Раннероманский период, 1000 – 1100 гг.




СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ. 4 семестр

(отличительные приемы формирования стиля, его особенности)

ВИЗАНТИЯ. ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ

Восточно-романская православно-христианская ветвь.

Эпоха феодализма. Средневековье. У – ХУ вв.

Стилевые черты:

 

1. Объемно-пространственные архетипы:

Использовались 4 типа объемно-пространственного решения храмов (зачастую с криптой)

1.1 Купольная базилика (Собор святой Софии в Константинополе)

1.2 Центрический тип (квадрат или 8-мигранник в плане) с куполом на 8ми или 4х опорах. Нагрузка от купола идет на колонны через парусный свод.

1.3 Крестово-купольный тип(с планом в виде креста):

- на 4х опорах с куполом на барабане, нагрузка от купола идет на колонны через парусный свод;1,3 или 5 куполов.

1.4 бесстолпная, 1,3 маленьких купола (маковки на Руси. Нагрузка от куполов идет на крышу. Купола выполняли декоративную (знаковую)роль.

 

2. Конструктивные архетипы:

2.1 аркада на колоннах - в базиликах, аркада на 4х, 8ми колоннах - в центрических.

2.2 своды: парусный, сомкнутый. Купол на парусах (с полукуполами).

2.3 цилиндрические окна и порталы.

 

Материалы.

Фасады из кирпича(плинфа) или камня не штукатурились. Простые без украшений.

 

Художественно-декоративные приемы.

Интерьеры:

4.1 стены покрывались росписью;

4.2 фресковой живописью;

4.3 мозаикой - смальта с позолотой;

4.4 рельефно-каменной резьбой;

4.5 мрамор, золото, мозаичный пол – яркий порфир, гранит.

 

Основными строительными материалами были: плоский кирпич (плинфа) и тесаный камень. В растворе использовалась известь, к которой примешивали мелко истолченный кирпич (цемянку). Наружная поверхность стен обычно не штукатурились.

Перекрытия - по большей части сводчатые, иногда сочетались с деревянными конструкциями. Возводились своды и купола без применения лесов. Кладка велась отдельными кольцами с наклоненными рядами кирпича.

Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены сомкнутые и крестовые своды, арки и своды со стрельчатым очертанием.

Разработана система опирания купола с помощью парусного свода (София в Константинополе).

Взаимное уравновешивание сводов: прием подпирания подпружных арок полукуполами. Для восприятия распора арок и сводов часто применялись металлические и деревянные затяжки.

Основными средствами выразительности служили сами конструкционные элементы: купола, своды, аркады. Стены часто покрывались фресковой живописью или облицовывались разноцветными плитами мрамора.

В членениях интерьера сохранились ордерные мотивы, но исчезла ордерная аркада. Аркада на колоннах стала господствующим мотивом. Изменилась форма капители: она получает форму опрокинутого полушара с усеченными сторонами. Ствол колонны монолитный, на оба конца колонны накладывались прокладки.

В ранневизантийских храмах находит применение тип базилики. В периоды средне- и поздневизантийской архитектуры возникла крестово-купольная структура.

 

 

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

 

Романский (римский,лат.)стиль развивался в западноевропейском искусстве в 10-12веках, наиболее полно выразился в архитектуре. Термин «романский стиль» появился в 19в, когда была установлена связь архитектуры 11-12 веков с древнеримской (использование циркульных арок, сводов). В целом термин условен и отражает лишь одну, не главную сторону искусства. Однако, он вошел во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля – архитектура, преимущественно церковная(каменные храмы, монастырские комплексы).

 

Дороманский период, У-10 вв.

 

Раннероманский период, 1000 – 1100 гг.

- Базилика с плоским перекрытием в интерьере.

- Крыши низкие двускатные в центральном нефе (центр. неф выше) и односкатные по боковым нефам. Перепад высот давал возможность сделать освещение центрального нефа.

- Позже появились своды с ребрами, с широкими поперечными гуртами и по диагонали сводов.

- Столбы и тонкие колонки между ними делили травею на 2 части, так что каждой травее (в плане)среднего нефа соответствовали 2 травеи в боковых нефах,

- Высокие аттические (прямые) базы колонн

- Близкие к античным по форме лиственные или кубовые капители.

- Квадратное средокрестие с куполом над ним.

- Строители отмеряли квадрат в плане и равную ему высоту(куб) в средокрестии. От него по центральному нефу – 3 квадрата к западу (ко входу) и 1 квадрат – к востоку (к алтарю) для хора. В направлении с севера на юг шел поперечный неф, называемый трансепт – место для клира (священников) и хора. Сначала для него отмеряли по одному квадрату, затем по 2-3 и по 2-3 поперечных нефа (пролета).

- Познее появились хоры еще с западной стороны на галерее.

- Крипта – подземная церковь со склепом для захоронения святых. Это восточная традиция строить церкви на могиле святых для поклонения их мощам. Вход в церковь осуществлялся из трансепта или лестницы под хором, из боковых нефов.

 

Примеры:

- Монастырская церковь в Рейнхау

- Церковь Святого Михаила в Гильдесгейме

- Собор в Шпейере – все в Германии.

 

Романский период, 1100 – 1180 гг.

 

- Крестовые своды с продольными и поперечными гуртами, нервюрами по диагонали, распалубками между ними и «замком» («ключ», «венец») в центре.

- Крыши под углом 45 градусов.

- Богато расчлененные столбы, базы с угловыми листами.

- Чашевидные или покрытые орнаментом кубовидные капители.

- Фриз украшен снаружи полукруглыми глухими декоративными арками (аркатурные пояса).

- Богатое убранство порталов (входов) в интерьере.

- Средний неф удлиняли за счет двора-атриума. Атриум стали перекрывать.

- Апсиды со стороны трансепта(с востока), за ними устраивали венец капелл.

- 2 поперечных нефа и 2 хора вокруг апсиды.

- С запада атриум или парадиз (нартекс).

- 8миугольная башня над сокрестием, 2 башни по углам трансепта (или хора)с востока и 2 башни с запада при входе. В основании башни квадрат, переходящий в 8миугольную или круглую форму. Завершались башни конусом или пирамидой.

 

Примеры:

Собор в Майнце. Германия.

Церковь Аббатства в Лаахе. Франция.

 

 

Позднероманский период, 1180 – 1250 гг.

(Считают также начальной готикой)

 

- Крыши высокие, угол больше 45,

- Стрельчатые арки в оконных и дверных проемах (порталах) или 3х лопастные в дверных,

- Стрельчатые своды перекрытий,

- Очень плоские колонные базы с глубокими врезанными выкружками (скоциями)

- Колонные кольца на базах,

- Круглое декоративное окно «роза» на западном Фасаде и на торцовых фасадах трансепта,

- Фризы – с рисунком из валиков, витые, волнообразные, зигзаговидные, ломанные линии. чешуйчатые, с переплетениями - канатные, шахматные,

- Линейные растительные орнаменты с символическими фигурами животных и людей.

 

Примеры

Соборы в Вормсе, в Лимбурге.

Церковь в Гельнгаузе.

 

Отличительные (общие) черты романского стиля

 

1. Первые романские постройки имеют характерную кладку из небольших грубо отесанных камней.

2. Фасады сооружений часто украшались плоскими рельефами (лизены) и "фальшивыми" глухими аркадами (аркатуры.

3. В романских церквях широко использовались:

-полукруглые (романские) арки для окон, дверей и галерей;

-цилиндрические своды (арки, формирующие полуцилиндрический свод над прямоугольным пространством) и крестовый свод (сформированный пересечением двух арок, чтобы поддерживать крышу нефа);

-массивные колонны и стены (с немногочисленными окнами), чтобы поддерживать чрезвычайно сильную нагрузку арочных сводов.

4. Два основных плана церквей(купольная базилика и крестово-купольная базилика), во Франции стали наиболее часто используемыми типами; оба являлись развитием плана раннехристианской базилики (удлиненная форма с боковыми проходами и апсидой), приспособленными к расширяющимся функциям больших церквей. Оба использовали систему радиальных часовен (чтобы разместить большое количество священников в течение мессы), крытых внутренних галерей(покрытых арками проходов для паломников) вокруг апсиды святилища и больших трансептов (поперечных, отделяющих святилище от основного помещения церкви).

5. Типичная романская церковь имела боковые проходы вдоль нефа с галереями над ними, большой пилон в виде башни над пересечением главного нефа и трансептов, а так же меньшие башни в западном конце церкви, позднее башни появились с восточной стороны.

6. Цилиндрические своды романских церквей обычно разделялись колоннами и перегородчатыми арками на квадратные пролеты (травеи).

7. Романика имела стеновую конструктивную схему с массивными стенами

 

Декоративные элементы: лизены, междуэтажные карнизные, подоконные, цокольные пояса, аркатурные фризы (фризовые пояса), многоуровневые квадратные, круглые, шестигранные башни, окна, порталы.

 

Постройки: поселения с крепостями, замки-донжоны, храмы, баптистерии, монастыри.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: