Этот принцип действует в условиях формирования в здравоохранении рыночных отношений. С одной стороны, органы управления здравоохранением при разработке планов должны в первую очередь предусматривать развитие государственного и муниципального секторов здравоохранения для обеспечения населения гарантированной (бесплатной) медицинской помощью. С другой стороны - в рамках законодательства, регламентирующего лицензирование медицинской деятельности, создавать условия для формирования частного сектора здравоохранения. При этом работа по развитию этих секторов должна идти параллельно, сбалансировано, с обеспечением конституционных прав граждан на получение гарантированной (бесплатной) медицинской помощи.
Виды планирования в здравоохранении
С учетом политической и социально-экономической ситуации в стране, приоритетов и поставленных задач в области охраны здоровья населения выделяют следующие виды планирования в здравоохранении:
• стратегическое;
• перспективное;
• текущее.
Стратегическое планирование определяет цели, задачи, приоритеты, ресурсы, прогнозируемые результаты деятельности системы здравоохранения в целом и отдельных медицинских организаций на перспективу 10 лет и более.
Стратегическое планирование осуществляется на двух уровнях управления:
• федеральном;
• субъекта РФ.
Стратегическое планирование на федеральном уровне. Министерство здравоохранения и социального развития РФ разрабатывает и утверждает:
• стратегические цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения РФ;
• прогнозируемые показатели состояния здоровья населения и деятельности системы здравоохранения; |
• федеральные нормативы, стандарты и методику их разработки с учетом региональных особенностей субъектов РФ;
|
• федеральные целевые медико-социальные программы.
Стратегическое планирование на уровне субъектов РФ. Задача органов управления здравоохранения субъектов РФ состоит в разработке стратегических планов формирования эффективной системы оказания населению территории доступной медицинской помощи на перспективу 10 лет и более. Эта работа осуществляется на основе индикаторов (показателей), устанавливаемых на федеральном уровне с учетом региональных особенностей состояния здоровья и действующей системы здравоохранения.
Разработка стратегических планов на уровне субъекта РФ предусматривает следующие этапы:
• анализ и прогноз состояния здоровья населения территории на расчетный период;
• определение цели, задач и приоритетов развития здравоохранения на расчетный период;
• расчет прогнозируемых показателей деятельности системы здравоохранения территории;
• разработка и утверждение региональных нормативов для планирования развития системы здравоохранения территории;
• определение необходимых для достижения поставленных целей и задач ресурсов, источников их получения;
• разработка и утверждение планов и целевых медико-социальных программ развития системы здравоохранения субъекта РФ.
Перспективное планированиепредусматривает разработку планов и программ развития здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований в рамках утвержденных стратегических планов, как правило, на 3-5 лет. Методология составления этих планов и программ в здравоохранении муниципальных образований должна в целом соответствовать подходам перспективного планирования на уровне субъекта Российской Федерации, но при этом учитывать имеющиеся особенности социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов. |
Текущее планирование предусматривает разработку ежегодных планов и программ деятельности системы здравоохранения субъектов РФ, муниципальных образований и конкретных организаций здравоохранения в соответствии с перспективными планами и программами, утвержденными на уровне субъекта РФ и муниципального образования.
|
4.4.3 Методы планирования в здравоохранении
В теории управления здравоохранением используются многие методы планирования: аналитический, нормативный, балансовый, экономико-математический, организационного эксперимента и др. В практическом здравоохранении в основном применяются следующие два метода:
1) нормативный;
2) балансовый.
Нормативный метод используется в стратегическом, перспективном и текущем планировании на основе утвержденных нормативов.
Норматив - это расчетная величина затрат материальных, финансовых, временных и других ресурсов, применяемая при нормировании труда, планировании производственной и хозяйственной деятельности.
Нормативы разрабатываются и утверждаются МЗиСР РФ или другими уполномоченными органами исполнительной власти.
По своей сути норматив это количественная мера затрат финансовых, материальных, временных и других видов ресурсов, необходимых для оказания определенного объема медицинских услуг соответствующего качества.
|
Существует следующая классификация нормативов по видам ресурсов:
• материальные, устанавливающие уровень затрат в натуральном выражении (расход энергоносителя на 1 м3 отапливаемых помещений, количество комплектов белья на 1 больного или 1 койку, расход продуктов питания на 1 койко-день и др.);
• финансовые, устанавливающие уровень затрат в денежном выражении (подушевое финансирование, расход финансовых средств на лекарственные препараты или питание на 1 койко-день, расход финансовых средств на 1 койко-день в отделениях различного профиля и др.);
• временные, устанавливающие уровень затрат во времени (норматив времени выезда бригады скорой медицинской помощи, норматив среднечасовой нагрузки врачей отдельных специальностей на амбулаторно-поликлиническом приеме и др.).
Применение нормативов в планировании здравоохранения является неотъемлемой частью механизма государственного регулирования в условиях рыночной экономики.
Балансовый метод служит одним из основных методов планирования в здравоохранении и позволяет увязывать потребности населения в тех или иных видах медицинской помощи с их ресурсным обеспечением. С помощью балансового метода вскрываются диспропорции развития отдельных видов медицинской помощи, например амбулаторно-поликлинической и стационарной, определяются оптимальные соотношения между соответствующими разделами комплексного плана развития здравоохранения, выявляются резервы, устанавливается макроэкономическое равновесие здравоохранения с другими отраслями.
В практике планирования здравоохранения используется следующая система балансов:
• натуральные (материальные);
• стоимостные (денежные);
• трудовые (кадровые);
• межотраслевые (например, баланс потребности в работниках здравоохранения и возможности их подготовки в системе медицинского образования).
В сложившейся практике планирования здравоохранения нормативный и балансовый методы, как правило, используются вместе, дополняя друг друга.