Содержание
Введение
1. Понятие и содержание правового положения лиц, отбывающих уголовные наказания
- Особенности правового положения лиц, отбывающих лишение свободы
- Характеристика осужденных
- Социально-правовое назначение и понятие правового положения лиц, отбывающих наказание
5.Правовое положение лиц, отбывающих наказание, их обязанности и права
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В современных условиях обеспечение правопорядка остается не на должном уровне. Меры по противодействию преступности, особенно ее организованным формам, не приносят желаемого результата, поскольку не всегда реализуются последовательно и целеустремленно. Вследствие этого криминальная обстановка в стране остается достаточно сложной, что создает в обществе атмосферу страха и неуверенности в завтрашнем дне.
Однако, несмотря на крайнюю остроту сложившейся криминальной ситуации в России, деятельность силовых структур, правоохранительных и иных государственных органов, судов по борьбе с уголовной преступностью должна строиться на неукоснительном соблюдении законности, охраны прав и законных интересов как потерпевших от преступлений, так и лиц, их совершивших. К числу последних относятся лица, отбывающие наказание (осужденные), усиление юридических гарантий прав и законных интересов которых представляется необходимым во избежание произвола государственной власти в борьбе с уголовной преступностью.
Уголовное наказание представляет собой меру государственного принуждения, существенно изменяющего правовое положение (статус) гражданина. Но каким бы суровым оно не было, за осужденными всегда сохраняется определенная сфера дозволенного поведения, состоящая из субъективных прав и законных интересов, которыми он пользовался до осуждения. Из указанных субъективных прав и законных интересов, а также юридических обязанностей (нередко и запретов) складывается правовое положение лиц, отбывающих наказания.
|
Правовое положение осужденных неодинаково, как различны виды наказаний, которые назначаются осужденному за совершенное преступление. Есть наказания без изоляции осужденного от общества (например, штраф, увольнение от должности, конфискация имущества), которые затрагивают лишь отдельные сферы жизнедеятельности человека, - его имущественные или трудовые отношения.
Имеется наказание в виде лишения свободы, которое существенно изменяет правовой статус гражданина вследствие применения к нему наиболее суровых карательных правоограничений.
Независимо от вида уголовного наказания правовой статус осужденных испытывает влияние и иных факторов. В числе таких факторов важное место занимают международные акты, гарантирующие соблюдение прав человека, и цивилизованные нормы обращения с лицами, отбывающими наказание или подвергнутыми заключению в той или иной форме. Однако сложность современного этапа социально-экономического развития Казахстана не позволяет реализовать некоторые положения международных актов в законодательстве и практике органов, исполняющих наказания.
1. Понятие и содержание правового положения лиц, отбывающих уголовные наказания
Под правовым положением гражданина понимается совокупность урегулированных нормами права прав и обязанностей личности в обществе и государстве; под правовым статусом осужденного понимается совокупность прав и обязанностей, которыми он наделен на период отбывания определенного вида уголовного наказания и на срок судимости.
|
Государство гарантирует охрану и защиту прав и законных интересов осужденных.
Республика Казахстан уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РК с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РК.
Правовым основанием для частичного или полного лишения определенных прав и свобод человека и гражданина или их существенного ограничения является. Ограничение в правах лиц, отбывающих уголовное наказание, выражается в одной из следующих форм:
— лишение осужденного возможности пользоваться отдельными правами, предоставленными остальным гражданам (например, право свободного передвижения);
— установление ограничений, в рамках которых разрешается пользоваться отдельными правами (например, частичный запрет осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, пользоваться собственностью);
— предписание выполнения обязанности, не возлагаемой на других граждан, в которой реализуются элементы государственного принуждения (например, необходимость работать в том месте, куда осужденный к ограничению свободы будет направлен администрацией исправительного центра.
|
Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом (например, осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, не могут быть призваны в армию, не избирают и не могут быть избранными, лично не воспитывают своих детей).
Составной частью правового статуса осужденного является совокупность специальных прав, которыми он пользуется в процессе отбывания наказания. При исполнении наказания таким лицам гарантируются права и свободы граждан РК с учетом изъятий и ограничений, установленных законодательством.
Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами РК, законодательством РК о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РК.
Правовой статус осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства определяется исходя из их правового статуса на территории России с учетом положений международных договоров с государством, к которому принадлежит данный иностранный гражданин, в соответствии с признанными нормами международного права в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными, а также нормами уголовно-исполнительного законодательства.
Законность применения на практике средств исправления осужденных и правовая защита этих лиц обеспечиваются системой гарантий, включающей в себя: право осужденных направлять предложения, заявления, жалобы и порядок их рассмотрения; контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления; судебный и ведомственный контроль, прокурорский надзор, общественный контроль за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания; возможность посещения иными лицами этих учреждений и органов.
Правовое положение осужденных в казахстанском уголовно-исполнительном законодательстве формулируется исходя из общих принципов положения человека и гражданина в обществе и государстве, подлежащего защите с учетом требований международных стандартов обращения с осужденными.
В основу правового положения осужденных закладываются четыре фундаментальных положения:
1) права человека и гражданина, закрепленные в Конституции и других конституционных и иных законах РК;
2) права и ограничения, содержащиеся в уголовно исполнительном законодательстве и иных нормативных правовых актах, касающихся исполнении уголовных наказаний;
3) права осужденных и правила обращения с осужденными, содержащиеся в международных стандартах;
4) содержание наказания, личностные характеристики осужденного.
Особенности правового положения лиц, отбывающих лишение свободы
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РК, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия, осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта РК. В последнем случае речь идет, прежде всего, о направлении осужденных в колонии-поселения, о переводах, связанных с просьбами тех родственников осужденных, которые проживают на территории других субъектов РК. Вопросы эти решаются индивидуально, с учетом всех факторов, обусловливающих необходимость такого перевода. При отсутствии по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на территории данного субъекта РК, либо по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории ближайшего субъекта РК, в котором имеются условия для их размещения.
Осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а также осужденные — иностранные граждане и лица без гражданства направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.
Указанные категории лиц не занимают в общем составе осужденных значительного места. Поэтому в отношении них (за исключением осужденных несовершеннолетних) нецелесообразно создание специализированных исправительных учреждений на территории каждого субъекта РК. Поэтому закон гласит: указанные выше категории осужденных направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений. Для несовершеннолетних осужденных концепция реформирования уголовно-исполнительной системы предусматривает создание исправительных учреждений на территории всех субъектов РК. Однако для этого потребуются средства и время. Исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше 6 месяцев, оставленных в изоляторах с их согласия.
Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима.
В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов. В исправительных колониях общего режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести и тяжких преступлений, а также лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше 5 лет, а также осужденные женщины.
В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений; при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы.
В исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.
Тюрьмы являются существенным звеном в системе исправительных учреждений. По сравнению с западными моделями исполнения наказания тюрьмы в отечественной пенитенциарной практике не занимают ведущей роли. Однако им придается особое значение при реализации принципа дифференциации исполнения наказания: в случае злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания осужденные переводятся из исправительной колонии в тюрьму.
В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше 5 лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний.
В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года. Это может быть связано с необходимостью продолжения обучения в школе, потребностями производства, активной работой данных лиц в самодеятельных организациях осужденных и т. п. Несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетние женского пола отбывают наказание в воспитательных колониях общего режима, а несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы, — в колониях усиленного режима.
Воспитательные колонии общего и усиленного режима отличаются друг от друга не условиями отбывания лишения свободы, а составом осужденных.
Систему исправительных колоний определяет классификация осужденных к лишению свободы, сформулированная, в которой устанавливаются категории лиц, отбывающих наказание в колониях соответствующего вида.
Специализированные лечебно-исправительные учреждения создаются для осужденных к лишению свободы, признанных больными алкоголизмом или наркоманией, а также страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.
Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами. В этот период оформляются необходимые документы, определяются конкретные виды транспорта для доставки осужденных в исправительные учреждения. Порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется Министерством юстиции РК.
В современных условиях наибольшая часть осужденных отбывает наказание в пределах территории субъекта РК, где они проживали или были осуждены. Поэтому есть большие возможности для координации действий администрации следственных изоляторов и исправительных учреждений для решения вопроса о направлении осужденных в места отбывания наказания в определенные законом сроки, для выбора учреждения, позволяющего эффективно организовать исправительное воздействие в отношении конкретного осужденного. В этих целях в ряде следственных изоляторов, расположенных в областных центрах, создаются специализированные психолого-диагностические лаборатории.
Администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания. В извещении указывается, когда осужденный выбыл из следственного изолятора, наименование и адрес исправительного учреждения, в которое он направлен.
Осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем.
Перевозки осужденных осуществляются железнодорожным, водным, воздушным транспортом либо автомаршрутами.
Перемещение осужденных под конвоем осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, приговоренных к смертной казни и других категорий осужденных, осужденных за совершение преступления в соучастии. Осужденные, больные открытой формой туберкулеза или не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания, осужденные, страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, перемещаются раздельно и отдельно от здоровых осужденных, а при необходимости по заключению врача — в сопровождении медицинских работников.
Требование о раздельном перемещении указанных категорий лиц имеет важное значение для безопасности самих осужденных, предупреждения побегов, сохранения их здоровья, а в ряде случаев и жизни.
При перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия.
При перемещении осужденных они обеспечиваются одеждой по сезону, а также питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования.
Перемещение осужденных осуществляется за счет государства.
В исключительных случаях лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше 5 лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
Осужденные, оставленные в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержатся в не запираемых общих камерах отдельно от иных лиц и пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью 2 часа.
Юридическим документом, в соответствии с которым осужденный оставляется для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, является приказ начальника следственного изолятора или тюрьмы. Один из экземпляров этого документа приобщается к личному делу осужденного.
Осужденные к лишению свободы могут быть оставлены в следственном изоляторе или перевезены в него на основании мотивированного постановления прокурора субъекта РК (его заместителя) на срок, не превышающий 2 месяцев (с санкции Генерального прокурора РК — до 3 месяцев), в случае необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, в том же случае могут быть оставлены для участия в судебном разбирательстве осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной или воспитательной колониях, тюрьме по определению (постановлению) суда (судьи).
Оставление осужденного в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию связано с тем, что на данную работу (в силу низкой оплаты, непрестижности) весьма затруднительно найти вольнонаемных работников. Эта работа связана с приготовлением и раздачей пищи, санитарной обработкой, ремонтом помещений и т. п.
Осужденные оставляются для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию решением начальника следственного изолятора или тюрьмы при наличии согласия осужденного в письменной форме.
Осужденные, оставляемые в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию данных учреждений, должны не только обладать определенными профессиональными знаниями, но и соответствовать определенным правовым критериям.
В зависимости от поведения и отношения к труду осужденным к лишению свободы может быть изменен вид исправительного учреждения.
Положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания:
а) из тюрьмы в исправительную колонию — по отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда;
б) из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима — по отбытии осужденными в указанной колонии не менее половины срока, назначенного по приговору суда;
в) из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение — по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания; -
г) из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение — по отбытии осужденными не менее одной трети срока наказания; осужденными, ранее условно-досрочно освободившимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания — по отбытии не менее половины срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений — по отбытии не менее двух третей срока наказания.
Возможность перевода осужденного в колонию-поселение закон ставит в зависимость от тяжести совершенного преступления и других правовых характеристик личности осужденного. Так, осужденные за совершение особо тяжких преступлений или ранее условно-досрочно освобождавшиеся от отбывания наказания в виде лишения свободы и совершившие новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания могут быть направлены в колонию-поселение после отбытия не менее двух третей срока наказания. Решая вопрос о переводе осужденного в колонию-поселение при соблюдении указанных требований, надо также учитывать следующее обстоятельство: в исправительной колонии, из которой переводится осужденный, он должен находиться в облегченных условиях содержания.
Перевод осужденных в колонию-поселение осуществляется судом. Администрация готовит все необходимые в данном случае документы (характеристики, выписки из судебного приговора и т. д.), рассматривает данный вопрос на специально созданной комиссии и принимает окончательное решение о направлении материалов в суд. Надо отметить, что администрация исправительной колонии может и отказать осужденному в его ходатайстве о переводе в колонию-поселение, поскольку при принятии здесь того или иного решения учитываются и другие факторы, характеризующие личность осужденного: его поведение за весь период отбы-вания наказания, отношение к труду и т. п. По существу, реализация такого права осужденного в виде его законного интереса зависит от администрации исправительной колонии, которая выносит свое решение на основе всестороннего анализа поведения данного лица во время отбывания наказания. Осужденный в установленном порядке может обжаловать это решение.
Не подлежат переводу в колонию-поселение:
а) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;
б) осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;
в) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;
г) осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;
д) осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.
Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены:
• а) из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом; б) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима;
в) из исправительных колоний общего и строгого режимов в тюрьму на срок не свыше 3 лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму. Осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат.
Закрепление законом института перевода злостных нарушителей режима на более строгий режим содержания имеет важное значение для обеспечения правопорядка в исправительных учреждениях. Тем самым обеспечивается стимулирование правомерного поведения осужденных, исключается ситуация отрицательного влияния нарушителей на основную часть осужденных.
Изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом.
Институт изменения вида исправительного учреждения имеет целью стимулирование осужденных к исправлению, правопослушному поведению в период отбывания лишения свободы. Он вводится как элемент так называемой прогрессивной системы отбывания наказания, основанной на том, что в зависимости от поведения и отношения осужденных к труду их правовой статус меняется в лучшую или худшую сторону путем перевода для дальнейшего отбывания лишения свободы из одного вида исправительного учреждения в другой.