ЖИВОТНЫЕ
Кто что делает?
Цель. Закрепление словаря по теме «Домашние животные», отработка употребления существительных и глаголов в единственном и множественном числе.
Оборудование. Предметные картинки с изображением действий домашних животных, представленных в единственном или множественном числе.
Ход игры. Учитель показывает картинку, учащиеся называют животных и их действия. Например: «Лошадь скачет», «Собаки лают», «Кошка ласкается», «Козы пасутся» и т.д. Правильный ответ оценивается фишкой.
Человек и животные.
Цель. Закрепление знаний детей о пользе, которую приносит каждое животное, развитие навыков диалогической речи.
Оборудование. Картинки с изображением домашних животных.
Ход игры. Учитель раздает каждому ученику картинки домашних животных и птиц и начинает рассказывать сказку: «Это было давно. Жил человек совсем один. Однажды пришли к нему животные и сказали:
— Корми нас, а мы будем выполнять разную работу.
— Кто вы? И что умеете делать? — спросил человек...»
Учитель показывает на любого ученика. Ученик встает и говорит:
— Это лошадь.Она умеет возить грузы, ребятишек катать. (Учитель помогает, если надо.)
Затем учитель обращается к другому ученику и игра продолжается.
Петя в деревне.
Цель. Закрепление названий домашних животных и птиц, обучение отгадыванию загадок.
Оборудование. Фигурки маленького мальчика и различных домашних животных и птиц.
Ход игры. Учитель показывает фигурку мальчика и сообщает, что зовут его Петя. Он предлагает ученикам послушать рассказ об этом мальчике:
«Маленькому Пете давно хотелось поехать в деревню к бабушке. И вот однажды мама взяла мальчика с собой. Приехали они в деревню поздно вечером. Петя хотел спать и ничего не увидел.
|
Утром он проснулся рано и вдруг видит:
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь,
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Петя сразу узнал, кто это. А знаете ли вы? Как вы догадались? (На доску прикрепляется фигурка кошки.)
Вышел Петя во двор, а навстречу ему —
Борода да ножки
Бегут по дорожке.
Не знал мальчик, кто это. А вы узнали? Как догадались? (Фигурка козы также прикрепляется к доске.)
Заглянул Петя в маленький домик и обрадовался: сидит там на жердочке птица.
— Ой! — закричал Петя.— Я знаю, кто ты. Тебя так же зовут, как и меня.
Вы догадались, кто это был? А что это за маленький домик?
Пошел Петя дальше и испугался.
Стоит перед ним копна,
Спереди вилы, а сзади метла.
Кто бы это такой мог быть? Кого испугался Петя?
Побежал Петя обратно в дом, а его не пускают.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Петя знал, кто это, но подойти боялся. Вы догадались? Как узнали?
Вышла бабушка и сказала: «Ах, ты мой сторож хороший! Но на Петю не рычи, он наш гость, будьте друзьями».
Стал Петя жить в деревне, и еще со многими животными он Познакомился. Как вы думаете, кто эти животные?»
День рождения.
Цель. Закрепление словаря по теме «Дикие животные», использование в речи простого распространенного предложения с дополнением, выраженным существительным, стоящим в дательном и винительном падежах.
Оборудование. Картинки с изображением диких животных, их корма и жилищ.
Ход игры. Учитель рассказывает о том, что у зайца сегодня день рождения. Он решил пригласить к себе в гости лесных зверей. Разное угощение приготовил зайка (на магнитную доску прикрепляют картинки с разным угощением).
|
— Догадайтесь, каких зверей пригласил заяц. Докажите, сказав, кому какое угощение приготовил хозяин. Например, другу-зайцу он приготовил капусту.
Разбирается: желуди—кабану, мед—медведю, орехи—белке, молоко — ежу.
— А кого он не пригласил? (Волка, лису.) Как вы думаете почему?
Отпраздновали звери день рождения и пошли домой. (На магнитную доску прикрепляются жилища зверей.)
— Расскажите, куда пошли звери.
Ученики по очереди выходят к доске, берут картинку с изображением животного и прикрепляют ее к соответствующему жилищу, комментируя свое действие:
— Медведь лег спать в берлогу.
— А куда же лег спать заяц? (Должен быть ответ: «Заяц лег под кустик».)
Утром, проснувшись, звери рассказали о дне рождения зайца.
— Как вы думаете, кому они рассказали?
Появляются картинки с изображением детенышей. Ученики должны ответить: «Медведь рассказал медвежатам» и т.д.
Правильные ответы на протяжении всей игры оцениваются фишками. Выявляется победитель. Учитель спрашивает, что они сочинили все вместе, и просит объяснить свой ответ. Учащиеся должны ответить, что они сочинили сказку, и назвать, что в их сочинении сказочное и что реальное.
Зоопарк.
Цель. Закрепление словаря по теме «Дикие звери и птицы», развитие связной речи.
Оборудование. Вывеска «Зоопарк», открытки с изображением диких зверей и птиц, эпидиаскоп, указка.
Ход игры. Учитель объявляет, что учащиеся сейчас отправятся в зоопарк на экскурсию. Назначается первый экскурсовод. Он выходит к доске, на которую проецируется изображение клетки с каким-либо животным (или просто животного). Ученик рассказывает об этом животном по тому тексту, который он подготовил дома. Дети задают «экскурсоводу» вопросы. Если он затрудняется ответить, пояснение дает учитель. К доске выходит следующий подготовленный ученик, дается новая проекция, и экскурсия продолжается.
|
Комментарий для учителя. По мере того как учащиеся овладевают связной речью, их рассказ может быть спонтанным.
С кем пошел Витя?
Цель. Повторение названий домашних и диких животных, обучение правильному употреблению в предложении творительного падежа имени существительного с предлогом с.
Оборудование. Вырезанные фигурки мальчика и животных, магнитная доска.
Ход игры. Учитель рассказывает о мальчике, которого зовут Витя (фигурка выставляется на доске): «Витя занимается в кружке юннатов в зоопарке. Он очень любит зверей, кормит их, выводит на прогулку». Учитель продолжает: «Сейчас вы закроете глаза, а открыв их, дадите полный ответ, с кем Витя пошел на прогулку». Каждый раз, когда учащиеся закрывают глаза, учитель подставляет и меняет фигурки зверей, например собаки, лисы, зебры, лошади, козла и т.д. За каждый правильный ответ дается фишка.
Кто первый?
Цель. Закрепление знаний по теме «Дикие и домашние животные», обучение связному описанию предмета.
Оборудование. Набор картинок с изображением диких и домашних животных.
Ход игры. Ученикам раздают по три картинки, на которых могут быть изображены разные или одни и те же животные. (Учащиеся не показывают картинки друг другу.) По вызову учителя один из учеников описывает животное на своей картинке, не называя его. Например: «Это дикое животное. Он большой, шерсть коричневая, зимой спит в берлоге». Все учащиеся, имеющие картинку с медведем, выкладывают ее на парте.
Учитель вызывает второго ученика, который также описывает одну из своих картинок.
Игра заканчивается, когда первый из учеников выкладывает все три картинки.
Комментарий для учителя. В помощь детям на доске может быть записан следующий план:
Какое это животное: дикое или домашнее?
Какое оно по размеру?
Какого цвета у него шерсть?
Как называется его дом?
Мозаика.
Цель. Закрепление названий частей тела птицы, умения дифференцировать части тела птиц по величине и цвету.
Оборудование. Части тела трех (двух) птиц, магнитная доска или фланелеграф.
Ход игры. Учащимся предлагается рассмотреть части тела трех или двух птиц (количество птиц зависит от количества рядов), догадаться, какие птицы должны быть собраны из этих частей и обосновать свою догадку.
Каждый ряд выбирает себе птицу, которую будет собирать. Игра начинается с отбора игрового материала: учащиеся выходят по одному с каждого ряда к столу учителя и выбирают по одной детали для одной птицы. После того как все отобрано, также по одному ученики выкладывают на фланелеграфе или на магнитной доске из частей фигуру птицы. Выигрывает тот ряд, который быстрее справится с заданием.
Комментарий для учителя. Фигуры птиц должны быть либо разного цвета, либо разные по величине.
Угадай, что мы задумали.
Цель. Закрепление названий домашних и диких птиц и их признаков, обучение умению составлять связный рассказ.
Оборудование. Картинки с изображением домашних и диких птиц.
Ход игры. На наборном полотне картинки с изображением различных птиц. Все птицы называются. Водящий выходит из класса, а остальные ученики вместе с учителем договариваются, какую птицу они будут загадывать и что о ней говорить. Когда водящий возвращается, каждый ученик называет по одному признаку, присущему данной птице. Например: «Наша птица дикая. Она живет на пруду. Птица очень большая. У нее длинная шея. Перья у нее белого цвета. Могут быть и черные. Птица хорошо плавает, но нырять не может. Питается водными растениями. Эти птицы всегда живут парами. На зиму они улетают на юг».