Образование ритмических групп внутри такта называется группировкой длительностей.
- Инструментальная группировка предполагает соблюдение правил, указанных ниже, и применяется для записи нот для различных инструментов.
- Вокальная группировка применяется для записи нот со словами.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ ПРОСТЫХ РАЗМЕРОВ
При группировке длительностей в простых размерах (2/4, ¾, 3/8…)
основные доли такта (метрические доли) должны быть отделены друг от друга.
Внутри доли восьмые и более мелкие длительности объединяются под одно ребро.
Например:
|

В порядке группировки длительностей в простых размерах допускаются следующие исключения:
1) Объединение всех длительностей общим ребром возможно в тех случаях, когда эти длительности одинаковые. Например:
В размере 3/8 ввиду мелких долей такта допускается следующая группировка:
2) Звук, длительность которого занимает весь такт, пишется одной нотой без применения лиги.
3) В том случае, когда у ноты, начинающей собой метрическую долю, стоит точка
(более длинные ноты с точками, переходящие на следующую долю, обычно пишутся без применения лиги, а более короткие, переходящие на следующую долю – с применением лиги). Например:
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ СЛОЖНЫХ РАЗМЕРОВ
(Сложные размеры – это размеры, которые состоят из одинаковых простых (4/4=2/4+2/4, 6/8=3/8+3/8…))
Группировка в сложных размерах заключается в том, что простые размеры, составляющие их, не объединяются в общие ритмические группы, а группируются отдельно, образуя самостоятельные группы; как бы скрытые такты, не выделенные тактовыми чертами.
Звук, длительность которого занимает весь сложный такт, пишется в виде общей длительности (одной ноты), но иногда также - нотами, связанными лигой, длительность которых равна простым тактам. Этот последний прием более соответствует закономерностям группировки в сложных размерах.
ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ СМЕШАННЫХ РАЗМЕРОВ
(Смешанные размеры – – это размеры, которые состоят из двух- и трехдольных. Например, пятидольные и семидольные: 5/4=2/4+3/4 или наоборот, 5/8=3/8+2/8 или наоборот; 7/4=3/4+2/4+2/4 или в другом порядке, 7/8=2/4+3/4+2/4 или в другом порядке).
Например:
]
Группировка в смешанных размерах, как и в сложных, заключается в том, что простые размеры, составляющие их, группируются отдельно, образуя самостоятельные группы.
ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ ПРИ НАЛИЧИИ СИНКОП
(Синкопа – ритмическая фигура, при которой происходит несовпадение ритмического и метрического акцентов. Возникает, когда звук слабой доли метра продолжает звучать на последующей сильной доле).
Например:
Чаще встречаются следующие формы синкоп, они считаются основными:
а) междутактовые синкопы двухдольные и трехдольные;
б) внутритактовые синкопы двухдольные и трехдольные.
Кроме того, синкопа может образоваться после паузы, приходящейся на акцентируемую долю. ]
В правописании внутритактовых синкоп допускается отступление от правил группировки. Внутритактовую синкопу обычно пишут, сливая слабую и сильную доли в одну ноту, но иногда пишут и при помощи лиги, двумя нотами, придерживаясь правил группировки.
Междутактовые синкопы записывают двумя нотами, связывая их лигой через тактовую черту.