Теория народного суверенитета Руссо




Жан Жак Руссо(1712-1778гг.)

Жизнь и деятельность. Основные произведения

Родился в Женеве, но большую часть жизни провел во Франции. был человеком необыкновенным — поэт, драматург, композитор, музыковед. В Париже он завел дружбу с просветителями, в особенности с Дидро, который поручает ему вести раздел музыки в знаменитой Энциклопедии.

Основные произведения: «Рассуждения на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», «Рассуждеие о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «О пол-кой экономии», «Об общественном договоре, или Принципы пол-кого права».

Методология

Жан Жак Руссо (1712-1778) об этапах неравенства

Стремясь отделить естественное от искусственного, мы обнаруживаем, что человек – животное. Человек свободен, независим. Он цельное существо, равен самому себе. В душе естественного человека существуют 2 инстинкта: 1) самосохранения; 2) сострадание к другим живым существам. Человек остается ребенком, он добр. Человеку свойственна способность к совершенствованию. Появились первые союзы людей, искусство, но человек оставался юным. Это разноцветное равенство, эпоха юности человечества. Первый, кто оградил свой участок земли, был истинным основателем гражданского общества (прообраз деградации человека). 1 ступень неравенства – экономическое неравенство. Продиктовано исторической необходимостью. Один захватил много, другим не осталось ничего. Общество превращается в театр ожесточенной войны. На этом этапе человек утрачивает свободу как независимость, потому что оказывается зависимым от других людей. Т.о. свобода превращается в произвол. Возникает социальное отчуждение человека от самого себя, возникает социальное рабство. Здесь все лгут, обманывают. Руссо поднимает тему теологического обмана. Возникает необходимость объединиться. Бедные поверили богам и согласились на заключение общественного договора, основанного на идеологическом обмане. Создается государство. 2 ступень – политическое неравенство. Оно основано на обмане. Сначала власть выборная, потом наследственная. 3 ступень - деспотизм. В этом виноват народ, потому что народ не был приверженцем идеи свободы. Люди пассивны. Пострадали все: и правящие, и народ, которые остался виноватым. Руссо: может быть было лучше уйти в леса и жить с медведями. Возникает необходимость создать государство разума.

 

Предпосылки создания «гос-ва разума» Руссо

 

Условия и цель общественного договора (концепция Руссо)

1. Революционное ниспровержение деспотизма. Деспот держит силой, сила должна его и свергнуть. Но сила не создает право, следовательно, народ еще должен стать народом, т.е. обрести единую общую волю. 2. Правовое воспитание (просвещение народа). Создавать эти права будет некий законодатель. Он переиначит человеческую природу таким образом, чтобы он стал свободным. Законодатель выступает в роли воспитателя человеческой природы. 3. Формирование законодателем общей воли.

 

Личность и государство в политическом учении Руссо

Человек поступает небескорыстно. Общая воля ограждает безопасность каждого. Организм не может вредить своим членам (органам). Права, если они есть, оказываются только добром государства. В случайной необходимость государство может отнять права у человека. Этим человек реализует свой гражданский долг. Государство является верховным собственником жизни, свободы, собственности. Личность. Ее ценность определяется ее включением в состав государства. Нарушители – враги народа, общества. Свобода состоит в том, чтобы зависеть от закона (по Вольтеру). Руссо: свобода состоит только в зависимости от закона. Свобода состоит в подчинении общей воле. Не так важно создать хорошие законы, важно обладать законодательной властью. Общая воля становится основой народного суверенитета. В общественный договор включают еще одно условие (молчаливо): надо принуждать силой к свободе тех, кто не хочет этой свободы (искоренить их).

 

Теория народного суверенитета Руссо

В основе общественного договора (в трактовке Ж.-Ж. Руссо) и правомочий формируемого суверенитета лежит общая воля. Ж.-Ж. Руссо при этом подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет ввиду общие интересы, вторая – интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц. Отстаивая господство в государстве и его законах общей воли, Ж.-Ж. Руссо резко критикует всевозможные частичные ассоциации, партии, группы и объединения, которые вступают в неизбежную конкуренцию с сувереном.

Суверен (Народ) создает законы, однако не связан ими навеки: "Нет и не может быть никакого основного закона, обязательного для Народа в целом, для него не обязателен даже Общественный договор"

В своей идеализированной конструкции народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо отвергает требования каких-либо гарантий защиты прав индивидов в их взаимоотношениях с государственной властью: "Итак, поскольку суверен образуется лишь из частных лиц, у него нет и не может быть таких интересов, которые противоречили бы интересам этих лиц; следовательно, верховная власть суверена нисколько не нуждается в поручителе перед подданными, ибо невозможно, чтобы организм захотел вредить всем своим членам" Однако соответствующие гарантии нужны против подданных, чтобы обеспечить выполнение ими своих обязательств перед сувереном. В целом общественное соглашение, по словам Ж.-Ж. Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами. Эту власть, направляемую общей волей, он и именует суверенитетом.

Народ как суверен, как носитель и выразитель общей воли, по Ж.-Ж. Руссо, "может быть представляем только самим собою". "Передаваться, - подчеркивал он, - может власть, но никак не воля" Тем самым Ж.-Ж. Руссо, по существу, отрицал как представительную форму власти (парламент или другой законодательный орган в форме народного представительства), так и принцип и идеи разделения верховной, суверенной власти в государстве на различные ветви.

Законодательная власть как собственно суверенная, государственная власть может и должна, по Ж.-Ж. Руссо, осуществляться только самим народом-сувереном непосредственно. Исполнительная власть (правительство) создается не на основе общественного договора, а по решению суверена в качестве посредствующего организма для сношений между подданными и сувереном.

Народ, по Ж.-Ж. Руссо, имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: