Суд и прокуратура Германии




 

Конституция Германии различает пять основных об­ластей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансо­вая и административная) и учреждает пять систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим судебным органом. При этом общим судам подсудны все гражданские и уголовные дела, не отнесенные к компетен­ции административных и иных специализированных судов.

В случае противоречий между правовыми позициями выс­ших судов созывается Общий сенат высших федеральных судов, решения которого обязательны, чем обеспечивается единство всей судебной практики.

Верховный федеральный суд возглавляет систему об­щих судов по уголовным и гражданским делам. Он рас­сматривает кассационные жалобы на приговоры и реше­ния, вынесенные общими судами земли по вопросам права, но не по мотивам соответствия судебных актов фактиче­ским обстоятельствам дела.

Все нижестоящие суды являются судами соответству­ющей земли. Высшие суды земли действуют в качестве апелляционной, кассационной и первой инстанций.

Суды земли разрешают дела по первой и апелляционной инстанциям. Несложные гражданские дела рассматривает единолично судья, более сложные — трое профессиональ­ный судей, торговые дела рассматриваются коллегией в со­ставе профессионального судьи и двух равноправных с ним судей, назначаемых из опытных коммерсантов. Уголовные дела могут слушать трое судей и составляющие с ним еди­ную коллегию два шеффена (так именуют присяжных за­седателей). Низшее звено представляют участковые суды, где решения по гражданским делам выносятся единолично судьей, а уголовные — единолично и с участием двух шеффенов. Участковый судья с согласия обвиняемого может вынести приговор путем «приказа о наказании», т.е. без су­дебного разбирательства. В этом случае наказание не может быть связано с лишением свободы и исполняется, если в те­чение недели осужденный не потребует отмены «приказа о наказании» и проведения судебного процесса.

В систему общих судов включены суды по делам несо­вершеннолетних, которые действуют на участковом уровне и на уровне суда земли. Они разбирают правонарушения лиц в возрасте 14—18 лет и до 21 года, если поведение по­следних носит «подростковый характер».

Административные суды имеют трехзвенную систему. Им подсудны жалобы на действия и акты органов госу­дарственного управления и споры между органами само­управления. Обращению в суд должно предшествовать от­клонение жалобы вышестоящим в порядке подчиненности органом или должностным лицом.

Административные суды расположены в каждой зем­ле. Они вправе отменить обжалуемый акт либо восстановить права граждан, учреждений, нарушенных действиями должностных лиц. Апелляционная функция возложена на высший административный суд земли.

Возглавляет систему Федеральный административный суд — кассационная инстанция. Он же разрешает ограни­ченное количество дел по первой инстанции: споры некон­ституционного характера между землями и Федерацией и по некоторым искам против федеральных органов.

В данную систему входят дисциплинарные суды, их еще называют «профессиональными» (для военнослужащих, медработников).

Федеральный суд по трудовым делам возглавляет трех­звенную систему, где разрешаются конфликты между ра­ботодателями и работниками, между профсоюзами и объ­единениями промышленников и др.

Трехзвенный уровень имеют и социальные суды во гла­ве с Федеральным социальным судом. Предмет их юрис­дикции — споры, связанные с социальным страхованием, выплатой пособий по безработице, оказанием бесплатной или льготной медицинской помощи.

Федеральный финансовый суд и финансовые суды по одному — два в каждой земле занимаются конфликтами в сфере налогов и таможенных сборов.

Охрану конституции осуществляет Федеральный кон­ституционный суд, являющийся составной частью судеб­ной власти. Его полномочия включают толкование Консти­туции, возможность отмены неконституционных законов и по тем же мотивам — решений любых судов, включая высшие суды, рассмотрение жалоб граждан на нарушение их основных прав.

В большинстве земель ФРГ существуют свои консти­туционные суды. Конституционное производство в ФРГ не слишком отличается от российского.

Судьи Федерального конституционного суда (всего их 16) избираются поровну Бундестагом и Бундесратом, и на­значаются на должность Президентом. Срок их полномо­чий — 12 лет, пребывание в должности — до достижения возраста 68 лет.

Другие федеральные судьи назначаются Президентом по предварительному решению соответствующего мини­стра — юстиции, труда и т.д.

Замещение судейских должностей в землях происходит по решению премьер-министра или министра юстиции, как правило, по согласованию со всеми министрами — членами кабинета. Все судьи назначаются пожизненно. В отставку уходят по достижении 65 лет. Судьи могут быть удалены в отставку только по решению Федерального дисциплинар­ного суда для судей и прокуроров либо дисциплинарного суда земли.

Уголовные дела расследуются полицейскими служа­щими, а наиболее сложные — и прокуратурой. Обвинение предъявляют органы прокуратуры, которые организова­ны при общих судах всех уровней. Прокуроры же поддер­живают обвинение, а в ряде случаев принимают участие и в гражданском процессе.

Генеральный прокурор назначается Президентом с со­гласия Бундесрата. Общее руководство деятельностью Ге­нерального прокурора и подчиненных ему федеральных прокуроров осуществляет министр юстиции, а прокуроров при земельных судах — министр юстиции каждой земли.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Расскажите об особенностях построения судов и прокурату­ры США.

2. Опишите судоустройство и прокуратуру Франции.

3. Что представляют собой правоохранительные органы Вели­кобритании?

4. Расскажите об особенностях суда и прокуратуры Германии.

5. Сравните организацию судов и прокуратуры в России и за­рубежных странах.

Рекомендуемая литература

1. Авдонкин, В. С. Правоохранительные органы: учеб. посо­бие. - М., 2010.

2. Борисова, Е. А. Некоторые проблемы теории и практики мировой юстиции // Российская юстиция. — 2009. — № 2.

3. Дудко, И. А. Судебная реформа в Соединенном Королевстве Великобритания и Северной Ирландии // Государственная власть и месстное самоуправление. — 2008 — № 4.

4. Иванова, И. К. Новый Верховный Суд Соединенного Коро­левства // Журнал Российского права. — 2006. — № 11.

5. Конституционное право зарубежных стран: учебник / под ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. — М., 2010.

6. Решетников, Ф. М. Правовые системы стран мира: справоч­ник. — М., 1993.

7. Суд и правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / под ред. В. В. Ершова. — М., 2010.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: