Вступительное слово учителя.




Задание 1. Проанализировать фрагмент инновационного урока «Однородные члены предложения».

Дать краткий комментарий: положительные моменты фрагмента урока: В ходе урока были изложены основные правила, касаемые постановки запятых между однородными членами предложения: представлены некоторые исключения, особенности в «примечании». Интересно метафорическое выражение «пунктационные джунгли» - подобно джунглям постановка знаков препинания в особо проблематичных случаях, в предложениях, осложненных однородными членами может запутать ученика. Материал изложен в доступной и понятной для учеников форме. Достаточно интересным мне показалось третье задание, поскольку в его выполнении имеет место быть творческий подход.

Пожелания: что следует, по Вашему мнению, добавить, изменить, на что обратить внимание.

По моему мнению, общему замыслу урока-путешествия в джунгли не соответствует последнее задание, где нужно «вылечить заболевшее предложение», но если сделать уточнение, например: «во время похода были найдены «заболевшие предложения», которые нам, как людям с добрым сердцем, необходимо вылечить». Таким образом, подключается и некая воспитательная функция. Подобные комментарий к другим тренировочным заданиям

просто необходимы, поскольку именно они создают полноценную игровую атмосферу.

Задание 2: Составить список литературы по теме: «Инновационные уроки по синтаксису и пунктуации» - 8-10 источников.

Список литературы:

1) Инновационное обучение: методика, технология, школьная практика. - С.-Петербург, 1997. - 480 с.

2) Уроки русского языка в форме дидактической игры (инновационный подход): Кн. для учителя. - С.-Петербург, 1994. -168 с.

3) Инновационное обучение русскому языку (Учебное пособие к спецкурсу). - Ленинград, 1989. - 92 с

4) В.В. Виноградов "Русский язык" / В. В. Виноградов "Русский язык" (необходим для материалов непосредственно по русскому языку)

5) Методические рекомендации по использованию игр в обучении лексике в школе и вузе (в соавторстве) - Семипалатинск, 1992. - 37

6) С.Волкова Т. Н. Новые технологии изучения гуманитарных дисциплин в школе (в контексте культурологического подхода к образованию) // Проектирование образовательных процессов: Межвуз. сб. науч. тр. - Шуя: Весть, 2003. - С. 26-33.

7) Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 2002. 528 с. 5000 экз.

8) «Инновационные методы исследования и преподавания морфологии и синтаксиса современного русского языка» Завьялов Виктор Дмитриевич

 

9) Бабайцева В.В Русский язык. Синтаксис и пунктуация.

 

10) ГРАММАТИКА / В.В. Виноградов "Русский язык" / В. В. Виноградов "Русский язык"

 

Всем принять к сведению этот материал.

Методический комментарий.

В практике обучения русскому языку распространенными типами нетрадиционных уроков по изучению раздела «Синтаксис», являются: урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-путешествие. Так, при изучении темы «Однородные члены предложения» в 8 класса можно использовать урок-путешествие для формирования пунктуационного навыка (анонимность разработчика урока сохранена, фрагмент конспекта (оригинал).

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

Знаки препинания при однородных членах предложения – самая распространённая пунктограмма. Зато и перечень её правил самый внушительный. Вдруг мы узнаем об этом что-нибудь новенькое? Итак, мы идем в джунгли на поиски однородных членов предложения. Они пополнят «живой уголок» в нашем кабинете.

Но вначале проверьте свое вооружение. В джунглях опасно ходить невооруженным.

1. «Арсенал охотника» за однородными членами. (Возможна взаимопроверка).

Правило: однородные члены, связанные повторяющимися союзами и, да (=и), или, либо, разделяются запятыми.

В поле, и в лесу, и в роще звенели птичьи голоса.

В саду росли и яблони, и груши, и сливы.

И берег, и море молчали.

Осень принесла холод, да ветер, да скуку.

На клумбе мы посадим пионы, или гвоздики, или нарциссы.

Обратите внимание: запятые ставятся только между однородными членами. Если союз стоит перед первым однородным членом, он не сопровождается запятой.

В лесу мы собирали и грибы, и ягоды.

Примечание: Запятая не ставится:

а) между двумя однородными членами с повторяющимся союзом и, если они образуют тесное смысловое единство:

Он носил и летом и зимой свою старую кепку.

б) Если два однородных члена с союзом и образуют тесно связанную по смыслу пару, соединённую союзом и с третьим однородным членом:

Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам.

в) внутри фразеологического выражения с двумя повторяющимися союзами и – и, ни – ни.

И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.

Не дождался он от братьев ни ответа ни привета.

Предложение может быть осложнено несколькими рядами однородных членов.

Каждый ряд однородных членов следует рассматривать отдельно.

Сверчки, стрекозы и другие насекомые проснулись в высокой траве и наполнили воздух своими ясными, непрерывными звуками.

1) Сверчки, стрекозы и насекомые;

2) проснулись и наполнили;

3) ясными, непрерывными.

2. «Приключения в пунктуационных джунглях» (тренировочные упражнения).

1. Найдите грамматическую основу предложения, чтобы убедиться, что предложение простое. Найдите однородные члены предложения. Выделите союзы, связывающие их, включая союз, стоящий перед первым однородным членом. Расставьте знаки препинания.

Образец: Иней подолгу лежал и на скатах крыш, и у колодца, и на перилах балкона, и на листве.

1) Колокольчик громко плачет и хохочет и визжит.

2) Косая туча птиц заслонила и леса и небо и синеющую даль.

3) Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдаёт.

4) Под кустом черёмухи я действительно нашёл и ключик и спавшую внучку.

5) На протяжении всего полёта из окна самолёта виднелись или песчаные равнины или далёкие горы.

6) На помощь ему придёт либо отец либо брат.

7) Далеко гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром.

8) Кругом были пни да корявые стволы да мелкая поросль.

9) Как милы мне твои улыбки молодые и быстрые глаза и кудри золотые и звонкий голос.

10) Тонкий дождь сеялся и на леса и на поля и на широкий Днепр.

2. Найдите грамматическую основу предложения, чтобы убедиться, что предложение простое. Найдите ряды однородных членов и выделите их разными способами. Определите способ связи однородных членов в каждом ряду отдельно, попутно расставляя знаки препинания.

Образец: Вазочки, книги и небольшие картинки в рамках были расставлены, разложены и развешаны и в комнате для гостей, и в столовой.

1) Всё разнообразие вся прелесть вся красота жизни слагается из тени и света.

2) Мороз крепчал и щипал уши лицо и руки.

3) Солнце показывается из-за облаков и заливает лес поле и наших путников греющим светом.

4) Весна торопилась к лету играла красками и запахами раскрывала цветы подгоняла людей на работу ранним утром поздним вечером короткой ночью.

5) Гостей Овсяников принимал весьма ласково и радушно но не кланялся им в пояс не суетился не потчевал их всяким сушеньем и соленьем.

6) Дождь гудел широко и ровно и на дворе и в саду и в переулке и на пустыре.

3. «Гербарий». Составьте текст, используя словосочетания и предложения. Выделите однородные члены предложения, объясните знаки препинания.

Листопад

Брызнут листья по сторонам. Закружится пёстрый смерч. Хлынет сверкающий водопад.

Листья шуршат, скребутся, лопочут.

Листья пестреют, будто мазки красок на палитре великого живописца.

Небо

Мутное низкое небо.

Густо-синее бездонное небо.

Ясная, ласковая лазурь.

Выгоревшее, выцветшее, растворённое в туманной дымке небо.

Огромный купол неба шевелился в непрестанноммерцании звёзд.

Суровое небо густеет мрачной синевой.

Сияло бледно-голубое небо.

Облака

Курчавые облака, кружевные облака.

Рыхлые белые облака.

Белые круглые облака.

Вереница длинных серых облаков.

Перламутровые облака.

Сквозь сетку лёгких утренних облаков.

Опустились почти к самой воде.

Высоко и тихо неслись над нами.

Т учи

Густые тучи. Свинцово-чёрные тучи. Полчища туч. Тучи, бегущие мимо луны. Из-за раздвинутых туч.

Птицы

Воробьи носились серыми тучами.

Цокающий гомон галок.

Громко воркуют лесные голуби.

Весёлый пересвист дроздов.

Равнодушное постукивание дятла.

Золотой голосок малиновки.

Стрекочет синекрылая сойка.

Над водой, распахнув острые белые крылья, повисла чайка.

4. Помогите восьмиклассникам вылечить «заболевшее «предложение (Объясните, в чём заключаются речевые ошибки, исправьте их): «Герасим умел плавать ещё хуже, чем говорил».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: