(из книги С.Г.Вахонина «Истоки»)
Село Быстрица имеет древнюю историю и является одним из старейших поселений русских колонистов — первопроходцев на Вятке.
В XIV столетии большая группа колонистов появилась на реке Вятке и по ее притокам, в том числе по речке Быстрице, от устья, проникает в глубь вятских земель, заселенных вотскими племенами, предками современных удмуртов.
Пришельцы — русские стали оседать на возделанных вотью землях, сгонять их хозяев или же разделывать новые участки по соседству с вотскими пашнями.
Камские болгары издавна называли вотяков арянами, а место их проживания Арской землей. Ряд вятских историков справедливо полагает, что Арская земля начиналась на средней Вятке с ее притоками, между рек Молома и Чепца, и уходила то Чепце на Каму, к Предуралыо. Не случайно исследователи вятской старины член-корреспондент Академии наук СССР археолог А. А. Спицын и доктор исторических наук П. Н. Луппов находят между городами Котельничем и Кировом, от Моломы до Чепцы, 12—13 вотских городищ.
Арская земля захватывала, по-видимому, значительную часть территории и Оричевского района, расположенного в Левобережье реки Вятки. Об этом говорит наличие здесь двух исследованных вотских поселков-городищ: Тиваненского (Истобенского) и Стрижевского на реке Быстрице, раскопки которого проводились в 1956 году.
Проживание на современной территории Оричевского района, в том числе и в Быстрицкой округе, вотских племен подтверждают документы начала 17 века, сохранившие на протяжении 300 лет после прихода сюда русских вотские названия отдельных деревень, кладбищ, покосов, пашен, речек, фамилий жителей и т. д. В переписной книге дьяка Афанасия Толочанова и подъячего Андрея Иевлева в Быстрицкой (Бритовской) волости упоминается деревня «Отяцкан Брествинская», жители которой платили оброк с сенных покосов церкви Николы Чудотворца села Быстрица.
|
В списке 1638 года, который был сделан с переписной книги Афанасия Толочанова для Никольского попа Ивана Зверева, чтобы тот следил за исправным несением крестьянами государственного тягла с полей, сенных покосов, рыбных ловель, поскотин и мельниц, значится «...Меленка через реку Быстрицу под воцким погостом (здесь в значении кладбища С. В.) Быстрицкие волости за Олешкою Михайловым, сыном Рубцовым, а поперед сего тот перевоз был на оброке за Петрушкою Кроповым».
В этой же выписи попу Звереву упоминаются: «...пожня Пятунки Русского да Богдашки Кораваева, что была за Быстрицким отином, за Мосею Зюзиным, два займища на Быстрице, по обе стороны Быстрицы, выше Снигиревы»; «пожня Исачка Антипина, сына Огородова, что была за вотином, за Сабанком Гривиным, вверх по Быстрице, на усть Снигиревы»; «...сенной покос Степанка Иванова, сына Чюдиновского, на Студенце, за речкою Быстрицею, против Фадеевых исад Носкова»
Все эти названия убедительно подтверждают исконность существования вотских племен-«арян» в Быстрицкой округе до появления в ней русских.
Поселившись в земле арян на средней Вятке с ее притоками, русские колонисты принесли сюда родные им прозвища мест, из которых они переселились на новые земли. Тогда-то и появилось название речки Быстрицы. А в честь неё и поселение на берегу этой реки стало также называться Быстрицею. Это обозначение корнями связано с Новгородом Великим, пришло из-под Тихвина, где река и местность прозывались Быстрицею.
|
Одной из наиболее старых грамот, где есть косвенное упоминание о селе Быстрица, является «Данная вятского воеводы Овцына Успенскому (Трифоновскому) монастырю на пустоши и пожни в Хлыновском уезде, 1595 года, января, 15.»
В этой грамоте говорится: «По государеве цареве и великого князя Федора Ивановича, всея Русии грамоте Василей Афанасьевич Овцын отдал Успенья Пречистое Богородицы нового монастыря игумену Трифону с братьею... в Хлыновском же уезде в Быстрицкой волости, повыше погоста (здесь в значении церковного села, прихода. С. В.), по реке по Быстрице, болотцо Казачье, а того болота писано за монастырем по дозорным книгам (Богдана да Саввы Григорьевых. С. В.), двести пятьдесят копен, да того же болотца писано Николы Быстрицкого клирошаном на пятьдесят копен».
Клирошане — это служители церкви, весь церковный причт, причетники, дьячки, певчие. Документ 1595 года, царствования сына Ивана Грозного — Федора Иоанновича, утверждает, что в конце XVI века уже существовало село Быстрица.
Начало русских сел обычно связывалось с постройкой церквей. Независимо от того, строилась ли в деревне церковь, или же церковь возникла на пустыре — это место превращалось в село. Здесь возникал центр церковного прихода и административно-податной, волостной центр округи. В 1595 году, по-видимому, Быстрица была волостным административно-податным и церковноприходским центром округи, Быстрицкой волости, входящей в Хлыновский уезд.
|
Можно допустить, что до возникновения села в Быстрицкой местности существовал какой-то другой административный центр Ведь не случайно же до наших времен дошло название одной из быстрицких деревень как Волость. Название могло быть дано местным населением потому, что оно было местом пребывания государственных приказных людей того времени и расположения здесь земской избы. Когда в округе была построена церковь, и выросло село — это село стало новым волостным центром. А Волость утеряла свое былое значение и превратилась в обычную деревню.
Как выглядело село в 1595 году, кто его населял, сколько было жителей в нем — мы не знаем. Более подробные, источники достоверные данные оселе Быстрица содержатся в переписных книгах 1629 года. Вот как об этом сообщают переписчики-приказные: «Спенцынский тяглый стан. А в нем погост над рекою над Быстрицей, а на погосте церковь во имя Николы Чудотворца, деревянная с трапезою, а в церкви Божие милосердие, образы и книги, и колокола, и всякое церковное строение мирское. Да на погосте же дворы Церковные: двор попа Василия, двор дьячка Артемки Гвоздева, двор пономаря Ларки Захарова, двор просвирницы Оринки Ивановой. Да на погосте ж и на церковной земле дворишко бобылское: во дворе Киприянко Орловец, во дворе: Тимошка Потага, во дворе: Михалка Антонов, во дворе: Овдокимко Кулеш, во дворе: Агарышко Есипов, во дворе: вдова Малышка Щеблицына, во дворе: Оска Дубарихин, во дворе: Лучко Толстухин, во дворе: Павлун Семенов И всего на погосте церковных четыре двора да одиннадцать дворов бобыльских, а дают они Николе Чудотворцу на церковное строение з двора по осми алтын по две деньги на год (23 коп. С. В.). Да у погоста ж церковные пашни паханые средние земли и с отхожею пашнею семь четвертей, да перелогом две четверти без полуосмины, а в дву потому ж, лесу пашенной во всех трех полях пять десятин, а в ней в живущем полвытии, а впусте полчети вытии».
Как показали писцы, в 1629 году в Быстрицкой округе существовал погост — село Быстрица — центр церковного прихода и центр волости. Деревянное здание церкви Николы Чудотворца с трапезою стояло на церковной земле. К церкви лепились; четыре двора причта. На церковной же земле поселились одиннадцать бобыльских семей, то есть безземельных неимущих крестьян, занимающихся ремеслами, арендой чужих земель, охотой, рыболовством и работой по найму. Бобыли несли тягло в пользу приютившей их на своих землях Быстрицкой церкви, платили ей по 25 копеек оброка с семьи в течение года. Они были полукрепостными, зависимыми от церкви крестьянами. Кроме земель, на которых располагались дворы церковников и бобылей — в черте села, около погоста Быстрицкого лежала, церковная пашня. Часть ее земель обрабатывалась бобылями. Пахотной земли у церкви было немного, около 10—11 гектаров, да переложной примерно 3 гектара. Кроме того, церковь владела пятью гектарами пашенного леса, из которых 3,5—4 гектара эксплуатировались, а около одного гектара лежало в запустении. Всего церковь располагала 18—20 гектарами земли, используемой под пашню. Немало у церкви числилось и покосов. Уже сообщалось что быстрицкие клирошане владели покосами на болотце Казачьем, имели несколько покосов на реке Быстрица, из которых один сдавали в аренду жителям деревни Врествинской. Церковники владели и местами рыбных ловель, а также местами охоты.
Переписные книги 1629 года упоминают, что деревянная Быстрицкая церковь была с трапезою. Церковные помещения тех времен строились населением округи на мирские, т. е. собранные миром, крестьянским обществом, деньги. Поэтому в архитектурной планировке внутренних помещений церковных зданий, в том числе и быстрицкого, нашли отражение общественные потребности крестьянского мира.
Церковная служба и религиозная обрядность осуществлялись в молельном помещении церковного четверика. А вот трапезная, превосходящая нередко помещение молельной по площади в 2—3 раза, в русском средневековье выполняла сугубо гражданские задачи, далекие от религии. В трапезной собирался крестьянский мир на общинные собрания для решения местных дел: здесь проходили выборы должностных лиц, происходила раскладка тягла и сбор податей, зачитывались царские и воеводские указы, творились суд и расправа над провинившимися, заключались хозяйственно-торговые сделки и договора. В трапезных нередко проводились и общественные праздники— братчины.
В обыденное время в помещении трапезной на полатях и лавках, вдоль стен ее, спали в ночное время нищие, кормившиеся за счет подаяний прихожан у церкви.
Одновременно трапезная выполняла и другое назначение. Она являлась тепловым узлом, своеобразной «котельной» для отопления церковного здания. В трапезных, как и в крестьянских курных избах, стояли глинобитные печи без дымоходов, отапливающиеся по черному. При топке этих печей окна и двери трапезной отворялись па улицу для вытягивания из помещения дыма и чада. И лишь когда топка печей прекращалась, дым убирался из трапезной и в ней накапливалось тепло, двери между трапезной и молельным четвериком церкви отворялись и тепло поступало в ритуальное помещение.
Гражданская, общественная и клубная роль трапезной в церковном здании вызывала нарастающее раздражение у высших церковных иерархов. Они постоянно осуждали и клеймили использование зданий храмов под светские общественные нужды, настойчиво добиваясь, чтобы церковные помещения служили лишь религиозно-ритуальным целям.
Высшие церковные чины стремились изгнать из храмовой архитектуры помещения трапезной. Это им удалось в XVIII столетии — в период замены деревянного церковного зодчества каменным. Когда церковные здания начали ваяться из кирпича, духовные пастыри стали настолько сокращать площадь трапезной, что они постепенно теряют свое былое назначение, а затем по указу 1826 года запрещаются навсегда.
С устранением помещения трапезной все церковное здание стало
использоваться под обрядовые цели. Устранению трапезных способствовало также появление в церковном зодчестве новой системы отопления и новых печей с дымоходами, проходящими в стенах церковных зданий.
На смену деревянной церкви в 1765 году появляется каменное церковное здание и в селе Быстрица.
Через сто лет, в 1860 году, теплая церковь была переложена и сделана гораздо шире и объемнее прежней. Холодная церковь и колокольня строились в селе Быстрица в одно и то же время, в конце 18 века. Это широкая четырехугольная башня, заканчивающаяся деревянной надстройкой, В таком виде, почти без изменений, церковь дошла до наших времен и существует под охраной государства как архитектурный памятник старины.
Перепись 1629 года сообщает о деревнях Быстрицкой (Бритовской) волости, которые были не велики, имели от 1 до 6 дворов и располагались друг от друга на значительном отдалении, занимая большую территорию.
Суммируя переписанные в 1629 году населенные пункты округа, приказные Толочанов и Иевлев сообщали: «Да того же Спенцынского стану в Бритовской (Быстрицкой) волости тяглых 28 деревень с четью, да деревня припущена к живущим деревням в пашню, да 72 починка, да 2 починка припущенные к живущим деревням в пашню, да 2 починка пустые, а в живущих деревнях и починках 241 двор, а людей в них 245 человек (мужчин-дворохозяев, С. В.), да 4 двора бобыльских, а людей в них тож, 'да 15 дворов пустых».
Среди деревень в переписи 1629 года упоминаются: Бахирево, Селиванова, Клепцова, Трухинская, Оверины, Борисовская, Васкина, Бакулипа, Фроловская и Петрашевская, то же Каурково, Лаховская, Коломенская, Мешная, Олуховская, Отяцкая, Верствинская, Полом. В выписи, данной быстрицкому попу Ивану Звереву в 1638 году с писцовой книги 1629 года, назван ряд поселений, находящихся вблизи к селу Быстрица, за несение тягла которых следила местная церковь.
К этим поселениям относятся починок и займище Ромашки Кислухина, починок Ондрюшки Суслова, починок Поздейки Бакулина, починок на Быстрице, Семейка Бакулина, починок Фадейки Носкова, починок на займище Тимошки Видякина, починок Яшки Масленникова, починок Васки Видякина, починок Терешки Погудкина, починок на Быстрице на раменье Рубцова.
Наиболее распространенными фамилиями крестьян, деревень и починков являлись: Мамаев, Шишкин, Чепелев, Гонин, Домнин, Тюкалов, Антонов, Суслов, Лысов, Бакулин, Тимофеев, Зонов, Кокорин, Рубцов, Исаков, Коновалов, Леванов, Носков, Хренов, Мухин, Чернятин, Кислухин, Масленников, Погудкин. Многие из этих фамилий живут и в настоящее время, уходя, корнями в XVII век и более раннее время. Большинство крестьян округи было государственными черносошными тяглецами, выполняло повинности государству. Из других категорий крестьянства в отдельных деревнях имелось, как исключение, небольшое количество бобыльских дворов.
Бобыли, не имевшие пахотной земли, в деревнях занимались ремеслами или лесными промыслами, являлись швецами (портными), сапожниками, гончарами, кузнецами, столярами, плотниками, охотниками, рыбаками. В деревнях встречались единичные крестьяне-половники, обрабатывающие чужую землю из половины урожая.
Перепись 1629 года находит в Быстрицкой округе более десятка мельниц-колотовок. Имелись и ветряные мельницы. Близ села Быстрица располагалось кладбище, которое находилось в рощице.
Основными занятиями быстрицких жителей были хлебопашество, животноводство, основанное на кормовой базе луговых и лесных сенокосных угодий.
Распространены были изготовление изделий из древесины и луба, гончарное производство, домашнее ткачество, валяльное дело и другие подсобные занятия.