Рост феодального и ростовщического гнета, выплата дани, колоссальные расходы на наемную армию, разбухший чиновничий аппарат и двор усугубили разорение крестьянского хозяйства.
От пассивного сопротивления феодалам (отказ от уплаты ренты, бегство, поджоги и нанесение ущерба имуществу своих господ и т. п.) крестьяне все чаще переходили к открытым выступлениям. Восстания были локальны, но отличались длительностью и упорством.
В 90-х годах Х в. массовое восстание разразилось в Сычуани, где концентрация земельных богатств в руках господствующего класса была особенно интенсивной. Основную массу восставших во главе с Ван Сянбо, Ли Шунем и Чжан Юем составляли так называемые подъяремные пришлые—наиболее зависимая часть сельского Населения. Эти держатели частнопоместных земель не только вносили их собственнику. 50—70% урожая, но и отбывали трудовые повинности. И не случайно именно в Сычуани восставшие провозгласили лозунг «равенства богатых и бедных». Стремясь осуществить свои идеалы, крестьяне разоряли помещичьи усадьбы, громили дома местных чиновников, отбирали у богачей запасы зерна, деньги, продовольствие, одежду и все раздавали бедноте. К крестьянам присоединялись также торговцы, пострадавшие от засилья монополии на производство и торговлю чаем. Повстанцы провозгласили государство Великое Шу, а к лету 994 г. распространили свою власть на большую часть Сычуани. Но уже к концу 995 г. правительство подавило главные очаги восстания. Отдельные отрядысопротивлялись до 997 г.
Во второй четверти XI в. основной очаг восстаний переместился на север. Новым явлением в социальной жизни Китая стали восстания горожан, которые иногда сливались с движением крестьян и воинских масс. В 1043 г. в провинции Шаньдун вспыхнуло крестьянское восстание. К нему присоединились воины из частей, посланных на усмире-
|
ние, и жители мелкий городов. Возглавил это движение воин Ван Лунь. Повстанцы в течение двух месяцев заняли несколько уездов. Местные власти не могли оказать им сопротивления. Горожане открывали ворота, и многие провинциальные чиновники вместе с уездными войсками переходили на сторону мятежников. С большим напряжением сил восстание было подавлено.
Крупным восстанием (провинция Хэбэй) был отмечен 1047 год. Повстанцы, во главе которых стал воин Ван Цзе, выходец из крестьянской бедноты, подняли мятеж и- закрепились в окружном центре г. Бэйчжоу. Они завладели складом оружия, освободили арестованных из тюрьмы. В восстании участвовали ремесленники, бедный городской люд. Восставшие создали свое государство. К повстанцам присоединились бэйчжоуские чиновники, ставшие главными советниками при «ване Восточного спокойствия» — Ван Цзе. Девизом повстанческого войска стало низвержение Чжао (т. е. династии Сун). Восстание проходило под лозунгом тайного общества буддийской секты, связанного с культом Майтрейи. Эта секта была не только проповедником наступления всеобщего счастья и благоденствия, но и организовывала пов-етанцев. Правительство пыталось подавить восставших силой и Одновременно \внести раскол в их ряды. Вскоре город был окружен. Повстанцы Бэйчжоу оказали решительное сопротивление регулярной армии и 66 дней отражали все штурмы. Но перевес сил решил исход борьбы. Весной 1048 г. правительственные войска подавили восстание. Правительство расправилось с жителями Бэйчжоу. Власти сурово покарали всех, кто примкнул к движению, а его руководителя Ван Цзе четвертовали. Чтобы навсегда стереть память о восстании, город переименовали в Эньчжоу.
|
В 20-30-е годы XII в. повстанческое движение охватило Юг и Центр Китая. В 1120-1122 гг. в провинции Чжэцзян вспыхнуло народное восстание, в котором, как писали современники, участвовало более миллиона человек. Недовольство жестокими порядками империи все более, нарастало. Оно подогревалось также проповедый тайной организации «Учение о свете» (Минцзяо) с элементами манихейских» буддийских и даосских верований. Прямым поводом к восстанию послужил указ об обложении налогом промыслов, ранее казной не учитываемых. Жители юго-востока разрабатывали в горах мрамор, занимались резьбой по дереву и камню, выращивали ценные породы деревьев, получая дополнительный к земледелию источник существования.
В движении приняли участие крестьяне, ремесленники и зажиточные деревенские Жители. Их вождем был Фан Ла, состоятельный хозяин и владелец участка лаковых деревьев. В воззвании Фан Ла говорилось о необыкновенно тяжком положении народа, обличались расточительность и продажность властей. Вождь повстанцев осуждал сунcкое правительство за уплату дани киданям и тангутам. Повстанцы получили поддержку в деревнях и городах 14 округов провинций Чжэцзян, Аньхуй и Цзянси. В 1121 г. они овладели г. Ханчжоу. Сунское правительство в длительной упорной борьбе подавило восстание. Власти прибегали к мерам крайней жестокости.
|
Одновременно с восстанием Фан Ла в провинциях Хэбэй, Хэнань, Шаньдун, на севере провинций Цзянсу и Аньхуй действовали повстанческие армии во главе с Сун Цзяном и 36 его соратниками. Среди повстанцев были крестьяне — мелкие собственники и издольщики, рыбаки, матросы, бродяги, мелкие чиновники, монахи, торговцы и даже помещики. Восстание оказалось особенно опасным для властей, так как
охватило столичную провинцию Хэнань. Тайными убежищами для восставших стали островки, скрытые среди озер и болот, паролем им служили слова: «Все люди братья». История этого движения запечатлена не только в фольклоре XIV в., но и стала темой популярного романа «Речные заводи» (автор Ши Найань).
На крестьян, и в обычное время подвергавшихся нещадной эксплуатации, в связи с вторжением цзиньских войск власти Сунской империи наложили дополнительные налоги. Но особенно страдали земледельцы от грабежа «бродячих бандитов» — отрядов воинов и офице-•ров, дезертиров из армии и искателей легкой добычи.
Новое восстание произошло в ИЗО—1135 гг. на территории нынешних провинций Хунань и Хубэй. Это восстание более 20 лет готовила даосская секта. Ее учение «Новый закон» осуждало неравенство в обществе. Вначале главной целью восставшие объявили защиту от «бродячих бандитов» и чжурчжэньских полчищ, но в дальнейшем выдвинули более ясные классовые цели. Крестьяне предавали огню провинциальные канцелярии, монастыри и кумирни, дома богачей, убивали ненавистных им чиновников, купцов, монахов. Восстание охватило 21 уезд, а повстанческая армия насчитывала свыше 400 тыс. Один из вождей развил мысль о порочности сунского законодательства, назвав его дьявольским, и провозгласил «равенство знатных и простых, уравнение бедных и богатых». Восставшие создали царство Чу, в котором на практике пытались осуществить крестьянские идеалы равенства. Восставшие были освобождены от обычных повинностей.в пользу феодалов и уплаты податей. Все имущество делилось поровну. В ожесточенной борьбе против чжурчжэньских полчищ крестьянские предводители встали на защиту родины.