ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ, Х11 – ХУ вв.




1 Ранняя готика, с 1250 до 1300 гг.

3/4 колонны, в перекрытии низкая и равнобедренная стрльчатая арки, валики в декоре, простые башни.

2 Зрелая готика, с 1300 до 1400 гг.

Многообразие планов в круговым обходным хором и венцом капелл, крипты нет, пучковые столбы колонн, грушевидные и заостренные валы, звездчатые, сетчатые и веерные простые и сложные своды, башни со сквозными шлемами, химеры, краббы.

3 Поздняя (пламенеющая) готика, с 1400 до 1500 гг.

Хоры уменьшаются, трансепты отпадают, пролеты увеличиваются, колонны утоняются, стоят ближе, пролеты одной высоты – храм из нефного типа превращается в зальный тип, рыбьи пузыри в узорчатых пере плетах окон, килевидные арки, вторжение классики, глубокие выкружки на опорах.

 

Внешние черты

- Наследует план от романской базилики, 3-5 нефов, атриум с западной стороны.

- Квадратная травея (только) в средокрестии.

- Ширине каждой травеи среднего нефа соответствует одна боковая травея, раньше было две (еще раньше в романике была одна).

- Развитие обширного и богатого хора (поэтапно – с боков от алтаря, на втором ярусе боковых хоров, затем в западной части храма и в восточной части за алтарем – так образуется круговой обход в храмах для посещения паломников:

- полукруглая форма хора сменилась на прямоугольную

- с круговым хоровым ходом (за алтарем)

- и венцом капелл для священников

- Крипта отпадает

- Хор возвышается немного, вместо высоких ступеней на него устраивают летнер (площадку)

- Число башен уменьшается: 1-2 остаются на западной стороне, очень нарядные

- Над средокрестием или над алтарем иногда устраивают изящную деревянную башенку.

- Контрфорсы раньше шли уступами или с утонением – новый прием устройства контрфорса шириной, одинаковой с внутренними опорами в интерьере.

- Подпружные распорные арки (аркбутаны) обнажены, снаружи здания.

- Венчают все вертикальные элементы – пинакли – пирамидальные башенки, их завершают фиалы - остроконечные шпили. Они не только декоративные, но выполняют конструктивную функцию, усиливая контрфорсы сверху.

- Большие окна заканчиваются равнобедренной аркой, позднее крутой ланцевидной.

- Широкие окна делают спаренными и реже строенными с разделительными колонками и узорчатыми переплетами середняками.

- Наружные узкие галереи устраивают на высоте основания крыши и под окнами для удобства ремонта. Позднее – декоративные аркады, чаще во Франции.

- Сливной карниз вводят под окнами.

Венчающий карниз украшают цветочным фризом или глубокими выкружками.

- Дождевые ливники в виде фантастических образов животных и людей - химеры.

- Торцовый западный фасад завершается щипцовым карнизом или пространственной ажурной аркадой или галереей.

- Пучок колонн заменен глубокими вертикальными выкружками на столбе.

- Каждая статуя расположена в своей нише на подставке в виде консоли с балдахином - завершением, закрывающем от дождя.

- Декоративный щипец над стрелкой крутой портальной арки называют вимпергом. По краям он украшен крабами – ползущими листьями, цветами. Придают ажурность, легкость массивным каменным зданиям, в конструктивном плане – большую жесткость и устойчивость завершающим формам. Краббы покрывают шпили башен, вимперги устраивают в окнах и других местах.

- Поле стрелки в тимпане отделяется от завершающего его вимперга, пышно покрываясь лепным орнаментом.

- Башенные пирамиды завершает щипец с крестоцветом, который крепится на шаре.

- Поздней готике характерны нерасчлененные круглые и многогранные опоры (столбы). Листья на капителях кажутся слегка приклеенными. Иррационализ в формах выражается в глубоких профилях, килевидных арках и пр.

- Формы готики часто ассиметричны, объясняется это долгим строительством соборов, продолжавшемся столетиями, возможными ошибками в размерах др. Готику отличает соразмерность, изящество, мастерство. В строительных общинах, братствах каменотесов каждого мастера обязывали к изучению тайн творчества, как личной жизненной задачи служения Всевышнему, Богу. Возможно поэтому в готике невозможно найти повторяющихся рисунков.

 

Черты пространства внутренних помещений

 

- Вертикальные членения плоскости стены, стремление ввысь

- Массу внутренних столбов (колонн) заменили связки, пучки форм. Ядро столба обставляется стройными колонками.

- Тяжелая кубическая капитель заменяется почкообразной, с капительным венцом из листьев, которые завершают пучковый столб

- Ввыше пучковых опор взметнулись нервюры – мотив несения тяжести. Нервюры при этом не вырастают из пучка колонн, а опираются на него.

- Столбы поставлены ближе, распалубки на сводах становятся меньших размеров и тоньше, свод – более цельный и легкий.

- Вместо крестового свода – шестираздельный и более звездообразной формы или сетчатые и веерные сложные своды. Опоры как бы растворялись в нервюрах.

- Трифорий – обходная галерея была на высоте сводов боковых нефов, затем боковые и средние нефы стали одной высоты. Теперь чтобы осветить средний неф, окна стали делать большими.

- Трансепт отпадает, длина его уменьшилась, затем стала равна ширине храма. Все пролеты одной высоты, все пространство храма просматривалось и было единым – церкви стали зального типа (былы нефные).

 

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ, французк.-РЕНЕССАНС. 15в – 16в (начало 1420г)

 

БАРОККО

 

(первая треть 17в., Золотое Барокко с 30х годов 17в. до конца 18в.)

 

Стиль Барокко(причудливый, странный (ит.))рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального воздействия на зрителя.

 

Квадрат сменился на овал, круг;

Центрическое на удлиненное;

В плане – звезда Давида, 2 треугольника.

На смену тектоничности приходит атектоничность, скульптурности - пластичность, графическому – живописность.

Два направления (две ветви) Барокко: 1 – иллюзорно-динамисеское, использует приемы иллюзии пространства и формы (пластическая динамика, эффекты прямой и обратной перспективы, берет начало от Микельанджело: 2 – классичекое направление барокко,исходит из традиций Ренессанса, влияние Палладио.

Для стиля Барокко характерны:

- стремление к величию и пышности,

- усложненность планов,

- богатство и роскошь интерьеров, широкое использование живописи, зеркал, скульптуры,

- обилие кривых пластичных линий и поверхностей,

- контрастность, иллюзорность, динамичность образов,

- цвета приглушенные пастельные (красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом),

- линии: причудливый выпукло-выгнутый ассиметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальная направленность колонн; выраженное горизонтальное членение,

- форма: сводчатая, куполообразная, прямоугольная; башни, балконы, эркеры

- конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные, устойчивые,

- окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру

- двери: арочные проемы с колоннами, растительный декор.

 

Декоративные элементы:

- разорванный фронтон,

- полуколонны и 3х-четвертные колонны – 1/2, 3/4 диаметра,

- пилястры колоссального ордера,

- пояски фризов, карнизов, цоколей,

- модульоны, разетки,

- картуши,

- гирлянды,

- подвески,

- арабески(цветники в Версале, стиль ПЛАТЕРЕСКО в Испании),

- стекающая волюта,

- круглые и треугольные фронтоны друг над другом,

- сгущение масс к центру фасада,

- скульптурные барельефные композиции на фасаде в виде ангелов, амурчиков и т.д.,

- групповые пилястры,

- сложные раскреповки ордера на антаблементе,

- прием плоских рам, междупилястровых интервалов,

- вертикаль контрастирует с горизонталью,

- пластическая волнообразность фасадов,

- декоративность,

- спиралевидные купола, фиалы(башенки).

 

КЛАССЦИЗМ

2ая половина 17века - 2ая половина 18 века

2 направления:

-развивает черты Барокко (Франция)

-развивает черты Ренессанса (Англия, Голландия, Венеция)

 

Период абсолютизма во Франции (царский стиль).

Генрих 4, Людовики 13,14,15,16

Расцвет при Людовике 14 ("король солнце"):

- Ардуэн Мансар - Вандомская площадь, площадь Побед в честь Людовика 14

- востановленный фасад Лувра

- Версаль

Черты:

-строгость

-парадность

-симметрия

-пышность

 

Декоративные элементы интерьера:

- гирлянды, медальоны, картуши, зеркала, чеканки, мрамор, позолоченная резьба, живопись, зарубежная мебель

 

Парковые приемы:

- террасы, лестницы, королевская аллея, фонтаны, каналы, бассейны, водяные органы, статуи, вазы, арабески на газонах, боскеты, арки

 

Здания:

- 3 этажа решаются как 2

- длинные вытянутые фасады до 500м

- большой ордер на 2 этажа (колоссальный ордер)

- спаренный большой ордер (групповой ордер)

- 1этаж - цокольный,2 – парадный для вилл

- центральный и боковой ризалиты

- декоративность стены

- триумфальные арки

- купола 3х оболочковые

 

 

РОКОКО

Франция 1ая половина 18в.

«Рокайль» - раковина

Стиль, характерный для интерьеров особняков знати, почти не отразился на фасадах

- кокетливая грация

- жизнерадостность

- уходит декор, соединенный с конструктивной формой

- декор заменен на орнамент – стилизованый рисунок под узор в виде завитков, вензелей (нет листьев, нет лент, нет фигур)

- асимметрия

- нет пилястр - заменены филенками (рамками на стенах, потолках)

- зеркала друг напротив друга – иллюзорность пространства

- росписи плафонов - плоскостей потолков

- филенки на стенах, дверях и др. плоскостях

- формовочная лепка, резьба «стукко» по алебастру

- пастельные цвета

- салонность, легкость, красивость

- арабески – стилизованный орнамент, пришедший с востока (мавританский)

- цветы

- легкие гирлянды

- цельные и вырезанные раковины

- ризалиты

- много окон, дверей, полуциркульные завершения

- рельеф стены: филенки, лопатки - дощатый пустотный, плоский.

- украшения фронтонов скульптурой

- в плане – криволинейные комбинированные формы

- салоны, гостиные, будуары с отдельными входами в них вместо неудобного анфиладного (сквозного)сообщения помещений

АМПИР

Начало 19в.

Ампир (перевод - империя, командование, власть) – первоначально сложился как имперский стиль времени правления Наполеона. В дальнейшем периоды архитектуры, в которых проявились имперские черты стали называть ампиром (русский, сталинский ампир).

Ясную гармонию, строгость и декоративизм классицизма сменили парадность, великолепие, театральный пафос.

 

Жесткий и холодный стиль, помпезный

- брали за основу формы Древнего Рима – колонны, арки, портики и элементы военного снаряжения – легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов, пучков стрел, диктаторских топоров

- египетские мотивы

- контраст стены, мебели и узких орнаментальных поясов, подчеркивающих конструкции

- яркие цвета: красный, синий, белый с золотом

- нормативный, жесткий стиль - одновременно романтичный и антиромантичный (парадоксальность)

- 2 ветви:

- Французский Ампир – жесткий

- Русский – мягче

Русский Ампир:

- столичный

- провинциальный

- характерное применение ордеров(в основном тосканский и дорический)

- массивные геометрические объемы сооружений, монументальность и парадность, стремление к помпезности в архитектурных деталях

Детали:

- живописные панно

- помпейские росписи (г. Помпеи, Италия)

- рельефы в виде сфинксов

- вазы

- мебель и бронза античного типа

- тосканский и дорический ордера

- портики

- арки

- массивность, геометризм изображения, доспехи, знамена, лавровые венки

- белые колонны; желтые, голубые, зеленые стены.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: