковь……………………………………………….. 18

1.2.3. Ильинская колокольня…………………………………………….. 18

2.Социологическое исследование……………………………………………... 19

2.1. Анкетирование учащихся …………………………………………... 20

2.2. Беседа с участниками крестного хода ……………………………... 21

Заключение………………………………………………………………………. 22

Библиографический список…………………………………………………….. 23

Приложение 1 ……………………………………………………………. 24

Приложение 2 ……………………………………………………………. 25

Приложение 3 ……………………………………………………………. 26

 


Введение

«У нас в России путь только с Богом. Спешите в храмы Божьи, спешите делать друг другу добро, помогать друг другу. Не разменивайте ваши жизни на мнимые радости. Надо с большим уважением, терпением относиться друг к другу, чужое горе воспринимать, как свое»

 

 

Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина.

Предметом нашего исследования является изучение исторической судьбы Великорецкого града – жемчужины Вятского края, его архитектурных особенностей и культурно-исторической ценности.

Цель исследования: формирование православных чувств и ответственности засохранение историко-культурного наследия родного края.

Задачи исследования:

- подобрать информацию по теме исследования;

- изучить историю Великорецкого града и крестного хода;

- посетить комплекс Великорецкого града;

- изучить исторические объекты и их достопримечательности;

- побеседовать с участниками крестного хода;

- провести анкетирование по предмету исследования с учащимися;

- на основе данных, полученных по результатам бесед и при анкетировании, получить представление о степени изученности предмета жителями нашего города.

Объект исследования: Великорецкий град, великорецкий крестный ход.

Предмет исследования: Великорецкий град.

Гипотеза: предположим, что если каждый житель, с детских лет будет знать историю храма и посещать великорецкий крестный ход, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, тем самым будет привит интерес к православной истории нашего края.

Проблема: малоосвещаемое событие.

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение);эмпирические (анкетирование, математические расчёты с использованием математических формул).


 

Великорецкий град, как архитектурно-историческая ценность Вятского края

Великорецкий крестный ход

Велико почитание святителя Николая в христианском мире. Почти семнадцать веков прошло после блаженной кончины Мирликийского чудотворца, но не ослабела народная любовь к нему, не померкла со временем его слава. Тысячи храмов посвящены святителю, написано множество икон с изображением святого, среди которых прославились чудотворные и особо чтимые образы. Как звезды сияют эти святыни на церковном небосклоне, указуя путь к спасению через бушующее море житейских страстей. Одной из ярчайших звезд этого великого сонма светит чудотворный Великорецкий образ святителя Николая.

Именно с памятью святителю Николаю связано известное историческое явление, сохранившее свое значение в наши дни – Великорецкий крестный ход.

Великорецкий крестный ход - самый древний, известный, многолюдный и величественный из всех крестных ходов Вятской земли. Он начинается 3 июня от Свято-Успенского собора города Кирова, идет через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт - село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны, поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров. Тысячи паломников из разных городов и сел России проходят 180-километровый путь. На богослужениях в селе Великорецком присутствует более 50 тысяч человек.Событие находит широкое освящение в средствах массовой информации, притягивая внимание к происходящему миллионов граждан нашей родины.

Возникновение традиции

Церковное предание бережно хранит память о явлении чудотворного образасвятителя Николая. Начало древнейшей традиции крестного хода связано с обретением его на берегу реки Великой жителем деревни Крутицы Семеном Агалаковым.

Однажды, как повествует сказание о явлении иконы, «некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся».

Первое чудо от иконы произошло там же в деревне,когда, приложившись к чудотворной иконе, исцелился крестьянин, который до этого не мог ходить. Люди местных деревень, узнав о творящихся чудесах от иконы, стремились побывать на том месте и возблагодарить Бога за дарованную им святыню. С этого времени берет свое начало и почитание места явления иконы.

На берегу реки Великой вскоре построили деревянную часовню. Она стала местом паломничества. Из окрестных деревень и сел шли люди поклониться святому месту. Источник, появившийся у сосны, где явился чудотворный образ, стал источником исцеления страждущих и скорбящих, чающих утешения Божия.

Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла столицы Вятского края – града Хлынова. Спустя некоторое время по соборному решению хлыновское духовенство и градоначальники обратились к жителям Великорецких деревень с просьбой перенести чудотворную икону в Хлынов ради ее безопасности и «многонародного собрания». Забирая икону, жители Хлынова дали обет ежегодно возвращать икону святителя Николая на берега реки Великой к месту его славного явления. Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций Вятской земли – Великорецкий крестный ход.

История крестного хода

 

Чудотворный образ был принесен в Хлынов и торжественно внесен в главный храм города во имя святого Прокопия Устюжского. Вскоре в честь святой иконы был сооружен деревянный Никольский собор, ставший на долгие годы главным городскими собором.

Именно в этот храм со слезами и молитвой к святителю Николаю приходил великий подвижник, молитвенник и печальник земли Вятской преподобный Трифон Вятский – отец вятского монашества.

По приказу царя Ивана Грозного и благословению патриарха Макария в 1555 году Великорецкая икона совершила свое первое путешествие в Москву. Это событие действительно явилось славой имени святителя Николая на земле Российской. Проезжая по городам и селам, от святой иконы исцелялись больные и творились многие чудеса.

Это путешествие нашло отражение в знаменитом лицевом летописном своде, составленном в XVI столетии. Летопись рассказывает: «… и шел Николин образ Вяткою и Камою вниз, да Волгою вверх на Казань и на Свиязской город, и на Нижний Новгород Окою вверх до Коломны, а от Коломны Москвою рекою вверх». Примечательно, то что в составители свода разделили рассказ о путешествии на две части, чтобы зримо отразить обширность пространств, освящаемых шествием чудотворного образа.

Великорецкий чудотворный образ прибыл в первопрестольную столицу в праздник Петра и Павла. По принятому в то время обычаю, икону встречали в разных местах на подступах к городу именитые сановники, подчеркивая значимость происходящего. Судно с иконой плыло по Москве реке до Николо-Угрешского монастыря, где по повелению государя было встречено братом царя князем Юрием Васильевичем со свитою. У Симонова монастыря встречал сам государь всея Руси с боярами и именитыми людьми Московскими, как повествует летопись «с великою верою и многим желанием». У Яузкого моста икону встречали архиереи и собор духовенства. Встреча сопровождалась торжественным крестным ходом. Предстоятель русской церкви – митрополит Макарий встречал чудотворный образ у Флоровских ворот Кремля. Икону торжественно внесли в Успенский собор «и поставиша против митрополичьего места», где митрополит в присутствии царя и огромного стечения православного люда совершил молебствие. «И на следующий день, — говорится в летописи, — в церкви Пречистыябышанеоскудные чудеса от образа великого чудотворца Николы».

В те годы на Красной площади развернулось грандиозное строительство выдающегося памятника Казанской победы – собора Покрова на Рву или храма Василия Блаженного.

По указу царя один из приделов этого удивительного храма был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николая. Известно, что в ознаменование всех этих событий был установлен крестный ход из Успенского собора в придел «Николы Великорецкого на рву» и приурочен он был именно к 29 июля (11 августа по нашему стилю) – празднику Рождества Николая Чудотворца. Установление в Москве празднования Рождества Николая Чудотворца, восходит к традиции, существовавшей в Новгороде в XVI столетии и, очевидно, является инициативой митрополита Макария. Сам крестный ход и богослужения этого дня отображены на страницах лицевого летописного свода. Для нового храма и царских вкладов в российские обители митрополитом Макарием были сделаны списки с чудотворного образа.

Как встреча великорецкой иконы, так и ее возвращение сопровождалось торжественным крестным ходом с участием царя и митрополита при огромном стечении народа. Маршрут возвращения иконы проходил через Вологду.

После взятия Казани татарское войско разбежалось и занималось разбоем по всей Руси. Чтобы сохранить чудотворный образ Николая Великорецкого государь приказал спрятать икону в Вологде. На набережной реки, близ Ильинского монастыря, чудотворную икону закопали в известь. Образ находился там до тех пор, пока жители сражались за оборону города Вологды от нашествия татар. После победы, государю написали, что «татары под городом Вологдой разбиты живущими в нем и заступлением угодника и чудотворца Николая». Царь, узнав о случившемся, повелел написать список с иконы и оставить его в Вологде, а саму чудотворную Великорецкую икону отпустить на Вятку. Список был написан, а на том месте, где хранилась икона, был построен храм во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца, прозванная в народе «на извести». Ныне это Александро-Невская церковь в Вологде.

В Хлынов Всероссийская святыня возвратилась в 1557 году, богато одаренная государем. По возвращении образ продолжал творить множество чудес в вятском соборе.

С этого времени на Руси распространяется почитание Великорецкого чудотворного образа. «От образа же наипаче чудотворения с верою просящим преизобилуют, и много образов с него пишущее мерою и подобием, и ото всех чудотворения быша многим верным».

Один из списков Великорецкой иконы принес в свой монастырь преподобный Корнилий Псково-печерский. По прошествии времени от иконы стали исцелятся насельники обители и богомольцы. Этот образ сохранился в монастыре по сей день, являясь великой святыней и называемый в обители «начальный», поскольку принесен был начальником монастыря преподобным Корнилием.

Другой почитаемый список Великорецкой иконы находится в Ипатиевском монастыре города Костромы. Еще в 1556 году прислал его сюда царь Иван Грозный в память о своем убиенном сыне Иване.

В честь Великорецкой иконы основывались на Руси монастыри. Одному вологодскому подвижнику преподобному Агапиту, ученику преподобного ЛонгинаКоряжемского в 1576 году случилось тяжело заболеть. В болезни явилась ему икона святого чудотворца Николая, прозванная Великорецкой с повелением, взяв список с этой иконы идти на реку Макрушу и там основать обитель. По этому откровению преподобный вскоре исцелился и пошел в назначенные пределы и основал там сперва часовню, а в 1578 году и два храма, первый в честь Великорецкой чудотворной иконы святителя Николая, вторую во имя святого блаженного Прокопия Устюжского. Так было положено основание Маркушевского Никольского монастыря.

Еще две обители, одна из них в Москве, известная под названием «Никола в Хлынове», а другая на крайнем севере близ Холмогор – Знаменитая Николаевская Моржегорская (моржевская) мужская пустынь. В начале XVI века список Великорецкой иконы был явлен в Костромских пределах на бабайках, веслах от плотов для сплава леса и названный поэтому «Бабаевским». В Костроме и окрестностях этот список Великорецкой иконы получил самое широкое почитание. Первоявленная икона была торжественно перенесена в Костромской кафедральный собор, где и хранилась до его разрушения. Ныне один из чтимых списков этой иконы находится в Костромском соборе Воскресения на Дебре.

Одновременно со строительством Великорецких монастырей стали появляться и приходские церкви. В начале XVII века Николо-Великорецкая деревянная церковь была построена в городе Путивле Сумской области (ныне Украина). Сейчас это Никольский казацкий собор. Другой храм был в Тотьме. Известно, что он был разрушен литовцами при захвате Тотьмы в 1613 году.

В российскую столицу Великорецкая икона снова вернулась в 1614 году, когда Русь еще переживала последствия Великой Смуты. Только что избранный молодой государь Михаил Федорович призвал вятскую святыню в Москву, дабы утешить православных горожан в их горе. Продолжавшаяся Смута, вести о сожжении Москвы поляками, держание ими в своих руках Кремля и заключенного в нем Патриарха, сильно волновали русский народ.

 

Традиции крестного хода

 

В 1668 году указом преосвященного Александра архиепископа Вятского и Великопермского, днем празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая назначено 24 мая (6 июня по нашему стилю). На этот день составлена специальная церковная служба. Она просуществовала только до начала XVIII столетия.Потом ее незаслуженно забыли и только в год 600-летнего юбилея крестного хода в 2000 году песнопения этой службы зазвучали вновь.

Длительные пешеходные переходы в древности, особенно в Вятском крае, населенном языческими племенами, были не безопасны. Следует вспомнить, что Великорецкую икону перенесли в Хлынов собственно из-за частых набегов таких племен. На большое расстояние люди преимущественно передвигались по рекам. Изначально и Великорецкий крестный ход совершался по рекам Вятке и Великой. Это обстоятельство в 1778 году побудило Вятского епископа Лаврентия (Барановича) к изданию указа об учреждении сухопутного пути крестного хода. С этого времени маршрут больше не менялся. И сейчас паломники направляются к месту явления чудотворного образа этим путем. Из Вятки паломники шли пешком, заходя по пути в села и деревни, и в них совершая молебны. На пути крестного хода встали древние вятские села: Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Медяны, Филейское. Прохождение крестного хода через то или иное село было целым событием в жизни жителей села и окрестных деревень. Паломников встречали как трудников, несущих на себе подвиг молитвенного делания. Такое настроение создавало особую благоговейность перед участниками крестного хода.

В XIX веке свои впечатления о крестном ходе, будучи в Вятке, описал писатель М.Е. Салтыков-Щедрин. В рассказе «Общая картина» он пишет: «Соборная площадь кипит народом…, но вот раздался благовест соборного колокола; толпа вокруг заколыхаласьи вся как один человек, встала… Духовная процессия с крестами и хоругвями медленно спускается с горы к реке; народ благоговейно снимает шапки и творит молитву…Через полчаса берег делается по-прежнему пустынным, и только зоркий глаз может различить вдали флотилию, уносящую пеструю толпу богомольцев».

В начале ХХ века в проводах иконы стал принимать участие военный оркестр: «после литургии, накопившаяся многотысячная масса богомольцев-пришельцев с горожанами, с преосвященным, градским клиром и образами всех церквей, с церковным пением и звуками военной музыки «Коль славен наш Господь» направляется к набережной реки», — рассказывает А. Вознесенский. Как видим, крестный ход никого не оставил безучастным, здесь и духовенство, и чиновники, и военные, гимназисты и крестьяне.

В наши дни многие паломники считают своим долгом окунуться в водах святого источника. Для них возле надкладезной часовни устроена удобная деревянная купальня. Теперь этот новый обычай прочно вошел в традицию Великорецкого крестного хода.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: