Бытовой жанр в живописи, его историческое и социальное значение.




На примере бытового жанра можно проследить, как мало значит тема для классификации жанров, несмотря на общепринятое деление именно по этому признаку. Одна и та же тема может отражаться с различным смысловым значением и, в этом случае, произведения разделяют и классифицируют сообразно смысловому звучанию, которое превалирует над тематическим.

Как пример ‑ работы И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» и В. Г. Перова «Крестный ход на Пасху». С композиционной точки зрения первая отвечает всем требованиям большой картины. В ней — монументальное построение, высокий пафос, ясно читаются планы, скульптурно четко смоделированы и распределены группы. Кажется, что перед зрителем предстает вся Россия. Вторая картина противоположна по звучанию, она как бы меньшего масштаба. «Крестный ход на Пасху»— достоверный слепок с натуры, с малым вмешательством идейно-художественного преобразования, в нем скромный масштаб события, элемент бытия, в котором, конечно, тоже есть свое обобщение, но не претендующее на глобальность. Картина Перова относится к бытовому жанру. Шествие в этой картине совсем не всенародного значения. «Крестный ход на Пасху» решен как маленькая зарисовка. Вместо торжественности ‑ будничность.

 

Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии. Холст, масло. 175×280 см. Государственная Третьяковская Галерея, Москва. Василий Перов. Крестный ход на Пасху. Холст, масло. 71,5х89см 1861. Третьяковская галерея

 

В разделении жанров тема произведения ‑ только повод к тому, чтобы решить ее в том или ином смысловом ключе. Бытовой жанр гораздо меньше, чем мифологическо-исторический, рассчитан на обобщения, он больше подчинен особенному, отражает типичные эпизоды жизни на малой сцене. Изображение повседневных занятий людей, будничность сюжета – характерные черты произведений бытового жанра ( жанровой живописи). При этом одни картины ближе к трагедии, драме, то другие ‑ к комедии, фарсу.

Бытовой жанр, имевший место в искусстве самых древних культур достиг расцвета в европейских национальных школах в XVI‑XVII вв. (сцена народного праздника на картине П. Брейгеля Старшего «Крестьянская свадьба»).

Позже от простой фиксации явлений художники переходят к раскрытию внутреннего смысла и общественно-исторического содержания повседневной жизни.

Критическое отношение к жизни общества нашло отражение в картинах французских художников О.Домье, Г.Курбе и русских живописцев А.Венецианова, Г.Мясоедова, В.Перова, И.Репина, П.Федотова и всех передвижников. Картины русского художника Б.Кустодиева особенно красочны, богаты образами купеческой жизни. В XIX в. В. Е. Маковский — сконцентрировал черты жанра в сценах повседневной жизни горожан («На бульваре»). Н. П. Богданов-Бельский, рассказывая о босоногом детстве крестьянской бедноты («Устный счет»), тоже использовал спокойный и обстоятельный язык жанра.

Владимир Маковский. На бульваре.53х68см.1887 Василий Перов, Птицелов. 1870, Третьяковская галерея

 

Бытовому жанру доступны изменчивые ситуации, психологические нюансы, символический смысл бытия (П.Гоген во Франции, В.Борисов-Мусатов, К.Петров-Водкин в России), героизация простых жизненных событий (Б.Иогансон, А.Дейнека, А.Пластов) и многое другое.

Привлекательность быта в живописной картине увеличивается тем, что он может включать лирические ноты, любовные сюжеты, отзываться на межличностные отношения, столкновения интересов, устремлений и многих других ситуаций, которыми всегда богата жизнь, и которые всегда волнуют публику, которая знает такие ситуации по собственному опыту и не может уйти от нравственного оценки. «Качели», «Ложа» О. Ренуара, «Танцовщица у фотографа» Э. Дега просты и естественны по форме. Картины Э. Мане «Ателье», «Бар в Фоли-Бержер» чаруют своим тонким настроением и непосредственностью чувств. Красота цветовой гаммы превращает быт в сказку. Песня радости становится своего рода обобщением, и множество посетителей музеев глубоко благодарны художникам и времени, в котором они могли создать такие шедевры.

Анималистический жанр

Для станковой живописи анималистический жанр мало типичен. Изображение животных началось в монументальном искусстве доисторического периода, но постепенно меняло свое значение и уменьшалось количественно. Оседлость, земледелие и скотоводство не побуждали к воспоминаниям о некогда жизненно важной охоте. Диким зверям оставалась роль тотемов, божеств в настенных росписях. Домашним животным досталась участь давать человеку пищу, служить для хозяйственных нужд, быть помощниками в быту, такими они представали в тех же росписях. Настенные изображения зверей, а также звероподобных существ ‑ демонов, драконов и священных животных имели ритуальное предназначение. Культовые истоки жанра сокращали его роль в искусстве вместе с падением культов.

В настоящее время многие художники изображают мир зверей и птиц. Живописцы редко обращаются к этому жанру, а вот графики и скульпторы отражают мир фауны земли достаточно часто. Некоторые из них посвятили этому все свое творчество. Они создают произведения анималистического жанра. Художник, специализирующийся в этом жанре, называется анималистом. Он уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передает его анатомическое строение. Изображение животного мира встречаются в произведениях, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, живописи, особенно часто в иллюстрациях к научным и детским книгам. В книжной графике, иллюстрациях к сказкам, басням, аллегорическим и сатирическим произведениям животное часто «очеловечивается», наделяется чертами присущими поведению человека, с поступками и переживаниями, свойственными человеку, животные костюмируются (рисунки Е.Рачева и Ю.Васнецова).

 

В русском искусстве яркие образы животных создали такие прославленные художники, как Е.Лансере, П.Клодт, В.Серов (замечательные конные статуи П.К.Клодта украшают мосты в С.-Петербурге.

Творчество известных русских художников-анималистов В.А.Ватагина, И.С.Ефимова, Е.И.Чарушина, А.М.Лаптева и других отмечено сочетанием познавательного восприятия животного мира с яркой образной характеристикой.

 

В. М. Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889, холст, масло, 249х187   Евгений Чарушин.Иллюстрации
Евгений Чарушин.Иллюстрации   Евгений Чарушин«Про Томку»

Образы животного мира и птиц встречаются в искусстве разных стран и народов. Для скульптуры и мелкой пластики, декоративного и прикладного искусства (резьба по дереву, кости, камню, глиняная игрушка, вышивка) особенно существенна декоративная выразительность фигуры, силуэта, фактуры, цвета животного. В искусстве Восточных стран, где мир окружающей природы рассматривается как наиболее гармоничная среда обитания человека ‑ культ животного или птицы является с давних времен особенно значимым и отражается во всех видах искусств многочисленно. Для них характерны изысканная красота линии, пятен, форм, философская утонченность и опоэтизированность образов.

 

Вопросы для повторения.

1. Перечислите основные жанры живописи.

2. Дайте характеристику мифологическому и историческому жанру.

3. В чем отличие мифологического и исторического жанра.

4. Охарактеризуйте тематику произведений батального жанра.

5. Каким событиям посвящены произведения исторического жанра?

6. Назовите имена художников, создающих произведения батального жанра.

7. Охарактеризуйте тематику произведений бытового жанра.

8. Культовые истоки анималистического жанра.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: