Хроника жизни и подвигов преподобного Серафима Саровского




Аннотация проекта

«Можно умереть, но остаться жить для людей,

И можно остаться жить, но быть погибшим».

Послание к Галатам 6,2

 

В данном проекте автор попытался проследить путь духовного восхождения преподобного Серафима. Рассказал о его высоких заветах русскому народу, о его мудрых советах всем, заботящимся об истинном благе. Они актуальны в наше сложное короновирусное время. Это правила поведения во время страшной эпидемии.

 

Цель проекта

Выяснить, в чем заключается нравственный подвиг Серафима Саровского. Показать, что изучение жизни и духовных подвигов Серафима Саровского очень актуально в настоящее время, так как способствует духовно – нравственному воспитанию современного поколения.

Задачи

• Изучить, что способствовало выбору жизненного пути будущего святого;

• Проследить путь духовного восхождения;

• Определить в чем роль наставлений святого Серафима для современного общества в целом и для отдельных людей;

• За духовную основу нам молодым следует принять ценности жизни святого Серафима, наставления отца нашего преподобного святого Серафим чудотворца.

 

Объект описания

Подвиг Серафима Саровского его правила, так как они не только не утратили своего значения, но и приобрели, новый глубокий смысл потому как обращены к внутреннему, духовному миру человека.

Актуальность

Актуальность проблемы данного исследования определяется необходимостью изучения более детально значения духовного наследия Серафима Саровского для возрождения России как неотъемлемой части русской культуры. Слова преподобного Серафима "стяжите дух мирен" актуальны и по сей день, потому что мирный дух - это и стабильность самой личности, это и устройство семьи, это и целостность нашего Российского государства. Преподобный предвидел, что именно мирный дух - это та сила, которая будет способствовать духовному возрастанию нашего общества. Нравственность зависит, прежде всего, от нашей веры. Насколько глубоко мы проникаемся своим сознанием в нашу отеческую православную веру, настолько и получаем от наших святых молитвенную помощь.

Вступление

Проект «СЕРАФИМ – Ангел всей Руси» актуален для нас слушателей воскресной школы. На занятиях мы говорили о Серафиме Саровском, изучали его жизнеописание, наставления.

И вот свершилось. Мы едем к Серафиму в гости.

. Ночь в автобусе прошла спокойно, без приключений. Нижегородская область встретила нас утренним чудом — розовой рассветной полоской на чистом, без единого облачка небе. Святая Дивеевская обитель. Прекрасные храмы, величественная колокольня, общий дух благодати. Скажу только, что сюда нужно обязательно приехать, чтобы своими глазами увидеть и полюбоваться этой Божественной красотой. На территории обители великое множество цветов.

История хранит много удивительных историй, связанных с именем преподобного Серафима.

Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру. После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.

Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. В 17-летнем возрасте Серафим с другими паломниками отправился на богомолье в Киево-Печерскую лавру, а затем, по совету прозорливого затворника Досифея, – в Саровскую обитель. Прохор с большим усердием исполнял все монастырские послушания, правила и уставы, никогда не бывая «без дела был келейником старца, трудился в хлебни, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и все исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу.

Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: "Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес - Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери...", и желал, чтобы его причастили Святых Таин. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: "Сей - от рода нашего". Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился.

Особенного благодатного видения преподобный сподобился во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после тропарей преподобный произнес "Господи, спаси благочестивыя" и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом "и во веки веков", внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати. После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келии. В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме. После смерти настоятеля, отца Пахомия, преподобный Серафим, имея его предсмертное благословение на новый подвиг пустынножительство, взял также благословение у нового настоятеля - отца Исаии - и ушел в пустынную келию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и, возвращаясь к себе в келию после литургии, за которой причащался Святых Таин.

Духовное возрождение

В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: "Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом".

Около трех лет преподобный питался только одной травой снитью, которая росла вокруг его келии.

Видя подвиги преподобного Серафима, враг рода человеческого вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но преподобный ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста. Диавол навел на святого "мысленную брань" - упорное продолжительное искушение. Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: "Боже, милостив буди мне грешному".

Днем же он молился в келлии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей. Диавол, посрамленный преподобным, задумал умертвить его и наслал грабителей. Подойдя к святому, работавшему на огороде, разбойники стали требовать от него деньги. У преподобного в это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: "Взявшие меч мечом погибнут". Святой, опустив топор на землю, сказал: "Делайте, что вам надобно". Разбойники стали бить преподобного, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келию в поисках денег. Все сокрушив в келии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Серафим, придя в сознание, дополз до келии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что Серафим после таких побоев остался жив. Но преподобный не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы больного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление.

Весной 1810 года после своего 15-летнего пребывания в пустыни преподобный Серафим вернулся в обитель. Не прерывая безмолвия, он к этому подвигу добавил еще один – затворился в монастырской келье, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и богомыслии. В затворе преподобный Серафим приобрел высокую духовную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров – прозорливости и чудотворения.

25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления.

Многого людей приходило к Серафиму и бедных, и богатых. Он весь светился духовной радостью, говоря: «Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния». Этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших его людей, приветствуя их словами: «Радость моя! Христосе воскресе». И гнет житейской жизни многих скорбящих и ищущих Бога людей под действием благодати, изливающейся от угодника Божия, становился легче.

Однажды прибежал в обитель простой крестьянин с шапкою в руке, с растрёпанными волосами и спросил в отчаянии у первого встречного монаха, шедшего ему навстречу:
- Батюшка! Ты, что ли, отец Серафим?
Ему указали, где находится отец Серафим. Бросившись туда, он упал к нему в ноги и убедительно говорил:
- Батюшка! У меня украли лошадь, и я теперь без неё совсем нищий; не знаю, чем кормить буду семью. А, говорят, ты угадываешь!
Отец Серафим, ласково взяв его за голову и приложив к своей, сказал:
- Огради себя молчанием и поспеши в село Петрово. Когда будешь подходить к нему, свороти с дороги вправо и пройди задами четыре дома: там ты увидишь калиточку; войди в неё, отвяжи свою лошадь от колоды и выведи молча.
Крестьянин тотчас с верою и радостью побежал обратно, нигде не останавливаясь. После в Сарове был слух, что он действительно отыскал лошадь в указанном месте.

Однажды к нему приехал боевой генерал, увешанный орденами. Он смело зашел в избушку батюшки. Каково же было удивление ждавших генерала людей, когда он вышел весь в слезах, а ордена его свалились. Серафим вынес их, держа в руках. «Они свалились потому, что ты получил их незаслуженно», - сказал старец.

К Серафиму пришёл один Саровский инок за благословлением на ношение вериг, мудрый старец ответил, что для нас, не умеющих и замечания от ближних безболезненно перенести, «вериги» должны заключаться в неосуждении ближнего, в благодушном терпении обид и укорений.

Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келии святого всегда горели свечи, и он говорил: "Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром". Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Его чистая душа во время молитвы была взята Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем которого преподобный Серафим был всю жизнь.

«Духовно-нравственный подвиг Серафима Саровского» актуален в наше время. С их помощью люди, уставшие от социальных катастроф, могут заглянуть в себя, задуматься о смысле своей жизни. Преподобный Серафим Саровский - один из самых близких нам и любимых русских святых. Нет, наверное, православного дома, где не было бы ему иконы.

Это святой, дни памяти которого объединяют в едином молитвенном порыве всю Россию.

Он раскрывает тот единственный верный путь, к которому мы призваны.

«Наша жизнь – одна минута в сравнении с вечностью» и потому «лучше для нас презирать временное и преходящее и желать нетления и бессмертия».

«Возлюбим веру, как твёрдое и благодатное ограждение». На вопрос одного старообрядца: «Скажи, старец Божий, какая вера лучше: нынешняя церковная или старая? На что Серафим ответил: «Жизнь наша есть море, Святая Церковь – корабль, а кормчий – Сам Спаситель».

«Молитва – путь к Господу. Это непобедимая победа!» Преподобный, снисходя к немощам и слабостям человеческим оставил нам несложное молитвенное правило.

«Желающему спастися всегда должно иметь сердце, расположенное к покаянию и сокрушению. Кроме этого каждому христианину для спасения души надо причащаться!»

«Самое важное к чему должен стремиться христианин – это «мир душевный, который является бесценным сокровищем». Чтобы «сохранить душевный мир, должно отгонять от себя уныние и стараться иметь дух радостный!» Вообще «к сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя» а «внимание – мать внутреннего покоя».

Особенно нужно сокрушать следующие три страсти: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие». Эти страсти побеждаются постом и молитвой.

Нужно стараться охранять душевный мир в отношениях с другими людьми: не «возмущаться оскорблениями от других», «всячески удерживаться от гнева», ни кого не огорчать, ни на что не злобиться». «Укоряют – не укоряй, - учил преподобный Серафим, - гонят – терпи, хулят – хвали. Осуждай сам себя!» «В молчании переноси, когда оскорбляет тебя враг. Когда твою честь кто унижает, всеми мерами старайся простить ему!»

«Итак, если мы будем, сколь есть сил, стараться исполнять» в отношении к ближним, увещевал великий Саровский старец и подвижник, «то можем надеяться, что в сердцах наших возсияет свет Божественный!»

Недостаток патриотизма и преданности законной власти в глазах отца Серафима был тяжким грехом. Один из собеседников Преподобного спрашивал его об отношении к подчинённым – как именно сохранить их нравственность, и получил ответ: «милостями, облегчением трудов, а не ранами. Напои, накорми, будь справедлив. Ты так делай: аще Бог прощает, и ты прощай!»

Подчинённым давал советы уважать начальников, «не противиться власти», исполнять все её законные требования.

Теперь о жизни семейной. Одному собеседнику на вопрос о семье дал такой ответ: «Сохрани мир душевный, чтобы в семействе у вас ни за что не было ссоры, тогда благо будет». Мир и любовь – вот основа семейной жизни. Родителям внушал, чтобы они искренне любили своих детей, заботились о них, пеклись о добром воспитании. В противном случае они берут на свою душу тяжкий грех. Доброе воспитание детей в вере и благочестии должно составлять обязанность родителей, необходимо приготовить прежде душу ребёнка. Но со своей стороны, и дети должны питать в отношении к родителям искреннюю любовь и неизменно глубокое уважение, даже в том случае, если бы они имели слабости и недостатки, достойные осуждения. Пришёл молодой человек с матерью, которая была сильно предана пьянству. Только, что сын хотел сказать о её слабости старцу, как серафим мгновенно положил свою руку на уста его и не позволил ему промолвить ни одного слова. Какой назидательный пример для молодого поколения.

 

Преподобный Серафим Саровский всей своей жизнью опроверг слова о том, что уже невозможно достигнуть тех состояний, какие имели древние подвижники. Он всегда говорил о том, что во всякое время, до конца мира могут быть истинные подвижники, ибо «Христос вчера и днесь, Той же и во веки». От христианина требуется лишь решимость следовать заповедям Христовым и примеру Его жизни. Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, Саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. И своим примером и наставлениями зовет нас к тому же. Это полное осуществление общехристианкого идеала, для всех нас путеводная звезда.

О, если бы мы во всех обстоятельствах своей жизни неуклонно следовали мудрым советам дивного Серафима, соблюдали его наставления и, «сколько есть сил» у нас старались исполнять их, тогда мы могли бы твёрдо надеяться, что в сердце нашем «Возсияет свет Божественный!»

 

Приложение

Хроника жизни и подвигов преподобного Серафима Саровского

Дата (старый стиль)

Возраст

Событие

19 июля 1759

 

В Курске в именитой купеческой семье Мошниных родился сын, нареченный при крещении Прохором.

3 года

Умер его отец, Исидор Мошнин

7 лет

Прохор упал с колокольни, по чудесном заступлении Божьем остался цел и невредим.

10 лет

Болезнь Прохора. Исцеление от чудотворной иконы Божьей Матери "Знамение", известной как Курская-Коренная.

17 лет

Паломничество Прохора в Киев. Отшельник Досифей благословляет юношу на послушание в Саровский монастырь в Нижегородской епархии.

20 ноября 1778

19 лет

Прохор становится послушником Саровского монастыря.

1780-1783

21-24 года

Тяжелая болезнь. Исцеление после посещения Божьей Матери в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова.

13 августа 1786

27 лет

Пострижение в монашество с наречением имени Серафим ("Огненный")

Октябрь 1786 г.

27 лет

Рукоположение отца Серафима во иеродьякона.

29 лет

Агафья Мельгунова (мать Александра) основывает Дивеевскую общину.

13 июня 1789 г.

30 лет

Перед своей кончиной мать Александра берет обещание с отцов Пахомия, Исайи и Серафима "присматривать" за ее общиной.

2 сентября 1793 г.

34 года

Отец Серафим рукоположен во иеромонаха.

35 лет

Умирает игумен Пахомий. Братия избирают игуменом отца Исайю.

35 лет

Отец Серафим для сугубых молитвенных подвигов становится отшельником. Среди верующих он уже известен как старец.

1794-1798

35-39 лет

1000 дней молитвенного "стояния на камне". Строгий пост.

Сентябрь 1804 г.

45 лет

Преподобный Серафим тяжело изранен разбойниками. После многодневных страданий исцелен посетившей его Божьей Матерью.

47 лет

Отставка игумена Исайи. Преподобный Серафим отказывается от предложенного ему игуменства. Игуменом избирается отец Нифонт. Преподобный Серафим прекращает старческое попечение о братии и начинает духовно опекать Дивеевских монахинь.

48 лет

Имирает отец Исайя.

1807-1810

48-51 год

Преподобный Серафим становится "молчальником" в своей пустыньке.

51 год

Отец Нифонт и монастырский собор старцев благословляют преподобного Серафима вернуться в обитель

8 мая 1810 г.

51 год

Преподобный Серафим возвращается в монастырь и уходит в затвор.

53 года

Выход из затвора. Возобновление старческого попечения о братии монастыря и паломниках.

1820-1821

60-61 год

Забота о материальном и административном устройстве Дивеевской обители.

61 год

Первое проявление чудотворения - исцеление помещика Михаила Мантурова.

25 ноября 1825 г.

66 лет

Божья Матерь указывает преподобному Серафиму место для строительства мельницы и имена первых восьми "мельничных сестер".

68 лет

Послание на мельницу первых сестер. Назначение настоятельницей Елены Мантуровой.

6 августа 1829 г.

70 лет

Последнее явление Божьей Матери преподобному Серафиму.

5 сентября 1831 г.

72 года

Исцеление помещика Н.Мотовилова

Ноябрь 1831 г.

72 года

Беседа с Мотовиловым о Святом Духе.

1831-1832

72 года

М.Мантуров отъезжает в Польшу. Кончина Елены Мантуровой.

Май 1832 г.

72 года

Н.Мотовилов провозглашается "покровителем" сестер.

2 января 1833 г.

На 73 году жизни

Блаженная кончина преподобного Серафима, Саровского Чудотворца.

 

 

Литература.

1. Алмазов Б. А. Житие преподобного Серафима Саровского чудотворца. СПб., изд. «Лицей», 1993.

2. Великие святые России: Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., «Новая книга», 2000.

3. Горбачева Н. Святая Ксения и Дивеевские блаженные. М., Паломник, 2003.

4. Дивеевские чудеса. Как исцеляет преподобный Серафим. Арзамас, 2001.

5. Жизнеописания Достопамятных людей земли Русской (X –XX вв.) – М., 1992.

6. Никулина С. О. Добрый батюшка Серафим: Житие преподобного Серафима Саровского для детей. Стихи. Рязань, «Зерна», 2002.

7. Поселянин Е. Н. Жизненный подвиг старца Серафима Саровского. Дивеево, 2002.

8. Поучения преподобного Серафима Саровского. М., «Скит» 1993.

9. Святой преподобный Серафим, Саровский чудотворец. Краснодар, 1990.

10. Степашкин В. А. Преподобный Серафим Саровский. Предания и факты. Саров, 2002.

Интернет-ресурсы:

1. https://iconkuznetsov.ru/

2. https://www.sarov-monastery.org/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: