“1920 - Гражданская война, грязь окопов, обозы с умершими от тифа не смогли убить в народе любовь к искусству. На завьюженных площадях ветер порушил первые панно, ставились монументы рабочих, ученым, идеям труда и свободы. Голод. Люди в страшном напряжении бьются за свои права и за свою жизнь”.(Ал. Денейка “Жизнь, Искусство, Время” стр 227).
В период 20-х власть прибирает к рукам всю культурную сферу. Острая необходимость в изображениях способных наглядно разъяснить народу политику Советской власти.
Ленинский план монументальной пропаганды поставил перед художниками большие задачи - они должны были создать образы замечательных людей прошлого: революционеров, философов, писателей, художников, композиторов, артистов. В.И. Ленин указывал, что эти памятники следует ставить вместо старых памятников царей, реакционерам.
Среди художников можно отметить видных представителей Ассоциации Художников революции (АХР) И. Бродского, К. Юона, В. Машкова и других., “Общества художников станковистов”: А. Денейка, Ю. Пименова и других. В 20-е-30-е творят также М. Греков, П. Кончаловский.
Знакомство с советским искусством 20--30-х дает возможность увидеть, с каким воодушевлением стремились художники отразить новое в советской действительности, и среди них мастера старшего поколения, начавшие свой творческий путь задолго до революции. Примером могут служить произведения Б. М. Кустодиева (1878-1927). Его всегда привлекала жизнь толпы, улицы, праздники, ярмарки, базары провинциальных городов и столицы. Он рисует красочные сцены крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта (серия "Ярмарки"). Мастер портрета ("Шаляпин", 1922), театральный художник.
|
В 20-е годы широкое распространение получает принцип решения историко-революционной темы - принцип достоверного отражения событий истории. Наиболее отчетливо он проявляется в творчестве Бродского Исаака Израилевича (1883/84-1939), живописца и графика, заслуженного деятеля искусств России. Он был художников, остро чувствовавшего свою гражданскую ответственность перед народом. Среди живописцев, определивших характер историко-революционной картины 20х - 30х годов, нельзя не назвать Иогансона Бориса Владимировича (1893-1973), живописца, народный художник СССР (1943). В кон. 1920-х гг. создал ясные по композиции и яркие по цвету жанровые произв., отражающие черты новой действительности в России ("Рабфак идет", 1928); с 30-х гг. обратился к историко-революционной тематике ("Допрос коммунистов", 1933; "На старом уральском заводе", 1937). В 1950 совместно с "бригадой" других живописцев написал огромное полотно "Выступление В. И. Ленина на 3-м съезде комсомола".
Наряду с большими и малыми опытами за границей в тридцатых годах в Советском Союзе искусство мозаики стало уверенно решать монументальные задачи. Этому помогло начало строительства метро. Новая архитектурная форма, размах строительства, декоратизм советской архитектуры легли в основу сюжетов и форм мозаик.
А. Плакатная агитация
Но борьба выдвинула также массовые агитационные формы искусства. Чтобы мобилизовать трудящихся на выполнение актуальных вопросов советского строительства и обороны родины партия нашла и развила такую форму наглядной изобразительной агитации, которая была массовой, т.е. имела максимальное воздействие на широкие круги учащихся. Такой формой в годы гражданской войны и стал боевой политический плакат. Классиками искусства плаката по праву считаются Д.С. Моор (1883-1946) и В.Н. Дени (1893-1946). Деятельность Моора как плакатиста развернулась особенно плодотворно в 1919 году, когда он был привлечен к работе в издательстве ПУРа. Здесь окончательно сложилось его мастерство политического плакатиста. В этот период он создал свои лучшие произведения. Плакат Моора “Ты записался добровольцем? (1920 ГТГ) и сейчас покоряет выразительностью образа красноармейца, призывающего вступить на защиту социалистического общества. На вас в упор смотрит и указывает энергичной рукой красноармеец, он призывает всех честных людей выполнить свой долг перед революцией, до конца бороться против ее врагов. Блестящее мастерство художника особенно проявилось в плакате “Помоги!”, выпущенного в 1922 году, когда страну, еще не оправившуюся от гражданской войны, постигли засуха и голод в Поволжье. В плакатах Моора неисчерпаема, беспредельна ненависть к врагам, исключительная насыщенность форм, громадная эмоциональная сила. Враги в изображении Моора - это кровожадные уроды, которых необходимо беспощадно истреблять. Этим чувством определяются качество и свойства плакатов Моора. Они отличаются лаконизмом, экспрессивностью и графической четкостью.
|
Плакат заменял живого оратора на собрании, митинге, разговаривал с людьми - со всеми и с каждым в отдельности всюду: на площадях, на заводах и казармах, на стенах и заборах, на вагонах и витринах, в красных уголках и на вокзалах.
|
Помимо печатных плакатов в годы гражданской войны возникли плакаты, рисованные от руки и размножающиеся с помощью трафарета. Это “Окна сатиры РОСТА”. “Окна сатиры” дополняли газеты, откликаясь на события поэтическим, красочным, острым языком. В. Маяковский, являвшийся душой “Окон сатиры”,писал: “Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат; это декреты, сейчас же распубликованные частушкой. Это - новая форма, введенная непосредственно жизнью. Это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек” (“Искусство” ст. П. Лебедева “Плакат в период иностранной интервенции). “Окна сатиры” выходили в свет около трех лет. Появились они в самое опасное для Советской страны время - осенью 1919 года. В 1920 году в различных городах страны - в Петрограде, Баку, Саратове, Харькове, Ростове-на-Дону - стали появляться свои “Окна”. Это указывало на то, что успех “Окон РОСТА” был исключительным. “Окна сатиры” отзывались на самые разнообразные и животрепещущие темы. Хотя под “Окнами” подписи обычно не ставились, но можно сказать, что характер целиком определялся кипучим талантом Маяковского. “Окна сатиры РОСТА” немедленно отвечали на самые злободневные вопросы. В этом было их исключительно большое значение.
Родились и невиданные ранее формы массовой агитации -“агитпоезда”. Яркие рисунки и карикатуры, украшающие вагоны, вселяли уверенность в победу на врагом внутренним и внешним.
Советский плакат возбуждал волю к борьбе, ненависть к врагам, уверенность в победе. Советский плакат правдив, мысль его ясна и жизненна. Он лаконичен и красочен, его художественные средства сильны и убедительны.