ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА И ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМЫ




Развитие земледелия и промыслов, расширение знаний и город­ской культуры, внешние морские связи и обширная внутренняя торгов­ля вызывали необходимость отмены закостенелых порядков. Ухудше­ние экономического, политического и международного положения обо­стрило противоречия между различными прослойками господствующе­го класса и привело в движение различные социальные слои и группы.

Оппозиционные настроения возникли вдали от императорского дво­ра, где его неусыпный контроль был менее ощутим. Мелкие провинци­альные чиновники — ученые, группировавшиеся вокруг местной ака­демии в г. Иньтянь (пров. Хэнань) — своеобразного «питомника та­лантов», были в большинстве своем уроженцами Юга. Именно здесь зародилось реформаторское движение. Его идеологом стал преподава­тель академии Фань.Чжунъянь (989—1052).

После упорной борьбы с придворной кликой за должности в госу­дарственном аппарате Фань Чжунъяню и его сторонникам удалось по­лучить посты в административном аппарате. Проекты реформ излага­лись в. многочисленных докладах трону, содержащих рекомендации от­носительно укрепления финансовой и военной мощи государства.

Реформаторы связывали экономическое благосостояние государст­ва с уровнем развития земледелия и возродили древнее учение о. зем­леделии, в отличие от торговли и ремесла, — важнейшем источнике финансовых поступлений казны. Для преодоления экономических труд­ностей Фань Чжунъянь разработал программу ирригационных и ме­лиоративных работ под контролем казны, а для развития земледелия рекомендовал уменьшить трудовые повинности. Чтобы дать сельскому хозяйству дополнительные рабочие руки, Фань Чжунъянь предложил урегулировать распределение повинностей в казенных учреждениях. Стремясь сократить расходы на дорогостоящее войско, он ратовал за восстановление древней системы, при которой воины-земледельцы обеспечивались и вооружались за счет общины. Важной мерой рефор­матор считал сокращение административного аппарата. Он подверг критике принцип повышения в должности в зависимости лишь от срока службы, а не от способностей, предложил ограничить незаслуженные привилегии чиновной знати, многочисленные потомки которой ежегод­но получали назначения и продвижение, минуя экзамены. Фань Чжунъ­янь требовал также пересмотра системы образования, сводившейся к механическому зазубриванию древних канонов, считая, что следует учитывать не только знания, проявленные на экзамене, но и результа­ты службы. Фань Чжунъянь предлагал щедро поощрять и выдвигать чиновников, хорошо разбиравшихся в земледелии, ирригации, фи­нансах.

Ограничение привилегий чиновной знати, основанных на праве на­следования, и выдвижение принципа отбора по способностям могли бы открыть перспективы социальной мобильности в обществе, обновить административный аппарат в центре и на местах за счет выходцев из широких прослоек феодального класса и горожан.

Проект реформ отстаивал и экономические права средних просло­ек господствующего класса: чтобы гарантировать доходы мелких про­винциальных чиновников, было предложено восстановить «должност­ные земли», захваченные частными лицами.

Предложения Фань Чжунъяня, активно поддержанные его сторон­никами в серии докладов 1043—1044 гг., встретили сильное противо­действие со стороны феодальных верхов. Потерпев поражение при ре­организации административного аппарата, идеологи преобразований даже не смогли приступить к ним. Яростное сопротивление противни­ков реформ вызвало отставку Фань Чжунъяня и его единомышленни­ков. Социально-экономические условия и политическая обстановка в стране не давали возможности выработать понятие сословной пред­ставительной монархии: робость и расплывчатость политических и со­циальных требований реформаторов определялись слабостью и нераз­витостью средней прослойки феодального класса, а также горожан.

Новый этап реформаторского движения связан с Ван Аньши (1021—1086), который в 1069 г. при поддержке влиятельных чинов­ников стал ближайшим помощником императора. Как и Фань Чжунъянь, Ван Аньши считал сына Неба важнейшей 'опорой осуще­ствления своих замыслов, а реформы обосновывал ссылкой на древнее конфуцианское учение. Вместе с тем немалое влияние оказали на Ван. Аньши и легистские идеи создания сильного и богатого централизо­ванного государства. Пытаясь смягчить социальные противоречия, Ван Аньши предложил, чтобы казна предоставляла крестьянам на прием­лемых условиях денежную ссуду под залог будущего урожая, что, не­сомненно, ущемило бы интересы ростовщиков. Изменялся прежний порядок выполнения трудовых повинностей: их заменили денежным налогом, который должны были выплачивать и некоторые представи­тели господствующего класса, прежде от повинностей освобожденные. Для урегулирования налогообложения были обмерены земли крупных частных собственников, утаенные от казны. Нововведением в области торговли стало выделение мелким торговцам, как и крестьянам, де­нежных ссуд, чтобы они смогли противостоять конкуренции крупных торговцев. Вся торговля в стране должна была вестись под контролем

казны специально созданными казенными управлениями. Трудовую повинность ремесленников заменили денежным взносом.

Хотя интересы ростовщиков, крупных торговцев, крупных земель­ных собственников были ущемлены, народные массы не выиграли от этого, так как реформы, установившие круговую поруку, ужесточили фискальный контроль государства не столько над крупными землевла­дельцами, торговцами и ростовщиками, сколько над крестьянами и низшими слоями торгово-ремесленного населения. Суть реформ заключалась в стремлении пополнить до­ходы казны за счет беспере­бойного притока налоговых поступлений от земледелия и средств, полученных от казённой торговли и ремес­ла путем ущемления част­ной торговли и частного предпринимательства. Это привело к поражению ре­форм: у них оказалось сли­шком много противников как среди ростовщиков, крупных землевладельцев и крупных торговцев, так и среди широких слоев города и деревни.

Оппозицию возглавили историк Сыма Гуан, поэт Су Ши, которые не высту­пали, однако, против ре­форм вообще. В условиях деспотического государства политическая борьба раз­вернулась как столкновение группировок того или иного лидера. В ходе ее широко использовались традиционные формы политической полемики, рожденные конфуциан­ским учением. В 1077 г. Ван Аньши в обстановке глубоких разногла­сий в реформаторской Группировке был вынужден уйти в отставку, но проведение реформы продолжалось еще несколько десятилетий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: