Глава 21 органы юстиции зарубежных стран




 

После изучения настоящей главы студент должен:

знать: систему судов и других органов юстиции США, Франции, Ве­ликобритании и Германии;

уметь: оперировать юридическими категориями, свойственными правовым системам названных стран: «федеральная судебная система и суды штатов США», «генерал-атторней — окружные атторнеи» в США, «Кассационный суд», «трибуналы малого (большого) процесса» Франции, «Верховный суд» Великобритании, различать пять основных областей юстиции Германии;

владеть: навыками сравнения, сопоставления органов юстиции США, Франции, Великобритании, Германии между собой и с судебной системой, прокуратурой, органами уголовного преследования Российской Федерации.

Суд и прокуратура США

 

Судебные органы США выступают как самостоятельные и независимые носители широких властных полномочий. Суды наделены практически неограниченной компетен­цией, позволяющей им рассматривать иски и споры в са­мых разнообразных сферах жизни общества. В США насчи­тывается самое большое число судей и судебных адвокатов, сложилась развитая, хотя и очень сложная, судебная систе­ма с высоким уровнем демократических процессуальных гарантий; страну иногда называют «государство судей», от­мечая тем самым не только полновластие американских су­дов, но и доверие населения к этим органам государствен­ной власти.

Авторитет судов опирается на безоговорочное испол­нение судебных решений гражданами и государственны­ми органами, в том числе по вопросам, связанным с при­знанием Верховным судом неконституционности законов и административных актов, что немедленно исключает их из действующего права. Любое вступившее в законную силу решение Верховного суда носит общеобязательный характер, никто не вправе поставить его под сомнение. Единообразному развитию судебной практики помогает прецедентный характер судебных решений, хотя по своему значению действующие прецеденты постепенно уступают место статутному праву, т.е. писаным законам. В то же вре­мя суды не вправе вмешиваться в прерогативы законода­тельной и исполнительной власти[167].

Особенностью судебной системы США является ее дуа­лизм. На территории каждого штата действуют и суды дан­ного иггата, и федеральные суды. Такой территориальный параллелизм возник исторически, поскольку к моменту создания Соединенных Штатов в каждом штате сложи­лась своя судебная система, применявшая собственное за­конодательство. Сохранив эту систему, Конституция США предусмотрела федеральную судебную систему, положив в ее основу применение федерального законодательства. В результате обе они наделены юрисдикционной автоно­мией, хотя по определенным делам Верховный суд США признак высшим органом судебной власти страны.

Федеральная судебная система состоит из трех зве­ньев: районных судов, окружных судов и Верховного су­да США. В нее также входят специализированные суды. Федеральные суды рассматривают гражданские дела, ио которым одной из сторон является штат, стороны на­ходятся в разных штатах и некоторые другие. В этих су­дах разрешаются уголовные дела о совершении наиболее опасных преступлений (государственная измена, пират­ство и т.д.) и другие, подсудные им по общефедеральному законодательству. Все судьи федеральных судов назнача­ются пожизненно Президентом США с одобрения Сена­та. Закреплена несменяемость судей, пока «поведение их безупречно». Сместить федерального судью можно лишь в результате сложной процедуры импичмента. Вознаграж­дение судей не может быть уменьшено во время пребыва­ния их в должности.

Первым (низшим) звеном федеральных судов являются районные суды. Всего их 96, и они рассматривают уголов­ные и 1ражданские дела по первой инстанции. В каждом штате действуют от одного до четырех районных судов.

Судьи назначаются пожизненно, а председатели — на се­милетний срок.

Второе звено — апелляционные (окружные) суды — про­веряют решения районных судов и рассматривают жалобы административных (квазисудебных) органов (Националь­ного управления трудовых отношений и др.). Каждый апелляционный суд охватывает несколько штатов (терри­торий), всего их 13. Дела рассматриваются коллегией в со­ставе не менее трех судей. При окружных судах действуют советы, обладающие некоторой административной компе­тенцией, которые обеспечивают равномерное распределе­ние нагрузки судей.

Высшим звеном федеральной судебной системы являет­ся Верховный суд США. Он состоит из девяти судей, вклю­чая Главного судью (Председателя), все они назначаются Президентом пожизненно «по совету и с согласия Сената». Общественное положение судей Верховного суда выше по­ложения членов Конгресса.

Верховный суд является высшей апелляционной ин­станцией, проверяющей приговоры и решения нижесто­ящих судов по вопросам как права, так и факта. В то же время он выступает в качестве суда первой инстанции по всем спорам между двумя и более штатами, по делам послов, посланников, консулов иностранных государств, по спорам между США и штатом, по делам, возбуждаемым штатом против граждан другого штата и иностранцев. Чис­ло дел, которые Верховный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции, в целом невелико. Всего Суд полу­чает ежегодно около 4 тыс. дел, а рассматривает 150—200. От перегруженности Суд спасает так называемая письмен­ная форма рассмотрения дела, когда Суд обходится без вы­зова сторон, допроса свидетелей и прочих действий, затя­гивающих процесс. Решения принимаются всеми судьями большинством голосов и носят окончательный характер; в случае несогласия с большинством каждый судья может опубликовать свое особое мнение. Верховный суд вправе принимать дела к производству по собственному усмотре­нию, если найдет в деле «федеральный вопрос принципи­ального значения».

Согласно Правилам Верховного суда США он прини­мает к рассмотрению дела в порядке апелляции, в порядке истребования и в порядке «удостоверения». В последнем случае — по обращению какого-либо апелляционного суда, желающего получить разъяснение конкретного вопроса в связи с конкретным делом[168]. Наиболее резонансными яв­ляются решения Верховного суда, связанные с признанием неконституционности законов или административных ак­тов. Решения о неконституционности законов могут выно­сить и нижестоящие суды, но Верховный суд США облада­ет правом их пересмотра.

На уровне всей страны действует Судейская конферен­ция во главе с Председателем Верховного суда США, кото­рая обсуждает вопросы судоустройства и выдвигает предло­жения по изменению законодательства. Верховным судом создается также Административная служба федеральных судов, которая призвана обеспечивать деятельность судов.

Кроме территориальных судов существуют специальные федеральные суды: претензионный (рассматривает иски к Конгрессу и Правительству США), налоговый суд, суд по делам международной торговли. На них также распро­страняется апелляционная юрисдикция Верховного суда. Кроме того, в систему федеральных судов входят военные военно-морские суды во главе с Военным апелляционным судом, состоящим при Министерстве обороны.

«Относительно федеральных судов США можно ска­зать, что они выполняют лишь около 10% всей судебной работы в стране... по количественным характеристикам фе­деральная судебная система сравнима с системой штата»[169].

Судебные системы каждого штата регулируется их кон­ституциями и законами и весьма отличаются одна от дру­гой. К их подсудности отнесены все гражданские дела и де­ла о преступлениях, нарушающих законы штатов.

В юрисдикцию суда штата по кругу лиц входят резиден­ты штата, а по кругу вещей — собственность, находящаяся на его территории. В некоторых случаях при определении юрисдикции действует так называемый закон длинной руки: юрисдикция суда штата может распространяться и на ответчика — нерезидента штата, если он каким-либо образом связан со штатом.

Во всех судах штатов используют от двух до четырех (в крупных штатах) инстанций в общих судах, а также раз­личные суды ограниченной и специальной юрисдикции:

1) низшие суды (мировые суды, суды магистратов, по­лицейские суды, суды мэрии и др.) рассматривают иски с ценой до 1 тыс. долл. и дела о преступлениях с наказани­ем не свыше 12 месяцев тюремного заключения. Вышесто­ящими для этих судов являются окружные суды;

2) суды первой инстанции (суды графств, округов, го­родские суды и др.), чаще всего их именуют окружными су­дами. Они рассматривают основную массу дел единолично судьями, несколькими судьями либо судьями с участием присяжных заседателей — до 12 человек, а по гражданским делам — до шести человек, если стороны не требуют увели­чения числа присяжных;

3) апелляционные (промежуточные) суды созданы в крупных штатах для пересмотра по жалобам приговоров и решений, вынесенных судами первых инстанций. Суд со­стоит из трех — девяти судей, заседания проходят обычно в составе трех судей. Нередко эти суды разрешают споры о выборах. Порой их решения окончательны и обжалова­нию не подлежат;

4) высшие (верховные) суды возглавляют судебную си­стему штата, состоят из 3—16 судей. В большинстве штатов рассматривают жалобы на судебные решения по вопросам права, в других — и по вопросам факта. Как правило, вер­ховные суды сами решают, принимать ли им к производ­ству апелляционные жалобы (кроме случаев обязательно­го рассмотрения жалоб на приговоры к смертной казни), а в некоторых штатах верховный суд обязан рассматривать все поступающие к нему жалобы.

Во многих штатах действуют также суды специальной юрисдикции — либо самостоятельно, либо при окружных судах. Это суды по налогам, по земельным спорам, по делам о наследовании, по претензиям к властям штатов, по делам о нарушении правил дорожного движения. Важное место среди них занимают суды по делам несовершеннолетних, нередко объединяющие в себе функции семейных судов.

Верховным судам штатов принадлежит функция кон­ституционного контроля, они рассматривают многие де­ла, связанные с толкованием конституций и законов шта­тов. Верховный суд США вправе толковать Конституцию США, объявлять недействительными законы, изданные Конгрессом США и легислатурами штатов.

Большинство судей в штатах избираются населением, другие назначаются губернатором с согласия законодательного органа штата. Срок полномочий судей второго и тре­тьего звена — 6—15 лет чаще всего с правом повторного на­значения.

К судьям предъявляются высокие профессиональные и этические требования: большой опыт работы адвокатом, юрисконсультом, университетским профессором, безупреч­ная репутация и др. Важная роль в системе назначения су­дей принадлежит органам судейского самоуправления: су­дейскому совету штата, судейским конференциям и др.

Федерализм США обусловил также существование двух обособленных звеньев прокуратуры: федеральной прокура­туры и прокуратуры штатов.

На федеральном уровне прокуратура представлена ге­нерал-атторнеем и окружными атторнеями (прокурорами).

Должность генерал-атторнея была учреждена на основа­нии Закона о судоустройстве 1789 г. Президент назначает генерал-атторнея «по совету и с согласия» Сената. Генерал-атторней надзирает за прокурорами США и руководит ими. Он возглавляет Департамент юстиции, который в из­вестной мере выполняет функции министерства юстиции.

Основные обязанности генерал-атторнея — предста­вительство интересов Правительства США в судах, кон­сультирование Правительства по юридическим вопросам, обеспечение исполнения федерального законодательства — реализуются через подразделения Департамента юстиции и через прокуроров США. Важной обязанностью генерал- атторнея является дача рекомендаций Президенту относи­тельно кандидатов на должности федеральных судей, вклю­чая членов Верховного суда США.

Окружные атторнеи — представители генерал-атторнея на местах, руководители федеральной прокуратуры в каж­дом из 94 судебных округов. Каждый из них назначается Президентом США с одобрения Сената. Функции окруж­ного атторнея — осуществление уголовного преследования за нарушение федерального законодательства и предста­вительство Правительства США при рассмотрении судом гражданских дел, одной из сторон в которых выступают США. Расследование по уголовным делам проводит Фе­деральное бюро расследований, другие федеральные служ­бы и полицейские учреждения, а в ряде случаев — аппарат атторнеев соответствующего уровня. Все эти должностные лица действуют автономно и не находятся в отношениях соподчиненности. Атторнеи всех уровней обладают по су­ществу неограниченными полномочиями в области уго­ловного преследования. Они имеют исключительное право возбуждения всех уголовных дел, подсудных федеральным судам. Генерал-атторней и подчиненные ему окружные атторнеи могут прекратить уголовное дело на любой ста­дии до момента вынесения присяжными вердикта. В боль­шинстве штатов сохраняется также специальный орган — большое жюри, состоящее из 12—23 присяжных, которые проверяют, достаточно ли у обвинения доказательств для передачи дела в суд.

Штат вправе на основании собственной конституции или соответствующего законодательства устанавливать ор­ганизацию и определять объем полномочий прокуратуры. Прокуратуры штатов организованы и действуют незави­симо от федеральной прокуратуры. Во главе прокуратуры штата находится генерал-атторней, на местах атторнеи, ко­торые в одних штатах назначаются губернаторами, в дру­гих — избираются населением. Для прокуратуры штата, как и для федеральной прокуратуры, главной функцией являет­ся уголовное преследование. При этом на стадии предания суду представители обвинения зачастую вынуждают обви­няемого заключить так называемую сделку о признании ви­ны в обмен на обещание ограничиться обвинением в менее тяжких пунктах, не требовать смертной казни, лишения сво­боды и т.п. Атторнеи вправе обжаловать приговоры, кроме оправдательного вердикта, вынесенного судом присяжных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: