Суриков Василий (1848-1916) .Боярыня Морозова. 1887. Холст, масло. 304х588




ЖАНРОВАЯ СТРУКТУРА ЖИВОПИСИ.

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖАНРОВ ЖИВОПИСИ

 

Вопросы:

1. Предпосылки формирования жанров живописи.

2. Мифологический жанр.

3. Исторический жанр.

4. Батальный жанр.

5. Бытовой жанр в живописи, его историческое и социальное значение.

6. Анималистический жанр.

 

Предпосылки формирования жанров живописи

Жанр в изобразительном искусстве ‑ (фр. genre – род, вид) – это совокупность формальных и содержательных особенностей произведения искусства, система определяющих признаков сюжетно-тематической линии художественного изображения.

С развитием культуры, изобразительное искусство как форма отражения окружающего мирового пространства развивалось, осваивая все более новые визуальные и психологические характеристики своего времени. Художники рассматривали реально существующий мир все более глубоко, детализируя анализ сущностных процессов развития общества.

К 17 веку, специфика художественного отражения действительности расслоилась и специализировалась, что создало предпосылки формирования условно самостоятельных, структурных, сюжетно-тематических объединений художественного изображенияжанров. Жанр – понятие вездесущее в изобразительном искусстве. Свою структурирующую функцию жанр распространяет на все виды изобразительного искусства, в некоторой степени на театр, кино, литературу.

Термин «жанр» возник в эстетике французского Классицизма середины XVII в., В XVII в. теоретики академического искусства разделили его на «высокий» и «низкий» жанр в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. В живописи «высоким» считались исторический и мифологический жанры, «низким» — портрет (за исключением парадного, церемониального, статуарного), пейзаж, натюрморт.

В данное время выделяют как равнозначные такие жанры живописи как портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический, исторический, мифологический, батальный, бытовой и др. В произведениях живописи может встречаться сочетание жанров или их элементов. Предпочтения в тематическом диапазоне зависят от времени, стиля, общественных требований к искусству и, претерпевают постоянные изменения. В основе деления, кроме тематического принципа, выявляются также отношения категорий общего и особенного. В различных жанрах это соотношение различно.

 

Мифологический жанр

Мифы, легенды, предания народов мира составляют важнейший источник творчества художников всех поколений. Мифологический жанр ‑ жанр, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают народный эпос, легенды, мифы древних народов. Величие взгляда на мифы и историю есть специфическая черта мифологического и исторического жанра.

Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы обретают литературную форму рассказа с нравственно-аллегорическим содержанием. Жанр посвящен идее единства телесной и духовной красоты, величия земного и космического миров. Он раскрывал нераздельность духовного и телесного начал.

Античная мифология – тематическая основа жанра способствовала появлению в искусстве совершенных природных форм, обнаженных мужских и женских фигур. Присутствие обнаженной модели в искусстве европейской культуры обусловлено именно греко-римской мифологией. В образах богов и богинь, титанов, героев, нимф, художники и зрители видели единство человека, бога, природы, возможность реализации в художественном образе необъяснимого, субъективного присутствия высших сил в жизни человека.

Окончательно жанр формируется в эпоху Возрождения. Античные легенды древней Греции и Рима дали богатейшие сюжеты для картин С.Боттичелли Рождение Венеры (ок. 1484, Флоренция, Уффици), А.Мантеньи Парнас (1497, Париж, Лувр), Джорджоне Спящая Венера (ок. 1508–1510, Дрезден, Картинная галерея), Рафаэля Афинская школа (1509–1510, Рим, Ватикан), Д.Веласкес, Рембрандт. Н.Пуссен Спящая Венера (1620-е, Дрезден, Картинная галерея), П.П.Рубенс Вакханалия (1619–1620, Москва, ГМИИ им. Пушкина), Д.Веласкес Вакх (1628–1629, Мадрид, Прадо), Рембрандт Даная (1636, С.-Петербург, Эрмитаж), Дж. Б.Тьеполо Триумф Амфитриты (ок. 1740, Дрезден, Картинная галерея).

Многие столетия мифологический жанр является нормой высокого, идеального искусства, философским жанром в искусстве (скульптуры И.Мартоса, картины Ж.-Л. Давида, Ж.-Д.Энгра, А.Иванова).

С 19–20 вв. стали популярны темы германских, кельтских, индийских, славянских мифов. В начале 20 в. жанр получил новое переосмысление в символизме и модерне ‑ М.Дени, М.Врубель, И. Билибин, В.М.Васнецов (в скульптуре А.Майоля, Э.А.Бурделя, С.Конёнкова, графике П.Пикассо).

В развитии русской культуры очень значима роль В.М.Васнецова. Его называют певцом русской сказки. В его станковых картинах мифологические темы и образы отражают характер русской земли и ее героев, например, как на полотнах «Три богатыря», «Бой скифов со славянами», «Витязь на распутье», или поэтично и лирично, например, как на картинах «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке». В.М.Васнецов стремился к решению художественных задач, отвечающих великой национальной идее.

Мифологический жанр в станковом искусстве трактуется неоднозначно. Католические и православные иконы, не принято относить к этому жанру, отчасти из-за толкования библейских событий как исторических. Картина И. Е. Репина «Воскрешение дочери Иаира» считается мифологической, как и все другие академические произведения с библейскими сюжетами. К мифам относят сюжеты языческих преданий и легендарных повествований в старинных литературных источниках, но фольклор, народный эпос несут в себе исторические сведения о народах, эпохальных событиях, так или иначе подтверждаемых позже наукой. В итоге можно говорить о мифологическо-историческом жанре.

Сложно и понятие картины. Православную икону и в музеях не называют картиной. А «Сикстинская мадонна» Рафаэля всюду значится как картина. Очевидно, что для картины важны реалистическая правдивость формы и наличие в ней черт светскости. Православная икона условна, канонична и сохраняет освященные традицией приемы так ревностно, что индивидуальному в ней остается мало места. Однако А. Рублев и Дионисий внесли в каноничную иконопись личностные черты автора. Индивидуальная манера, новые художественные приемы дают основания объединять все достойные произведения под общим названием — мифологическо-историческая живопись станкового характера. Ее объединяет высшее духовное и творческое начало.

Испанские живописцы XVII в. Ф. Сурбаран, X. Рибера постоянно работали для церкви. А ныне их произведения, как и работы Эль Греко, в крупнейших музеях мира воспринимаются как образцы картин и воплощения многогранной духовной жизни человека.

Религиозные идеи — не единственная сфера духовности в этом жанре, ведь мифы — это сказания, легенды и о происхождении мира, явлений природы, о героях и пр. Многие картины-образы прошлого вполне современно говорят о мироздании. Культовая или религиозная живопись одной из первых откликнулась на то, что всегда волновало жителей Земли: откуда начало всему, кто или что связывает их с беспредельностью. Мифологический жанр в самой основе был философским. Живопись своими средствами отвечала на волнующие людей вопросы. Мифологический, мифологическо-исторический жанр давал наибольший простор выражению сложных, взаимосвязанных идей общества.

Мифологический жанр сохранил свое воспитательное значение мастерским воплощением категории возвышенного. Та же категория наполняла благородством исторический жанр станковой живописи. Превалирование общего над частным, особенным сближало мифологическо-исторический жанр с жанром монументальной живописи. Можно сказать, что его произведения занимали пограничное положение между монументальным и станковым искусством. Всякое снижение меры условности и обыденности образов справедливо считалось недопустимым, ибо величие взгляда на мифы и историю есть специфическая черта мифологическо-исторического жанра.

3.Исторический жанр ‑ жанр изобразительного искусства, который посвящается значимым историческим событиям, деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращенный в основном к прошлому, исторический жанр включает также изображения недавних событий, историческое значение которых признано современниками.

Исторический жанр часто сосуществует в живописи с мифологическим, батальным, бытовым, портретом, пейзажем. Особенно значимо слияние исторического жанра с батальным при изображении исторических баталий, крупных сражений и военных событий. (Н.Пуссен, Д.Веласкес, П.Рубенс, Рембрандт, В. Васнецов).

Развитие исторического жанр а во многом обусловлено эволюцией исторических воззрений, социально-политических взглядов, и периоды его подъёма связаны с усилением социальных и межгосударственных конфликтов в обществе, с ростом классового и национального самосознания, со стремлением воплотить в искусстве передовые общественные идеалы.

Исторический жанр начал формироваться как самостоятельный в Европе, в эпоху Возрождения. В 16 в. итальянские художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан прославили человека как героя истории, представляя исторические сюжеты в идеальном, вневременном плане.

В 17‑18 вв. академизм выдвинул исторический жанр на первый план, понимая его как «высокий» жанр, включающий религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты. Оформился и тип многофигурной торжественной по своему строю исторической картины.

В России исторический жанр развивался в XVIII—XIX вв. и был связан с появлением светского искусства, исторической науки, просветительскими идеями и возвышенными воззрениями классицизма, пропагандистом которых выступала Академия художеств.

В историческом жанре ведущая роль принадлежала большой по размерам тематической картине (И. Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван», 1885, «Запорожцы», 1878‑91)А.Иванов, К.Брюллов). Выдающимся мастером русской исторической живописи является В.Суриков, отразивший в своих полотнах яркие исторические события, героические национальные характеры, полную внутренних противоречий историю народа: «Утро стрелецкой казни» (1881 г.), «Боярыня Морозова» (1887 г.), «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.), «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.) Эпический, былинный дух русской древней истории – основная тема творчества В. М. Васнецова («Богатыри», 1881‑98, После побоища Игоря Святославича с половцами 1880).

С конца XIX — начала XX в. художники в произведениях исторического жанра отражают события военных действий начала 20-го в.(ВерещагинВас. Вас.(1842 ‑ 1904)), революционные события, успехи революционного преобразования, борьбу с фашизмом и трагические события освободительных движений современности.

Путь искусства к социалистическому реализму определили появление большого количества произведений советского исторического жанра, К.С. Петрова-Водкина, А.А. Дейнека «Оборона Петрограда», Б.В. Иогансона «Допрос коммунистов».

Суриков Василий (1848-1916).Боярыня Морозова. 1887. Холст, масло. 304х588



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: