Проект «Я в мире людей»
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно заставляет обратить на себя внимание здоровье будущего поколения. Обладая врожденной защитой, ребенок очень чутко реагирует на происходящие в обществе изменения в системе внутрисемейных отношений и социально-культурного сообщества, в которое он попадает в первые годы своей жизни.
Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Здоровье детей - главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества. Дошкольное детство - короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, так как развитие идёт бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребёнка.
Слово «здоровье», пожалуй, самое частое в повседневном общении людей. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и т.д. Правильное понимание здоровья человека даёт представление о его социально-биологической сущности.
На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается. Одним из важных факторов укрепления здоровья воспитанников детского сада становится сохранение психологического или психического здоровья.
|
Организованная своевременная работа по сохранению психического здоровья в общей системе воспитательно-образовательных развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинально нового решения обеспечения психического и эмоционального благополучия ребёнка-дошкольника
Психологическое здоровье человека связано с особенностями личности. Психологическое здоровье является важной составляющей социального самочувствия ребёнка, с одной стороны, и его жизненных сил, с другой.
В структуру психологического здоровья входят такие компоненты, как положительное отношение к себе; реалистическое восприятие окружающих; умение адекватно воздействовать на других людей и др.
Сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка помогает психологическая компетентность родителей и педагогов. Одной из основных составляющих психологической компетентности является знание путей гармонизации эмоционально-волевой сферы детей. Умение регулировать свои эмоциональные процессы чрезвычайно важно, поскольку именно такое умение помогает найти адекватные способы снятия напряжения.
От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.
|
Сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка.
Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения дошкольников и сохранение их психологического здоровья.
С этой целью был разработан проект по сохранению и укреплению психологического здоровья «Я в мире людей».
Цель:
сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников с в условиях ДОУ.
Задачи:
• Обучение выражению эмоций и их распознаванию, инициировать самопознание детей.
|
• Формирование у детей модели правильного поведения в детском коллективе.
• Расширение и систематизация знаний педагогов о коммуникативном взаимодействии.
• Развитие позитивной Я-концепции всех участников проекта.
• Развитие познавательно-ориентировочной активности ребенка дошкольного возраста;
• Воспитание саморегуляции, самозащиты и самокоррекции при помощи направленных игр.
• Создание мотивации на изменение себя в лучшую сторону (самокоррекция).
Участники проекта: дети 5–7 лет; педагоги–психологи, воспитатели, родители.
Основные направления реализации проекта: тренинги для педагогов и семейных диад; занятия для детей; психолого-педагогическое просвещение; оснащение предметно-развивающей среды.
Предварительная работа.
Диагностики: «Волшебный дворец», «Кактус» М. А. Панфилова, интерпретативный тест «Грустная мама», вопросник «Отношение детей к педагогу», анкета «Отношение педагога к ребенку», самодиагностика настроения отражающие различное эмоциональное состояние.
Предварительные беседы по формированию положительного и отрицательного эмоционального опыта, который может быть использован впоследствии для эмоциональной разгрузки и саморегуляции.
Создание игрового оборудования для повышения психологической компетентности ребенка («груши», подушки, мягкие дубинки, «волшебный сосуд») в «уголке психологической компетентности ребенка».
Памятки, бланки для родителей, педагогов и детей.
Подбор научно-методической литературы.
Содержание проекта.
I. Тренинги эффективного взаимодействия «Вместе с мамой».
Тренинг рассчитан на 4 занятия, продолжительностью 2 часа каждое, интенсивность занятий – 1 раз в квартал. Количество пар участников (ребенок–родитель) не более 8 (16) человек. В группу входят родители, имеющие детей 6–7 лет. Вне тренинговых занятий участники могут получить необходимую психологическую помощь в ходе индивидуальных консультаций.
II. Коррекционно-развивающие занятия с детьми «Поиграем, помечтаем».
Курс рассчитан на 9 занятий, продолжительностью 30 минут каждое, интенсивность занятий 1 раз в неделю. Максимальное количество детей в подгруппе 10 человек.
III. Консультации для родителей и педагогов «И это хорошо, и это плохо».
Курс рассчитан на 8 занятий, продолжительностью 1,5–2 часа каждое, интенсивность занятий 1 раз в месяц. Число участников группы – 12–16 человек.
Предполагаемый результат.
Высокий результат культуры общения среди педагогов; владение навыками как делового, так и неформального общения. Осознание собственных профессиональных и личностных проблем; умение конструктивно решать проблемные ситуации.
Дети старшего дошкольного возраста должны самостоятельно находить конструктивные формы выражения своих отрицательных эмоций.
Развитие родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка дошкольного возраста.
Продукт проектной деятельности.
Модели занятий с элементами тренинга для сотрудников детского сада «И это хорошо, и это плохо».
Модели коррекционно-развивающих занятий с детьми «Поиграем, помечтаем».
Модели тренингов эффективного взаимодействия «Вместе с мамой».
Пакет рекомендаций для педагогов и родителей.
Совместные рисунки семейных диад.
Психологическая тетрадь.
Создание рисунков-символов.
Презентация проекта.
Мультимедийная презентация