Мультикультурализм: основные теоретические подходы.
…это политика поддержания и культивирования культурных, этнических и религиозных различий отдельных групп в рамках той или иной страны, а также идеологии, направленной на обоснование подобной практики.
…это подразумевает построение общества на взаимодействии социальных структур, созданных на этнокультурных, конфессиональных и др. основаниях.
…это «механизм» стабилизации общества, развития его культурного многообразия на основе равенства прав большинства, этнических и культурных меньшинств
Чарльз Тэйлор | Уилл Кимлика | Майкл Уолцер |
«автономия», «признание» и «идентичность», как результат признания другими «аутентичности и оригинальности» личности. «мы формируемся в процессе признания другими» и поэтому основным условием защищенности и свободы индивида является разнообразие форм жизни. Мультикультурализм – это форма самоутверждения, это не только борьба индивидов за признание, но и требование признания оригинальности, своеобразия и равнозначности групп. | Мы относимся к людям как к равным, если устраняем не все неравенства, а только те, которые причиняют кому-либо ущерб. «Если в обществе признается равенство возможностей, то мой успех или неудача в достижении какой-либо цели будут зависеть от моего поведения, а не от моей расовой, классовой или половой принадлежности» Национальные меньшинства имеют право полагать себя культурно-дистинктивными сообществами только при условии, что они сами руководствуются либеральными принципами. Либеральные ценности должны утверждаться посредством образования, убеждения и финансовой поддержки. | Проблема толерантности. Социально значимая характеристика, определяет ее как особый позитивный способ принятия различий. «О терпимости»5 типов: 1. отстраненно-смиренное отношение к различиям во имя сохранения мира 2. позиция пассивности, расслабленности, милостивого безразличия к различиям. 3. моральный стоицизм 4. открытость в отношении 5. восторженное принятие различий (эстетическое, функциональное) 5 версий «толерантного режима» 1. многонациональная империя 2. международное сообщество 3. консоциативное устройство 4. национальное государство 5. эмигрантское общество |
Типология мультикультурализма.
Автор | Типология |
М. Тлостанова по политическому признаку | 1) либеральный вариант, задачей которого ставится «постулирование и сохранение разнообразия культурных групп, а также и возможность их сосуществования на основе равных прав и свобод»; 2) леворадикальный, с наиболее экстремистски настроенными мультикультуралистами, среди которых выделяются афроамериканские и испаноамериканские радикалисты от культуры. Этот тип мультикультуризма не занят акцентированием различий, но прежде всего противостоит всяческому подавлению, насилию в сфере духа, сливаясь с радикальными направлениями так называемых культурно-критических теорий, включая неомарксизм и новый историзм; 3) консервативный или корпоративный (чаще всего он является одновременно и либеральным), не заинтересованный в перераспределении власти и культурного влияния, но, напротив, отвлекающий внимание от подобных вопросов путем коммерционализации мультикультуры и превращение ее в товар |
Е. Литвиненко реального социального течения | Органический мультикультурализм характеризуется наличием идеологических установок и беспрекословным следованием им. Отличительной чертой этого вида является «высокая степень рефлексивности и “связности” понимания проблем современной социокоммуникативной совместимости, позиция культурной толерантности, некритериальное ценностное отношение к необходимости развития других культур»16. Имитационному виду свойственны внешние проявления: «благожелательность» к инаковым культурам, поверхностное их восприятие, стремление их поддержать, однако до тех пор, пока культурные проявления и «инаковостъ» традиций миноритарных культур не вступают в противоречие с установками и традициями собственной культуры, к которой относятся сторонники подобного вида мультикультурализма. Маркеры миноритарной культуры воспринимаются одобрительно, но как бы «на расстоянии». |
С. Бенхабиб | Мозаичный, или радикальный мультикультурализм. Под этим видом мультикультурализма понимается точка зрения, согласно которой «группы людей и культуры представляют собой четко разделенные и идентифицируемые общности, которые сосуществуют друг с другом подобно элементам мозаики, сохраняя жесткие границы»17. В таком спектре видения мультикультурализма большое внимание отводится факту мозаичности культурных элементов поликультурного общества, когда они не соприкасаются друг с другом и не находятся в постоянном взаимодействии |
Н. Глейзер | Добавочный мультикультурализм – одна из форм воинствующего мультикультурализма, агрессивность которого становится со временем очевидной. Либеральность в отношении этнокультурных групп порождает маятниковый откат в сторону, противоположную изначальным установкам плюралистической стороны мультикультурализма18. Добавочный мультикультурализм Глейзер расшифровывает как факт активного добавления нескольких значимых фигур – представителей миноритарных культурных групп – в политические процессы. Трансформативный мультикультурализм также относится к воинствующей форме мультикультурализма. В нем полная история США переписывается заново, главную роль в которой играют расы и этичности, ранее подвергавшиеся дискриминации. Афроцентризмявляется ответвлением трансформативного вида мультикультурализма. Будучи изначально направленным на восстановление прав афроамериканского компонента населения США, в экстремальных проявлениях превращается в требования пересмотра хода истории, а также мировых научных и культурных, главных технологических достижений человечества с позиции первенства африканской, в частности негритянской культуры. |