Особой эпохой в истории Великорецкого крестного хода стал советский период. 23 января 1918 года Советским правительством был издан декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В специальной инструкции к этому декрету говорилось: «Религиозные шествия, а также совершение каких бы то ни было религиозных обрядов на улицах и площадях допускается лишь с письменного разрешения местной Советской власти».
В первые годы советская власть воздерживалась от решительных действий. 3 июня по-прежнему на соборной площади собирались тысячи богомольцев и запретить это не было никакой возможности. В 20-е годы кафедральный собор, а вместе с ним и чудотворная Великорецкая икона оказались в руках обновленцев. Но с 30-х годов след величайшей святыни земли Российской теряется.
Неизвестно куда и когда пропала икона. Она таинственно явилась и таинственно исчезла.
Исчезновение иконы естественно послужило поводом к прекращению крестного хода. Нечего стало возвращать на берега реки Великой, но одновременно с этим открылась другая форма почитания православных святынь – паломничество. Официально крестный ход не был запрещен и поэтому паломники, следуя древней традиции, шли к месту явления чудотворного образа и несли с собой иконки святителя Николая. Советская власть, тем временем, разворачивала свою машину атеистической пропаганды. Это было началом жестоких гонений на Церковь. Многие благочестивые люди, совершавшие паломничество на реку Великую претерпели в это время аресты, разные притеснения и даже мученическую смерть.
Начало Великой Отечественной войны в 1941 году остановило машину массовых репрессий, но не остановило паломничество к месту явления иконы. Новая волна «хрущевского» атеистического погрома накатилась на страну. Снова стали закрывать храмы, снова начались преследования верующих. В 1959 году впервые было опубликовано официальное запрещение паломничества на реку Великую. Для «борьбы» с паломниками установлены милицейские кордоны, в задачи которых входило находить паломников, пробирающихся сквозь лесную чащу к месту явления иконы и вывозить как можно дальше от святого места. «В 1962 году, — говорит писатель Владимир Крупин, — шло всего тридцать человек». Остальные паломники в разное время пробирались по два – три человека лесными тропами, чтобы их не заметили. Считать число богомольцев приходивших к месту явления иконы в то время ни кому не приходило в голову.
|
В апреле 1978 года на Кировскую кафедру был назначен епископ Хрисанф (Чепиль) (ныне покойный митрополит Вятский и Слободской).
После наступивших изменений в отношениях государства и церкви в 1989 году архиепископ Хрисанф обратился с просьбой о разрешении крестного хода и проведения богослужения на реке Великой. И власть пошла на уступки. Богослужение на берегу Великой разрешили, но крестный ход – нет. Было предложено совершить крестный ход от ближайшего села Чудиново, расположенного в семи километрах от Великорецкого. Активным помощником владыки в деле восстановления древней русской традиции стал секретарь епархии протоиерей Александр Могилев (ныне Митрополит Астанайский и Казахстанский).
Оценив ситуацию, отец Александр предложил владыке совершить литургию 6 июня прямо на берегу реки в походной церкви. Этот обычай вошел в практику и совершается и поныне. В тот день службу совершал архиепископ Хрисанф с собором Вятского духовенства, при огромном стечении богомольцев из разных мест нашего Отечества.
|
Важным событием явился крестный ход и для жителей областного центра. Впервые, после десятилетий духовного опустошения люди окунулись в атмосферу подлинно духовного праздника. Ежегодно тысячи горожан выходят на улицы города, чтобы проводить Великорецкую икону в крестный ход. Многие приводят детей. Трогательно, когда родители поднимают детей на руках над огромной массой народа, чтобы они хотя бы взглянули на Великорецкий образ.
Крестный ход с иконой проходит по улицам города от Успенского Трифонова монастыря, где ныне хранится, приходит в с. Макарье (ныне в черте города). Здесь жители города прощаются со своей святыней, отпуская ее в далекое путешествие.
Уже в 1992 году крестный ход стал совершаться своим историческим путем. С каждым годом Великорецкий крестный ход становился многолюдней. «Крестный ход растет численно, — рассказывает Крупин, — старухи-трудники боялись, и справедливо, что приход молодежи ослабит его молитвенность, строгость, аскетичность. Конечно, деточки на привалах затевают игры, конечно, и молодежи хочется иногда не молитвы, а шутки. Это естественно. Но крестный ход сам по себе подчиняет людей общей мысли, общему устремлению, общей цели».
Распорядок крестного хода очень трудный: три дня паломники идут к месту явления чудотворного образа и два дня обратно, ежедневно преодолевая более 30 километров пути. Дорога всегда разная: то полем, то лесом, то асфальтная трасса. «Верующий же человек понимает, на что решается: почти полную неделю надо идти часов по шестнадцать-восемнадцать, ложиться в десять-одиннадцать, в два ночи вставать, в три выходить. А жара, а дожди, а мороз, а гнус!». Но идут люди, идут и кто побывал на Великой реке в дни празднования явления чудотворного образа у того навсегда останется в памяти этот яркий и одновременно тихий, смиренный, духовный праздник.
|
В 2005 году Определением Священного Синода Русской Православной Церкви в селе Великорецком открыт Николо-Великорецкий мужской монастырь(в настоящее время он преобразован в Великорецкое подворье Свято Трифонова монастыря города Кирова).
Наместником монастыря был назначен игумен Тихон (Меркушев), который около десяти лет, по благословению владыки, возглавлял Великорецкий крестный ход.
С открытием монастыря село преобразилось. Восстанавливаются древние храмы, налаживается быт обители. Особое значение возрождению великой русской святыни придавал митрополит Хрисанф. Владыка часто посещал монастырь, лично участвует в рассмотрении проектов и эскизов восстановления поруганных святынь. За годы лихолетий комплекс сильно пострадал и теперь требуется немало сил по его воссозданию общими усилиями.
В 2007 году впервые после закрытия храма в Великорецком в 1959 году, в Никольском приделе Преображенской церкви в день праздника была совершена Божественная литургия. В подготовке проведения праздника принимают участие как духовные, так и светские власти. Ежегодно под председательством заместителя губернатора области создается оргкомитет, на котором решаются насущные вопросы содействия областных, городских и районных властей проведению крестного хода.
Сегодня Праздник в Великорецком является одним из центров духовной жизни русской земли. Каждый год, 6 июня здесь собирается более пятнадцати тысяч паломников.
Великорецкий град
Уникальный храмовый комплекс в селе Великорецкое украшает Кировскую область и считается святыней всего Вятского края. «Великорецкий град» сохранился до нашего времени в составе храмовых строений – Никольская церковь (1822-1839 гг.), Преображенская церковь (1739 г.) и Ильинская колокольня (1860 г.). Кроме того, архитектурный памятник также включает в себя четыре каменных двухэтажных дома для школы и притча (19 век), гостиный двор и торговые ряды.
В разные времена над архитектурным ансамблем работали лучшие строители и талантливые архитекторы: С.Е.Дудин, И.Д.Дюсар де Невиль, Горынцевы, А.Е.Тимофеев, А.С.Андреев, И.Т.Соловкин и В.М.Дружинин.