После изучения настоящей главы студент должен:
знать: систему судов и других органов юстиции США, Франции, Великобритании и Германии;
уметь: оперировать юридическими категориями, свойственными правовым системам названных стран: «федеральная судебная система и суды штатов США», «генерал-атторней — окружные атторнеи» в США, «Кассационный суд», «трибуналы малого (большого) процесса» Франции, «Верховный суд» Великобритании, различать пять основных областей юстиции Германии;
владеть: навыками сравнения, сопоставления органов юстиции США, Франции, Великобритании, Германии между собой и с судебной системой, прокуратурой, органами уголовного преследования Российской Федерации.
Суд и прокуратура США
Судебные органы США выступают как самостоятельные и независимые носители широких властных полномочий. Суды наделены практически неограниченной компетенцией, позволяющей им рассматривать иски и споры в самых разнообразных сферах жизни общества. В США насчитывается самое большое число судей и судебных адвокатов, сложилась развитая, хотя и очень сложная, судебная система с высоким уровнем демократических процессуальных гарантий; страну иногда называют «государство судей», отмечая тем самым не только полновластие американских судов, но и доверие населения к этим органам государственной власти.
Авторитет судов опирается на безоговорочное исполнение судебных решений гражданами и государственными органами, в том числе по вопросам, связанным с признанием Верховным судом неконституционности законов и административных актов, что немедленно исключает их из действующего права. Любое вступившее в законную силу решение Верховного суда носит общеобязательный характер, никто не вправе поставить его под сомнение. Единообразному развитию судебной практики помогает прецедентный характер судебных решений, хотя по своему значению действующие прецеденты постепенно уступают место статутному праву, т.е. писаным законам. В то же время суды не вправе вмешиваться в прерогативы законодательной и исполнительной власти[167].
|
Особенностью судебной системы США является ее дуализм. На территории каждого штата действуют и суды данного иггата, и федеральные суды. Такой территориальный параллелизм возник исторически, поскольку к моменту создания Соединенных Штатов в каждом штате сложилась своя судебная система, применявшая собственное законодательство. Сохранив эту систему, Конституция США предусмотрела федеральную судебную систему, положив в ее основу применение федерального законодательства. В результате обе они наделены юрисдикционной автономией, хотя по определенным делам Верховный суд США признак высшим органом судебной власти страны.
Федеральная судебная система состоит из трех звеньев: районных судов, окружных судов и Верховного суда США. В нее также входят специализированные суды. Федеральные суды рассматривают гражданские дела, ио которым одной из сторон является штат, стороны находятся в разных штатах и некоторые другие. В этих судах разрешаются уголовные дела о совершении наиболее опасных преступлений (государственная измена, пиратство и т.д.) и другие, подсудные им по общефедеральному законодательству. Все судьи федеральных судов назначаются пожизненно Президентом США с одобрения Сената. Закреплена несменяемость судей, пока «поведение их безупречно». Сместить федерального судью можно лишь в результате сложной процедуры импичмента. Вознаграждение судей не может быть уменьшено во время пребывания их в должности.
|
Первым (низшим) звеном федеральных судов являются районные суды. Всего их 96, и они рассматривают уголовные и 1ражданские дела по первой инстанции. В каждом штате действуют от одного до четырех районных судов.
Судьи назначаются пожизненно, а председатели — на семилетний срок.
Второе звено — апелляционные (окружные) суды — проверяют решения районных судов и рассматривают жалобы административных (квазисудебных) органов (Национального управления трудовых отношений и др.). Каждый апелляционный суд охватывает несколько штатов (территорий), всего их 13. Дела рассматриваются коллегией в составе не менее трех судей. При окружных судах действуют советы, обладающие некоторой административной компетенцией, которые обеспечивают равномерное распределение нагрузки судей.
Высшим звеном федеральной судебной системы является Верховный суд США. Он состоит из девяти судей, включая Главного судью (Председателя), все они назначаются Президентом пожизненно «по совету и с согласия Сената». Общественное положение судей Верховного суда выше положения членов Конгресса.
Верховный суд является высшей апелляционной инстанцией, проверяющей приговоры и решения нижестоящих судов по вопросам как права, так и факта. В то же время он выступает в качестве суда первой инстанции по всем спорам между двумя и более штатами, по делам послов, посланников, консулов иностранных государств, по спорам между США и штатом, по делам, возбуждаемым штатом против граждан другого штата и иностранцев. Число дел, которые Верховный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции, в целом невелико. Всего Суд получает ежегодно около 4 тыс. дел, а рассматривает 150—200. От перегруженности Суд спасает так называемая письменная форма рассмотрения дела, когда Суд обходится без вызова сторон, допроса свидетелей и прочих действий, затягивающих процесс. Решения принимаются всеми судьями большинством голосов и носят окончательный характер; в случае несогласия с большинством каждый судья может опубликовать свое особое мнение. Верховный суд вправе принимать дела к производству по собственному усмотрению, если найдет в деле «федеральный вопрос принципиального значения».
|
Согласно Правилам Верховного суда США он принимает к рассмотрению дела в порядке апелляции, в порядке истребования и в порядке «удостоверения». В последнем случае — по обращению какого-либо апелляционного суда, желающего получить разъяснение конкретного вопроса в связи с конкретным делом[168]. Наиболее резонансными являются решения Верховного суда, связанные с признанием неконституционности законов или административных актов. Решения о неконституционности законов могут выносить и нижестоящие суды, но Верховный суд США обладает правом их пересмотра.
На уровне всей страны действует Судейская конференция во главе с Председателем Верховного суда США, которая обсуждает вопросы судоустройства и выдвигает предложения по изменению законодательства. Верховным судом создается также Административная служба федеральных судов, которая призвана обеспечивать деятельность судов.
Кроме территориальных судов существуют специальные федеральные суды: претензионный (рассматривает иски к Конгрессу и Правительству США), налоговый суд, суд по делам международной торговли. На них также распространяется апелляционная юрисдикция Верховного суда. Кроме того, в систему федеральных судов входят военные военно-морские суды во главе с Военным апелляционным судом, состоящим при Министерстве обороны.
«Относительно федеральных судов США можно сказать, что они выполняют лишь около 10% всей судебной работы в стране... по количественным характеристикам федеральная судебная система сравнима с системой штата»[169].
Судебные системы каждого штата регулируется их конституциями и законами и весьма отличаются одна от другой. К их подсудности отнесены все гражданские дела и дела о преступлениях, нарушающих законы штатов.
В юрисдикцию суда штата по кругу лиц входят резиденты штата, а по кругу вещей — собственность, находящаяся на его территории. В некоторых случаях при определении юрисдикции действует так называемый закон длинной руки: юрисдикция суда штата может распространяться и на ответчика — нерезидента штата, если он каким-либо образом связан со штатом.
Во всех судах штатов используют от двух до четырех (в крупных штатах) инстанций в общих судах, а также различные суды ограниченной и специальной юрисдикции:
1) низшие суды (мировые суды, суды магистратов, полицейские суды, суды мэрии и др.) рассматривают иски с ценой до 1 тыс. долл. и дела о преступлениях с наказанием не свыше 12 месяцев тюремного заключения. Вышестоящими для этих судов являются окружные суды;
2) суды первой инстанции (суды графств, округов, городские суды и др.), чаще всего их именуют окружными судами. Они рассматривают основную массу дел единолично судьями, несколькими судьями либо судьями с участием присяжных заседателей — до 12 человек, а по гражданским делам — до шести человек, если стороны не требуют увеличения числа присяжных;
3) апелляционные (промежуточные) суды созданы в крупных штатах для пересмотра по жалобам приговоров и решений, вынесенных судами первых инстанций. Суд состоит из трех — девяти судей, заседания проходят обычно в составе трех судей. Нередко эти суды разрешают споры о выборах. Порой их решения окончательны и обжалованию не подлежат;
4) высшие (верховные) суды возглавляют судебную систему штата, состоят из 3—16 судей. В большинстве штатов рассматривают жалобы на судебные решения по вопросам права, в других — и по вопросам факта. Как правило, верховные суды сами решают, принимать ли им к производству апелляционные жалобы (кроме случаев обязательного рассмотрения жалоб на приговоры к смертной казни), а в некоторых штатах верховный суд обязан рассматривать все поступающие к нему жалобы.
Во многих штатах действуют также суды специальной юрисдикции — либо самостоятельно, либо при окружных судах. Это суды по налогам, по земельным спорам, по делам о наследовании, по претензиям к властям штатов, по делам о нарушении правил дорожного движения. Важное место среди них занимают суды по делам несовершеннолетних, нередко объединяющие в себе функции семейных судов.
Верховным судам штатов принадлежит функция конституционного контроля, они рассматривают многие дела, связанные с толкованием конституций и законов штатов. Верховный суд США вправе толковать Конституцию США, объявлять недействительными законы, изданные Конгрессом США и легислатурами штатов.
Большинство судей в штатах избираются населением, другие назначаются губернатором с согласия законодательного органа штата. Срок полномочий судей второго и третьего звена — 6—15 лет чаще всего с правом повторного назначения.
К судьям предъявляются высокие профессиональные и этические требования: большой опыт работы адвокатом, юрисконсультом, университетским профессором, безупречная репутация и др. Важная роль в системе назначения судей принадлежит органам судейского самоуправления: судейскому совету штата, судейским конференциям и др.
Федерализм США обусловил также существование двух обособленных звеньев прокуратуры: федеральной прокуратуры и прокуратуры штатов.
На федеральном уровне прокуратура представлена генерал-атторнеем и окружными атторнеями (прокурорами).
Должность генерал-атторнея была учреждена на основании Закона о судоустройстве 1789 г. Президент назначает генерал-атторнея «по совету и с согласия» Сената. Генерал-атторней надзирает за прокурорами США и руководит ими. Он возглавляет Департамент юстиции, который в известной мере выполняет функции министерства юстиции.
Основные обязанности генерал-атторнея — представительство интересов Правительства США в судах, консультирование Правительства по юридическим вопросам, обеспечение исполнения федерального законодательства — реализуются через подразделения Департамента юстиции и через прокуроров США. Важной обязанностью генерал- атторнея является дача рекомендаций Президенту относительно кандидатов на должности федеральных судей, включая членов Верховного суда США.
Окружные атторнеи — представители генерал-атторнея на местах, руководители федеральной прокуратуры в каждом из 94 судебных округов. Каждый из них назначается Президентом США с одобрения Сената. Функции окружного атторнея — осуществление уголовного преследования за нарушение федерального законодательства и представительство Правительства США при рассмотрении судом гражданских дел, одной из сторон в которых выступают США. Расследование по уголовным делам проводит Федеральное бюро расследований, другие федеральные службы и полицейские учреждения, а в ряде случаев — аппарат атторнеев соответствующего уровня. Все эти должностные лица действуют автономно и не находятся в отношениях соподчиненности. Атторнеи всех уровней обладают по существу неограниченными полномочиями в области уголовного преследования. Они имеют исключительное право возбуждения всех уголовных дел, подсудных федеральным судам. Генерал-атторней и подчиненные ему окружные атторнеи могут прекратить уголовное дело на любой стадии до момента вынесения присяжными вердикта. В большинстве штатов сохраняется также специальный орган — большое жюри, состоящее из 12—23 присяжных, которые проверяют, достаточно ли у обвинения доказательств для передачи дела в суд.
Штат вправе на основании собственной конституции или соответствующего законодательства устанавливать организацию и определять объем полномочий прокуратуры. Прокуратуры штатов организованы и действуют независимо от федеральной прокуратуры. Во главе прокуратуры штата находится генерал-атторней, на местах атторнеи, которые в одних штатах назначаются губернаторами, в других — избираются населением. Для прокуратуры штата, как и для федеральной прокуратуры, главной функцией является уголовное преследование. При этом на стадии предания суду представители обвинения зачастую вынуждают обвиняемого заключить так называемую сделку о признании вины в обмен на обещание ограничиться обвинением в менее тяжких пунктах, не требовать смертной казни, лишения свободы и т.п. Атторнеи вправе обжаловать приговоры, кроме оправдательного вердикта, вынесенного судом присяжных.