Требования к выполнению эссе и аналитической работы




Эссе

Эссе представляет собой форму письменной самостоятельной индивидуальной работы студентов на заданную тему.

Основная цель подготовки эссе – раскрыть предложенную тему путем приведения различных аргументов (тезисов). Они должны подкрепляться доказательствами и иллюстрироваться всевозможными примерами. Самое важное заключается в том, что студент должен представить собственное аргументированное мнение по заданной теме.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Эссе, безусловно, должно отражать личную позицию автора, но эта позиция формируется на основе изучения целого ряда источников. Поэтому непременный атрибут эссе – список использованных источников (5-7 наименований), грамотно и единообразно оформленный. Особое внимание следует обратить на правильность оформления электронных источников. Рекомендации по оформлению списка литературы можно прочесть на сайте библиотеки, раздел Читателю: https://library.finec.ru/html/links.html

Рекомендуемый объем эссе – 3-5 страниц.

Тема эссе содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление. Темы могут быть выбраны из приведенного преподавателем списка, или предложены студентом и согласованны с преподавателем.

Критерии оценки эссе:

· грамотность изложения,

· самостоятельность выводов,

· актуальность использованной информации.

Примеры тем для эссе:

1. Почему надо платить налоги?

2. Зачем нужен бюджет государству?

3. Агрессивное налоговое планирование и меры борьбы с ним.

4. Деофшоризация экономики России и направления ее проведения

5. Электронный бюджет: цель, задачи, сфера применения.

6. Программный бюджет: опыт других стран, перспективы развития в Российской Федерации.

7. Бюджет для граждан и общественное участие в бюджетном процессе.

8. Глобализация мировой экономики, роль финансов в данном процессе.

9. Персональные финансы, обеспечение их устойчивости.

10. Реформирование пенсионной системы в России.

11. Масштабы теневой экономики в России и недополученные налоги.

12. Перспективы развития обязательного медицинского страхования в России

13. Основные направления повышения финансовой грамотности населения в России и за рубежом.

14. Проблемы финансирования инновационной деятельности в России и пути их решения.

15. Финансовые аспекты вступления России в ВТО.

16. Финансовые проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения.

17. Источники инвестиций для развития предприятий.

18. Профессия «финансовый менеджер».

19. Надо ли вводить обязательное страхование жилья в России?

20. Когда и как формировать свою будущую пенсию?

21. Уроки мировых финансовых кризисов.

22. Как грамотно распорядиться свободными деньгами физическому лицу?

23. Как обеспечить принцип справедливости по налогообложению доходов физических лиц?

24. Участие России в международных финансовых организациях.

25. Зачем нужны России иностранные инвестиции?

26. Надо ли в России вводить налог на роскошь?

27. Финансовые методы решения демографической проблемы в России.

28. IPO как дополнительный источник капитала компании: опыт России.

29. Государственно-частное партнерство: опыт России и зарубежных стран.

30. Государственная поддержка инвестиционной деятельности компаний.

Аналитическая работа

Аналитическая работа по дисциплине «Финансы» – это письменная самостоятельная работа студента, содержащая анализ финансовых показателей, процессов и явлений. В работе проводится, как правило, сравнительный анализ российской и зарубежной практики на примере одной страны или ряда стран. Целью аналитической работы является формирование умений и навыков проведения научных исследований в сфере финансовых отношений на основе анализа данных и формирования собственных выводов и предложений. При подготовке аналитической работы следует использовать актуальные – не старше трех лет, данные, если иное не установлено темой аналитической работы. Используются данные из официальных источников с обязательным указанием на них.

Работа должна содержать анализируемые данные в виде таблиц, графиков, рисунков или иных наглядных форм представления анализируемой информации, самостоятельные выводы, сделанные на основе проанализированных данных, предложения по совершенствованию исследуемых финансовых показателей, явлений и процессов или прогнозы относительно будущих значений исследуемых показателей.

Следует обратить внимание на оформление таблиц и графиков. Прежде всего, требуется единообразный стиль оформления данных в аналитической работе. Таблица должна иметь наименование и номер, которые указываются перед таблицей по центру. Наименование и номер рисунка с графиком указываются после него по центру. Данные таблиц и рисунков должны иметь единицы измерения. При этом при написании аббревиатур млн, млрд, трлн точка не ставится, сокращенное наименование «тыс.» пишется с точкой.

В работе применяются известные студентам методы анализа статистических данных, построение графиков, освоенные при изучении учебных дисциплин «Статистика», «Эконометрика» «Информатика» и др.

Работа должна содержать:

Титульный лист;

Актуальность, цели и задачи;

Содержательная часть с расчетами, иллюстрациями, графиками;

Выводы, обобщения, прогнозы;

Список литературы.

Список литературы должен содержать 3-5 источников, в том числе нормативные документы, информация официальных сайтов органов власти, компаний и т.п., оформленный в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5–2008., ознакомиться с которым можно на сайте библиотеки университета.

Рекомендуемый объем аналитической работы – не более 5-7 страниц включая титульный лист и список литературы, графики и таблицы. Объем может быть изменен по согласованию с преподавателем.

Темы аналитических работ формируются на основе пройденного материала, могут быть выбраны из приведенного преподавателем списка, или предложены студентом и согласованны с преподавателем.

При сдаче работы в виде файла необходимо, чтобы файл был назван по номеру группы и фамилии студента: например Иванов_301.doc

Критерии оценки аналитических работ:

· грамотность проведения анализа,

· обоснованность собственных выводов предложений, прогнозов,

· культура оформления.

Темы аналитических работ

1. Организация управления государственными финансами в России и в зарубежных странах (страны).

2. Сравнительный анализ бюджетного устройства в России и в зарубежных странах (страны) федеративного типа.

3. Сравнительный анализ организации бюджетного процесса в России и в зарубежных странах (страны).

4. Сравнительный анализ налоговой системы России и в зарубежных стран (на примере одной или нескольких стран).

5. Сравнительный анализ подоходного налогообложения граждан в России и зарубежных стран (на примере одной или нескольких стран).

6. Сравнительный анализ косвенного налогообложения в России и зарубежных стран (на примере одной или нескольких стран).

7. Сравнительный анализ налогообложения имущества в России и зарубежных стран (на примере одной или нескольких стран).

8. Сравнительный анализ финансового обеспечения пенсионной системы в России и зарубежных стран (на примере одной или нескольких стран).

9. Сравнительный анализ финансового обеспечения здравоохранения в России и зарубежных стран (на примере одной или нескольких стран).

10. Сравнительный анализ финансового обеспечения образования (высшего образования) в России и зарубежных стран (на примере одной или нескольких стран).

11. Сравнительный анализ динамики суверенных долгов на примере нескольких стран Еврозоны.

12. Сравнительный анализ структуры и динамики государственного долга России и зарубежных стран (на примере одной или нескольких стран).

13. Сравнительный анализ структуры доходов и расходов бюджетной системы России и зарубежных стран (на примере одной или нескольких стран).

14. Анализ динамики показателя «удельный вес бюджетной системы РФ в ВВП» за последние 5 лет и на среднесрочную перспективу.

15. Анализ структуры и динамики расходов федерального бюджета РФ по основным разделам за 10 лет.

16. Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета РФ по основным доходным источникам за 10 лет.

17. Сравнительный анализ использования нефтегазовых доходов бюджета в России и зарубежных странах (стране).

18. Местные бюджеты в России и зарубежных странах (на примере одной или нескольких стран).

19. Анализ дефицита федерального (центрального) бюджета и методы его финансирования в России и в зарубежных странах.

20. Бюджет для граждан: опыт России и других стран.

 

Кейсы и деловые игры

 

1). Терминология

Цель:

Закрепление и развитие знаний студентов на предмет финансовых терминов и понятий.

Задание:

Назовите и объясните значение финансовых терминов, состоящих из:

1) четырех букв;

2) пяти букв;

3) шести букв;

4) семи букв;

5) восьми букв;

6) девяти букв;

7) десяти букв;

8) одиннадцати букв;

9) двенадцати букв;

10) тринадцати букв.

 

2). Финансовое словосочетание

Цель:

Развитие студенческого кругозора финансовых понятий часто употребляемых в сфере экономических отношений.

Задание:

Составьте всевозможные употребляемые словосочетания с прилагательным словом «Финансы», например: «Финансовая система». К составленному словосочетанию дайте общепринятое определение и объясните его.

 

3). Бюджет гражданина

Цель:

Составление финансового плана и личного бюджета человека с небольшим достатком.

Задание:

Составьте ежемесячную смету доходов и расходов и годовой бюджет человека, имеющий доход 45 тыс. руб. в месяц, однокомнатную квартиру в собственности в мегаполисе и работу в 1 часе езды на общественном транспорте.

4). Финансовый брейн-ринг

Цель:

Финансовый брейн-ринг представляет собой форму групповой игры, целью которой является текущий контроль знаний студентов лекционного материла.

Задание:

Студентам предлагается разделиться на команды по 4-5 человек. В игре одновременно принимает участие только две команды. Преподаватель – ведущий игры задает один из заранее подготовленных вопросов и засекает минуту, необходимую для обсуждения вопроса командами. Команда может дать досрочный ответ на поставленный вопрос. Если ответ неверный – другая команда может продолжить обсуждение в оставшееся время и дать свой ответ. За каждый верный ответ команда получает 1 очко. Количество вопросов для каждой пары команд ограничивается временем проведения игры и количеством команд, с тем, чтобы все команды смогли принять участие в игре. По результатам серии вопросов из двух команд выявляется победитель. Команда-победитель продолжает игру с новой командой и так далее до выявления победителя. Остальные команды продолжают борьбу за второе, третье и четвертое места. По результатам игры команды, занявшие с первого по четвертое места, получают бонусные очки на каждого игрока. Команды, занявшие ниже четвертого места, пишут контрольную работу.

 

5). Диспут по принципам налогообложения Адама Смита

Цель:

Закрепление знаний принципов налогообложения, предложенных Адамом Смитом.

Задание:

Известно, что существуют четыре принципа налогообложения: справедливости, определенности, экономии и удобности. В ходе данной игры студенты делятся на четыре команды. Каждая команда по жребию получает один из этих принципов. Задача команды подготовится к дискуссии с другими командами с целю доказать, что принцип, который достался команде является наиболее важным реализуемым на практике. Каждая команда готовит не только аргументы и факты за «свой» принцип, но и контраргументы для других команд. Каждый аргумент или факт должен быть принят всеми командами, после чего он заносится в итоговую таблицу, которую можно вести на доске или компьютере. Команда, набравшее наибольше число аргументов побеждает. Участники игры получают бонусные очки, количество которых зависит от того, какое место заняла команда.

 

6). Налоговый консультант.

Цель:

В ходе данной игры каждый студент должен изучить порядок налогообложения доходов физических лиц в одной из стран, по собственному выбору и стать налоговым консультантом по данной стране.

Задание:

Каждый консультант должен подготовить информацию о налогах на доходы физических лиц в выбранной стране, сделать доклад и ответить на возникшие у студентов вопросы. Текст доклада сдается преподавателю в письменном или электронном виде. Студенты должны запомнить или законспектировать то, что услышат. После того, как каждый консультант сделал сообщение (это может занять не одно практическое занятие), преподаватель дает задание по расчету налога на доходы физических лиц с общими параметрами для всех стран.

Например:

Семья:

Глава семьи – отец

Доходы за год в долларах США:

- по основному месту работы – 50000

- по акциям – 1000,

- по гособлигациям – 500

- от сдачи недвижимого имущества в аренду – 5000

Его жена.

Доходы за год в долларах США:

- по основному месту работы (неполный день) – 15000

Дети:

8 лет, школьник

19 лет – студент

Расходы за год в долларах США:

- коммунальные услуги (свое жильё) – 5000

- проценты по ипотеке – 500

- страхование недвижимости – 3000

- страхование КАСКО – 1500

- добровольное медицинское страхование всех членов семьи– 2000

- платная школа – 8000

- платный ВУЗ – 15000

- расходы на медобслуживание сверх ДМС – 500

- расходы на транспорт до места работы и обратно (по документам) главы семьи – 2000

- расходы на транспорт до места работы и обратно (без документов) его жены – 500

Каждому студенту нужно на занятии сделать расчет подоходного налога по трем странам, которые определяются преподавателем, исключая страну, по которой студент является консультантом. Время для расчета ограничивается преподавателем. Необходимо исключить возможность дополнительного консультирования студентов в ходе расчетов. После того, как расчеты сделаны, они сдаются на проверку соответствующим консультантам. Консультанты оценивают правильность выполнения расчетов. Каждый студент получает бонусные очки за работу консультанта и за расчет по трем предложенным странам.

За консультацию студент получает бонусные очки в зависимости от того, сколько верных расчетов было сделано студентами по его стране.

Правильность расчетов проверяется по исходным данным консультанта, сданным преподавателю.

 

 

Кроссворды

Кроссворд 1

                                       
                                     
                                   
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                     
                                     
                                     
                                     
                                         

По вертикали:

1. Финансовая база деятельности государства.

2. Присвоение результатов чужого труда собственниками средств производства в классово антагонистических общественно-экономических формациях.

3. Государственная политика защиты внутреннего рынка и национальной промышленности от иностранной конкуренции.

6. Объективно существующая связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса.

7. Механизм стихийного регулирования общественного производства.

8. Обязательный платеж в бюджет и внебюджетные фонды в определенных размерах и в установленные законом сроки.

12. Определенная ступень исторического развития общества.

13. При феодализме государственные доходы от имущества (земля, леса, воды).

16. Один из принципов построения бюджетной системы.

18. Автор книги «Опыт теории налогов».

20. Момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, явлению.

По горизонтали:

4. Глава государства, получающий власть, как правило, в порядке наследования.

5. Целенаправленный платеж, адресность которого, как правило, содержится в его названии, либо адресный платеж с определенного вида деятельности или за право осуществления такой деятельности.

9. Объект обложения налога, который просуществовал в России 300 лет.

10. Система взимания налогов в период феодализма.

11. Система денежных отношений для удовлетворения общественных потребностей.

14. Нормативный акт.

15. Совокупность правил, определяющих порядок деятельности государственного органа.

17. Название общественно-экономической формации.

19. Исключительное право государства на какую-либо хозяйственную деятельность, основанную на частно-правовых принципах.

21. Результат практического использования экономической категории.

22. Система денежных отношений, имеющих императивную форму, по поводу формирования и использования денежных фондов, необходимых государству для выполнения им своих функций.

23. Форма общественного назначения экономической категории.

24. Господствующий класс капиталистического общества.

25. Один из принципов построения бюджетной системы.

26. Форма государственного кредита.

27. Внутреннее содержание, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений.

28. Форма существования реальных перераспределительных денежных отношений.

29. Форма финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

 

Кроссворд 2

                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         

По вертикали:

1. Материальный объект гражданских прав, прежде всего права собственности.

2. Один из принципов бюджетной системы современной России.

4. Имущество, переходящее после смерти его владельца к новому лицу.

5. Стадия воспроизводственного процесса, являющаяся областью возникновения и функционирования финансов.

11. Деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или от какого-нибудь рода деятельности.

14. Форма добровольного привлечения средств населения.

16. Опись объектов имущества, в которой установлены по внешним признакам твердые нормы доходности каждого вида объекта.

18. Одна из форм материального обеспечения граждан.

19. Налог на наследование и...

20. Одна из особенностей кредита.

По горизонтали:

3. Комплекс производственных и непроизводственных отраслей и сфер деятельности, обеспечивающих процесс и условия воспроизводства.

6. Финансовый орган, который ведает кассовым исполнением бюджета.

7. Представитель школы «новых экономистов» — «экономики предложения».

8. Денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

9. Документ, содержащий информацию о размерах доходов и имущества юридических и физических лиц, являющихся плательщиками налогов.

10. Вид универсального акциза.

12. Исключительное право, при котором все предложения товаров или услуг сосредоточено в руках одного продавца на производство или продажу чего-нибудь, а также исключительное право пользования чем-нибудь.

13. Ставка, по которой взимается плата за услугу.

15. Страховка от рисков неблагоприятного изменения цен.

17. Один из четырех принципов А.Смита по рациональной организации налогов.

21. Взыскание в денежной форме за нарушение договорных обязательства и законодательства, вид неустойки.

22. Наем помещения, земельной площади и т.п. во временное пользование.

23. Целенаправленный платеж.

24. Обязательный платеж в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.

25. Оплата конкретных действий уполномоченных органов, совершаемых в интересах юридических и физических лиц.

26. Вид косвенного налога.

27. Переводной вексель.

28. Целенаправленное воздействие субъекта на его объект с целью достижения определенного результата в рамках конкретной экономической системы.

29. Остаток, разница между приходом и расходом счета.

Кроссворд 3

                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     

По вертикали:

1. Финансовое явление, когда расходы превышают доходы бюджета.

2. Обязательство по покупке или продаже ценной бумаги в указанный день по установленной цене в момент заключения контракта.

3. Первый принцип А.Смита по рациональной организации налогов.

6. Первая стадия воспроизводственного процесса.

7. Вывоз товаров, произведенных, выращенных или добытых в данной стране, а также ранее ввезенных товаров.

8. Расписка, выдаваемая судовладельцем (капитаном судна или агентом морского транспортного предприятия) грузоотправителю и удостоверяющая принятие груза к перевозке.

11. Субъект, осуществляющий эмиссию денежных знаков или ценных бумаг.

16. Один из важнейших результирующих показателей деятельности предприятий и банков.

18. Носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленный на объект.

20. В гражданском праве согласие заключить договор на условиях, указанных в предложении (оферте). Одна из форм безналичных расчетов между хозяйствующими субъектами.

21. Совокупность исторически определенных производственных отношений, лежащих в основе совокупности идеологических отношений и взглядов – надстройки.

По горизонтали:

2. Система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления федерального, регионального и местного уровней на всех стадиях бюджетного процесса.

4. Равновесие, уравновешивание.

5. Один из источников образования внебюджетных фондов.

9. Центральное звено финансовой системы.

10 Вид имущественных или интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты различных отраслей экономики с целью получения в последующем прибыли (дохода) или достижения социального эффекта.

12. Количественно установленная абсолютная или относительная величина.

13. Выпуск в обращение денежных знаков и ценных бумаг.

14. Ввоз в страну товаров иностранного производства.

15. Вид ценной бумаги.

17. Основоположник теории государственно-монополистического регулирования капиталистической экономики.

19. Вероятность нанесения ущерба от страхового случая.

22. Запасы, возможности, источники средства, доходов.

23. Ценности, имущество, принадлежащее государству (ранее также королю, князю, герцогу) или организации, например, монастырю.

24. Лицо или фирма, специализирующаяся на посреднических биржевых операциях; за посредничество получают вознаграждение в форме определенного процента с суммы сделки.

25. Философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

26. Документальная проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений или до



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: