Задание 4. «Ученик опоздал на урок...».




Задачи.

1. Развитии способностей анализировать и оценивать педаго­гическую ситуацию с различных позиций.

2. Формирование прогностических умений в предвидении ре­зультатов своих действий.

 

Задание 1. «Цена поступка».

Преподаватель или кто-то из студентов читает рассказ-воспо­минание Ю.Л.Львовой «Спросите у моей учительницы» (см. При­ложение 7). После прочтения проводится обсуждение и анализ рассказа, в результате которого студенты приходят к выводу о том, что любое слово, любой поступок педагога может иметь са­мые серьезные последствия. Именно поэтому необходимо учиться представлять, прогнозировать все возможные варианты каждого своего воздействия на ребенка, выбирать среди них наиболее вер­ный, максимально снижающий риск негативных последствий.

Варианты в о п р о с о в для обсуждения:

1. Почему, на ваш взгляд, учитель решил рассказать своим мо­лодым коллегам эту историю?

2. Что испугало учителя? Какие важные выводы он сделал для себя?

3. Что обрадовало учителя в данной конкретной ситуации?

4. Как мог учитель отреагировать на поведение ученика во вре­мя подготовки спектакля? Что мог ему сказать? К каким послед­ствиям это могло бы привести?

 

Задание 2. «Хорошо—плохо».

Студентам предлагается вспомнить отрывок из стихотворения В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Если бьет

дрянной драчун слабого малышку, я такого

не хочу даже вставить в книжку.

Этот вот кричит:

— Не трожь тех, кто меньше ростом! — Этот мальчик

так хорош, загляденье просто!

И в первом, и во втором случае есть событие (поступок) — драка. Так хорошо или плохо драться?

Студентам предлагается оценить событие-драку с разных сто­рон. Можно ли рассматривать драку как положительное явление? Почему? В каких ситуациях это возможно? К каким последствиям может привести драка как отрицательное явление? Дайте характе­ристику драке как негативному явлению. Студенты садятся в круг. Бросая друг другу мяч, они дают оценки, высказывают сужде­ния, спорят о сущности данного явления.

Схема анализа педагогической ситуации «Причины—последствия»

 

Далее им предлагаются другие ситуации, например такого ха­рактера:

- ученик грубо ответил учителю;

- отличник не дал списать домашнюю работу;

- мальчик нарвал цветов на чужой клумбе;

- подросток оторвал на стадионе рекламный щит

Обсуждение данных ситуаций проводится по вышеуказанной схеме, чтобы студенты могли оценить педагогическую ситуацию по-разному, вычерпать все многообразие характеристик данного явления. Понятно, что любой поступок — явление сложное, в нем могут переплетаться как позитивные, так и негативные сто­роны. Во многом это определяется причинами, по которым он совершается, а также последствиями, к которым приводит.

Безусловно, есть поступки, которые вызывают объективную реакцию осуждения (драка, воровство, грубость и др.), но и они могут нести в себе некоторое положительное начало. И напротив, позитивные, на первый взгляд, действия могут скрывать в себе корыстные причины и приводить к нежелательным последствиям.

 

Задание 3. «Если бы...».

Студенты делятся на группы по 4—5 человек. Каждая группа получает карточку, на которой описано событие, варианты по­следствий которого они должны предложить. Вариантов предлага­ется как можно больше, кроме того, они должны быть разнооб­разными. Например:

1. Что было бы, если бы в школе не было администрации?

2. Что было бы, если бы учителя заменил компьютер?

3. Что было бы, если бы по каждому предмету учитель разраба­тывал свою программу обучения?

4. Что было бы, если бы в школе не было звонков?

На разработку вариантов последствий таких явлений отводит­ся 10 мин. После этого каждая группа предлагает перечень послед­ствий, который может пополняться в ходе совместной работы.

Далее студенты меняются карточками и, работая в тех же груп­пах, ищут возможные варианты причин событий. Например, что случилось до того, как в школе отменили звонки?

Затем вновь проводится совместное обсуждение.

 

Задание 4. «Ученик опоздал на урок...».

Студенты делятся на три группы. Всем предлагается одна и та же ситуация: «Ученик опоздал на урок» (возраст определяется совместно).

I группа продумывает как можно больше характеристик учени­ка (личностные качества, успеваемость, статус в классе и др.).

II группа предлагает как можно больше возможных причин опоздания.

III группа продумывает возможные реакции учителя на опоз­дание ученика (как позитивные, так и негативные).

Каждая группа работает самостоятельно, записывая варианты на отдельных карточках (листах). На это отводится 15 мин. Когда все готовы, карточки собираются и раскладываются в три стопки (1-я — характеристика ученика; 2-я — мотивы; 3-я — реакция учителя). Далее совместная работа организуется по принципу лото:

студенты первой группы открывают одну из карточек и зачитывают характеристику ученика. Студенты второй группы также берут любую карточку и объясняют мотивы поступка. И, наконец, сту­денты третьей группы конкретизируют реакцию учителя на опоз­дание ученика.

Таким образом, из абстрактных, разрозненных характеристик складывается целостная картина педагогической ситуации. Напри­мер, ученик-отличник, пользующийся авторитетом у однокласс­ников, вынужден возвратиться домой за тетрадью с домашним заданием, в результате он опоздал на урок. Реакция учителя мо­жет быть такой: «Удивленный взгляд, недоумение и молчаливый кивок головой, приглашающий школьника войти в класс» или «Выйди и закрой дверь с другой стороны».

Далее осуществляется совместный поиск возможных послед­ствий сложившейся ситуации, а также возможных причин той или иной реакции учителя на опоздание ученика.

После анализа ситуации карточки вновь возвращаются в об­щий набор, перемешиваются и работа продолжается. Каждая смо­делированная ситуация будет носить свой, специфический харак­тер и требовать индивидуального подхода к анализу, в зависимо­сти от того, является ли она конфликтной, позитивные или негативные последствия может вызвать и т.д.

Кроме того, студентам можно предложить продумать другие варианты поведения учителя, которые были бы оптимальными и наиболее успешными в каждой конкретной ситуации. Необходи­мо создать такую ситуацию на занятии, чтобы студенты видели, что один и тот же поступок может иметь различные мотивы и последствия, может быть по-разному воспринят окружающими. Поэтому, прежде чем принять какое-то решение, педагог должен разобраться в возможных причинах той или иной ситуации, пред­положить ее последствия, а также выбрать наиболее оптимальный способ ее разрешения.

На основании такой работы совместно со студентами можно построить схему анализа педагогической ситуации, которая бу­дет использоваться при моделировании самых разнообразных си­туаций.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: