Притча о безумном богаче




Свято-Юрьев мужской монастырь (Великий Новгород)

Неделя 24 по Пятидесятнице

(1 декабря в 2019 году)

Апостольское чтение (к Ефесянам 2:14–22. – Зачало 221)

[Единство язычников и иудеев во Христе]

[Братья,] Христос – наш мир. Он создал из обоих [иудеев и язычников] одно и разрушил стену преграды. Этой вражде Он Своею Плотью положил конец, отменил Закон заповедей и уставов [Моисеев Закон].

Так, мир установив, Он сотворил Себе из двух одного нового человека, созидая мир, и примирил Крестом обоих с Богом в одном Теле, убив в Себе вражду. Придя, Он возвестил мир, – вам [язычникам], дальним, и мир близким [иудеям]. Теперь через Него мы, оба народа, в одном Духе имеем доступ к Отцу.

Итак, вы больше не чужестранцы и не пришельцы, но сограждане святых и домочадцы Бога. Вы – дом, построенный на основании апостолов и пророков; а краеугольный камень – Сам Христос Иисус, в Котором всё здание, крепко сложенное, растёт и становится святым храмом в Господе; в Котором и вы, в это здание встроенные, становитесь жилищем Бога в Духе.

(Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева))

Евангельское чтение (Евангелие от Луки 12:16–21. – Зачало 66)

[О любостяжании. Притча о безумном богаче]

[В то время] рассказал Он [Христос] им притчу:

«У одного богача на полях был хороший урожай, и он рассуждал сам с собой: "Что мне делать? Уродилось столько, что девать некуда!" И он решил: "Вот что сделаю: снесу [старые] житницы, выстрою другие побольше, свезу туда весь урожай – всё, чем богат; и скажу своей душе: "Ну, теперь у тебя добра полно на многие годы; не думай ни о чем, ешь, пей да наслаждайся жизнью!" Но Бог сказал ему: "Глупец! Этой же ночью душу твою востребуют от тебя; так кому достанется то, что ты скопил?"

Так бывает с тем, кто собирает богатства для самого себя, вместо того, чтобы обогащать себя в очах Божьих * ».

*Примечание: Так в переводе Сергея Аверинцева. Последние слова в Синодальном переводе: «...а не в Бога богатеет»; у епископа Кассиана (Безобразова): «...а не в Бога богатеющий»; слав.: «...а не в Бога богат е я». Немецкий перевод Лютера: «...und ist nicht reich in Gott» близок к славянскому. В оригинальном евангельском тексте: «...μὴ̀ ει̉ς θεὸν πλουτω̃ν», что можно также перевести: «...не для Бога богатеющий» или «...богатый не по отношению к Богу», как и в наиболее точном английском переводе «King James Bible» (Библии Короля Якова (1611 г.), − «...is not rich toward God».

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Притча о безумном богаче

Вы слышали сегодняшнее евангельское чтение. Некий человек был богат. А в тот год особенно благословил его Бог: его поля принесли богатую жатву. И он, оглядываясь на своё богатство, подумал: «Не хватает у меня места, чтобы всё сохранить. Сломаю свои старые житницы, соберу своё достояние в новые, и тогда я могу упокоиться, тогда хватит у меня богатства на весь остаток моей жизни; тогда я могу сказать себе: "пей, ешь, веселись..."» Но в ответ он услышал внутри себя голос Бога: «Безумный ты человек! Разве ты не понимаешь, что в эту самую ночь, когда ты ляжешь отдыхать в сознании своей полной обеспеченности, когда ты ляжешь отдохнуть в ожидании нового, тихого, богатого, обеспеченного дня, – с тебя потребуется твоя жизнь! Может быть, придет тихий час смерти; а, может быть, и грозный час разбоя, – в любом случае жизнь твоя тебе не принадлежит. В одно мгновение ты можешь её лишиться, и тогда – что будет со всем тем, что тебе послал Бог и ты собрал своими трудами? И кому это останется?»

Казалось бы, ответ простой: жене, детям, родственникам, близким... Но не об этом идёт речь! Ведь всё это останется позади, всё это останется другим людям, которые над этим не трудились и которые выронят из своих нетрудовых рук всё это богатство. А тебе самому что останется от него?..

Какой же ответ мы можем на это дать? Христос говорит: «Так бывает со всяким, кто для себя богатеет, а не становится Богом богат...» Так действительно бывает с каждым из нас: всё, что у нас есть – самая жизнь, здоровье, молодость, достойная старость, крепкие средние годы, работа, призвание, ум, чуткость, – всё это может в одно мгновение уйти от нас! И тогда – что? С чем мы войдем в Вечность?

А в Вечность может войти только то, что принесло плод любви. Если человек богат умом, сердцем, материальным достоянием, если всё, что у него есть, – весь ум, всё сердце, всю крепость тела и души, всё свое достояние – он употребит на то, чтобы одних просветить, других утешить, третьих накормить – каждому всеять в душу хоть зернышко радости, надежды, благодарности, любви, тепла, – то, когда он умрёт, за ним пойдет в Вечность богатая жатва! Это будет не та хлебная жатва, которую богач собрал в житницы и запер от всех, – а та жатва, которая приносит плод в Вечности, притом богатый плод, какой богатый! Сколько примеров в житиях святых, когда человек был помилован лишь за одно доброе слово, за одно доброе дело...

Вот так и мы обычно живём: жизнь нам удаётся, как этому богатому человеку. Но богатеем ли мы от этого вечным богатством? Сколько нам удалось за жизнь – иногда очень долгую – посеять в чужих сердцах радости, света, благодарности, надежды – то есть именно того, что пойдет с нами в Вечность? И сколько мы принесли плода от того богат­ства, которое безвозмездно получили от Самого Бога и от других людей?

Вспомним, что ведь и нам люди дарили ласку и внимание; нам тоже делали добро. Но что от этого добра, от ласки, от внимания, от милости, от сострадания осталось в нашей душе? Осталось ли что-нибудь, что может войти в вечность? Являемся ли мы богатым полем, которое приносит тем, кто был к нам добр и хорош, благодарность, ответную любовь и готовность сделать всё, чтобы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: