1 Ранняя готика, с 1250 до 1300 гг.
3/4 колонны, в перекрытии низкая и равнобедренная стрльчатая арки, валики в декоре, простые башни.
2 Зрелая готика, с 1300 до 1400 гг.
Многообразие планов в круговым обходным хором и венцом капелл, крипты нет, пучковые столбы колонн, грушевидные и заостренные валы, звездчатые, сетчатые и веерные простые и сложные своды, башни со сквозными шлемами, химеры, краббы.
3 Поздняя (пламенеющая) готика, с 1400 до 1500 гг.
Хоры уменьшаются, трансепты отпадают, пролеты увеличиваются, колонны утоняются, стоят ближе, пролеты одной высоты – храм из нефного типа превращается в зальный тип, рыбьи пузыри в узорчатых пере плетах окон, килевидные арки, вторжение классики, глубокие выкружки на опорах.
Внешние черты
- Наследует план от романской базилики, 3-5 нефов, атриум с западной стороны.
- Квадратная травея (только) в средокрестии.
- Ширине каждой травеи среднего нефа соответствует одна боковая травея, раньше было две (еще раньше в романике была одна).
- Развитие обширного и богатого хора (поэтапно – с боков от алтаря, на втором ярусе боковых хоров, затем в западной части храма и в восточной части за алтарем – так образуется круговой обход в храмах для посещения паломников:
- полукруглая форма хора сменилась на прямоугольную
- с круговым хоровым ходом (за алтарем)
- и венцом капелл для священников
- Крипта отпадает
- Хор возвышается немного, вместо высоких ступеней на него устраивают летнер (площадку)
- Число башен уменьшается: 1-2 остаются на западной стороне, очень нарядные
- Над средокрестием или над алтарем иногда устраивают изящную деревянную башенку.
- Контрфорсы раньше шли уступами или с утонением – новый прием устройства контрфорса шириной, одинаковой с внутренними опорами в интерьере.
|
- Подпружные распорные арки (аркбутаны) обнажены, снаружи здания.
- Венчают все вертикальные элементы – пинакли – пирамидальные башенки, их завершают фиалы - остроконечные шпили. Они не только декоративные, но выполняют конструктивную функцию, усиливая контрфорсы сверху.
- Большие окна заканчиваются равнобедренной аркой, позднее крутой ланцевидной.
- Широкие окна делают спаренными и реже строенными с разделительными колонками и узорчатыми переплетами середняками.
- Наружные узкие галереи устраивают на высоте основания крыши и под окнами для удобства ремонта. Позднее – декоративные аркады, чаще во Франции.
- Сливной карниз вводят под окнами.
Венчающий карниз украшают цветочным фризом или глубокими выкружками.
- Дождевые ливники в виде фантастических образов животных и людей - химеры.
- Торцовый западный фасад завершается щипцовым карнизом или пространственной ажурной аркадой или галереей.
- Пучок колонн заменен глубокими вертикальными выкружками на столбе.
- Каждая статуя расположена в своей нише на подставке в виде консоли с балдахином - завершением, закрывающем от дождя.
- Декоративный щипец над стрелкой крутой портальной арки называют вимпергом. По краям он украшен крабами – ползущими листьями, цветами. Придают ажурность, легкость массивным каменным зданиям, в конструктивном плане – большую жесткость и устойчивость завершающим формам. Краббы покрывают шпили башен, вимперги устраивают в окнах и других местах.
- Поле стрелки в тимпане отделяется от завершающего его вимперга, пышно покрываясь лепным орнаментом.
|
- Башенные пирамиды завершает щипец с крестоцветом, который крепится на шаре.
- Поздней готике характерны нерасчлененные круглые и многогранные опоры (столбы). Листья на капителях кажутся слегка приклеенными. Иррационализ в формах выражается в глубоких профилях, килевидных арках и пр.
- Формы готики часто ассиметричны, объясняется это долгим строительством соборов, продолжавшемся столетиями, возможными ошибками в размерах др. Готику отличает соразмерность, изящество, мастерство. В строительных общинах, братствах каменотесов каждого мастера обязывали к изучению тайн творчества, как личной жизненной задачи служения Всевышнему, Богу. Возможно поэтому в готике невозможно найти повторяющихся рисунков.
Черты пространства внутренних помещений
- Вертикальные членения плоскости стены, стремление ввысь
- Массу внутренних столбов (колонн) заменили связки, пучки форм. Ядро столба обставляется стройными колонками.
- Тяжелая кубическая капитель заменяется почкообразной, с капительным венцом из листьев, которые завершают пучковый столб
- Ввыше пучковых опор взметнулись нервюры – мотив несения тяжести. Нервюры при этом не вырастают из пучка колонн, а опираются на него.
- Столбы поставлены ближе, распалубки на сводах становятся меньших размеров и тоньше, свод – более цельный и легкий.
- Вместо крестового свода – шестираздельный и более звездообразной формы или сетчатые и веерные сложные своды. Опоры как бы растворялись в нервюрах.
|
- Трифорий – обходная галерея была на высоте сводов боковых нефов, затем боковые и средние нефы стали одной высоты. Теперь чтобы осветить средний неф, окна стали делать большими.
- Трансепт отпадает, длина его уменьшилась, затем стала равна ширине храма. Все пролеты одной высоты, все пространство храма просматривалось и было единым – церкви стали зального типа (былы нефные).
ВОЗРОЖДЕНИЕ, французк.-РЕНЕССАНС. 15в – 16в (начало 1420г)
БАРОККО
(первая треть 17в., Золотое Барокко с 30х годов 17в. до конца 18в.)
Стиль Барокко(причудливый, странный (ит.))рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального воздействия на зрителя.
Квадрат сменился на овал, круг;
Центрическое на удлиненное;
В плане – звезда Давида, 2 треугольника.
На смену тектоничности приходит атектоничность, скульптурности - пластичность, графическому – живописность.
Два направления (две ветви) Барокко: 1 – иллюзорно-динамисеское, использует приемы иллюзии пространства и формы (пластическая динамика, эффекты прямой и обратной перспективы, берет начало от Микельанджело: 2 – классичекое направление барокко,исходит из традиций Ренессанса, влияние Палладио.
Для стиля Барокко характерны:
- стремление к величию и пышности,
- усложненность планов,
- богатство и роскошь интерьеров, широкое использование живописи, зеркал, скульптуры,
- обилие кривых пластичных линий и поверхностей,
- контрастность, иллюзорность, динамичность образов,
- цвета приглушенные пастельные (красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом),
- линии: причудливый выпукло-выгнутый ассиметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальная направленность колонн; выраженное горизонтальное членение,
- форма: сводчатая, куполообразная, прямоугольная; башни, балконы, эркеры
- конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные, устойчивые,
- окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру
- двери: арочные проемы с колоннами, растительный декор.
Декоративные элементы:
- разорванный фронтон,
- полуколонны и 3х-четвертные колонны – 1/2, 3/4 диаметра,
- пилястры колоссального ордера,
- пояски фризов, карнизов, цоколей,
- модульоны, разетки,
- картуши,
- гирлянды,
- подвески,
- арабески(цветники в Версале, стиль ПЛАТЕРЕСКО в Испании),
- стекающая волюта,
- круглые и треугольные фронтоны друг над другом,
- сгущение масс к центру фасада,
- скульптурные барельефные композиции на фасаде в виде ангелов, амурчиков и т.д.,
- групповые пилястры,
- сложные раскреповки ордера на антаблементе,
- прием плоских рам, междупилястровых интервалов,
- вертикаль контрастирует с горизонталью,
- пластическая волнообразность фасадов,
- декоративность,
- спиралевидные купола, фиалы(башенки).
КЛАССЦИЗМ
2ая половина 17века - 2ая половина 18 века
2 направления:
-развивает черты Барокко (Франция)
-развивает черты Ренессанса (Англия, Голландия, Венеция)
Период абсолютизма во Франции (царский стиль).
Генрих 4, Людовики 13,14,15,16
Расцвет при Людовике 14 ("король солнце"):
- Ардуэн Мансар - Вандомская площадь, площадь Побед в честь Людовика 14
- востановленный фасад Лувра
- Версаль
Черты:
-строгость
-парадность
-симметрия
-пышность
Декоративные элементы интерьера:
- гирлянды, медальоны, картуши, зеркала, чеканки, мрамор, позолоченная резьба, живопись, зарубежная мебель
Парковые приемы:
- террасы, лестницы, королевская аллея, фонтаны, каналы, бассейны, водяные органы, статуи, вазы, арабески на газонах, боскеты, арки
Здания:
- 3 этажа решаются как 2
- длинные вытянутые фасады до 500м
- большой ордер на 2 этажа (колоссальный ордер)
- спаренный большой ордер (групповой ордер)
- 1этаж - цокольный,2 – парадный для вилл
- центральный и боковой ризалиты
- декоративность стены
- триумфальные арки
- купола 3х оболочковые
РОКОКО
Франция 1ая половина 18в.
«Рокайль» - раковина
Стиль, характерный для интерьеров особняков знати, почти не отразился на фасадах
- кокетливая грация
- жизнерадостность
- уходит декор, соединенный с конструктивной формой
- декор заменен на орнамент – стилизованый рисунок под узор в виде завитков, вензелей (нет листьев, нет лент, нет фигур)
- асимметрия
- нет пилястр - заменены филенками (рамками на стенах, потолках)
- зеркала друг напротив друга – иллюзорность пространства
- росписи плафонов - плоскостей потолков
- филенки на стенах, дверях и др. плоскостях
- формовочная лепка, резьба «стукко» по алебастру
- пастельные цвета
- салонность, легкость, красивость
- арабески – стилизованный орнамент, пришедший с востока (мавританский)
- цветы
- легкие гирлянды
- цельные и вырезанные раковины
- ризалиты
- много окон, дверей, полуциркульные завершения
- рельеф стены: филенки, лопатки - дощатый пустотный, плоский.
- украшения фронтонов скульптурой
- в плане – криволинейные комбинированные формы
- салоны, гостиные, будуары с отдельными входами в них вместо неудобного анфиладного (сквозного)сообщения помещений
АМПИР
Начало 19в.
Ампир (перевод - империя, командование, власть) – первоначально сложился как имперский стиль времени правления Наполеона. В дальнейшем периоды архитектуры, в которых проявились имперские черты стали называть ампиром (русский, сталинский ампир).
Ясную гармонию, строгость и декоративизм классицизма сменили парадность, великолепие, театральный пафос.
Жесткий и холодный стиль, помпезный
- брали за основу формы Древнего Рима – колонны, арки, портики и элементы военного снаряжения – легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов, пучков стрел, диктаторских топоров
- египетские мотивы
- контраст стены, мебели и узких орнаментальных поясов, подчеркивающих конструкции
- яркие цвета: красный, синий, белый с золотом
- нормативный, жесткий стиль - одновременно романтичный и антиромантичный (парадоксальность)
- 2 ветви:
- Французский Ампир – жесткий
- Русский – мягче
Русский Ампир:
- столичный
- провинциальный
- характерное применение ордеров(в основном тосканский и дорический)
- массивные геометрические объемы сооружений, монументальность и парадность, стремление к помпезности в архитектурных деталях
Детали:
- живописные панно
- помпейские росписи (г. Помпеи, Италия)
- рельефы в виде сфинксов
- вазы
- мебель и бронза античного типа
- тосканский и дорический ордера
- портики
- арки
- массивность, геометризм изображения, доспехи, знамена, лавровые венки
- белые колонны; желтые, голубые, зеленые стены.