Навигационно-гидрографические условия




Невская губа мелководна, берега ее окаймлены подводными и надводными кам­нями, в средней части губы имеется много банок и затонувших судов.

Глубины в Невской губе от устья реки Нева до о. Котлин постепен­но увели­чиваются от 2 до 6 м. Грунт в губе преимущественно мел­кий песок, и только в за­падной, наиболее глубоководной ее части встречается ил и крупный песок.

По Невской губе проходит Санкт-Петербургский морской канал, ве­дущий к порту Санкт-Петербург. К гаваням и бухтам, оборудован­ным у берегов губы, ведут углубленные фарватеры и каналы. Для входа в Невскую губу и выхода из нее служит Кронштадтский Кора­бельный фарватер (действующий).

Плавание по фарватерам и каналам в любое время суток обеспечивается бере­говыми и плавучими средствами навигационного оборудования (СНО). Кро­ме того, при плавании в Нев­ской губе ориентирами могут служить трубы, мачты, здания и купола церквей, возвышающиеся в насе­ленных пунктах.

Навигационные опасности, рас­по­ложенные вблизи судовых путей, ограждают­ся светящими и несветящими буями и вехами; для обес­печения плавания вблизи многих опасностей используются цвет­ные секторы огней маяков и светящих знаков. Каналы, ведущие к гаваням и бухтам, как правило, оборудованы створами маяков, светящих знаков, огней и знаков и ограждаются светящими и не­светящими буями, а также вехами.

Большая часть береговых средств навигационного оборудования действует в течение всего года.

Плавучие предостерегательные знаки (ППЗ) на зимний период в зависимости от ледовой обстановки убираются и частично заменя­ются сигарообразными буями, о чем заблаговременно объявляется в Извещениях мореплавателям (ИМ).

Подробные сведения о средствах навигационного оборудования приводятся в книге «Огни и знаки Балтийского моря. Берега Рос­сии, Эстонии, Латвии и Литвы» (Адм. № 2201).

На подходах и акватории порта Санкт-Петербург, согласно инфор­мации Адми­ни­страции Морского порта действует 287 единиц различных зрительных средств на­ви­гационного оборудования. Из них 109 единиц СНО (13 створ­ных знаков, 14 бере­го­вых знаков, 81 плавучий предостерегатель­ный знак) находятся в опера­тивном управ­ле­нии Санкт-Петербургского филиала ФГУП «Росморпорт», 178 единиц СНО (8 мая­ков, 25 береговых навигационных знаков, 145 плавучих предос­терега­тельных знаков) находятся в оперативном управлении Гид­рографической службы Ленинградской воен­но-морской базы (ГС ЛенВМБ).

Надежным способом точного определения места в рассматривае­мом районе явля­ется координирование при помощи глобальной навигационной спутниковой сис­те­мы (ГНСС) ГЛОНАСС/GPS в дифференциальном режиме. Контрольно-корректи­рующая станция (ККС) расположена на мысе Шепелевский. По данным опытной экс­плуа­тации станции точность определения места судна в рассматриваемом районе равна 3-5 м. Схема зон действия ККС ГЛОНАСС/GPS в Финском заливе приве­дена в приложении Г.

Согласно требованиям Международной конвенции СОЛАС-74 (Гла­ва V, Пра­ви­ло 19, раздел 2.1, пункт 6), с июля 2002 г. все суда не­зависимо от размера должны иметь приемник глобальной навига­ционной спутниковой системы (ГНСС).

Режим плавания

Плавание судов в восточной части Финского залива является регу­лируемым и обеспечивается существующей системой установлен­ных путей движения судов (УПДС), определяющей расположение систем разделения движения, рекомендо­ван­ных путей, фарвате­ров, каналов и особых районов, а также мерами, направ­лен­ными на снижение рисков плавания. Все упомянутые пути и районы на­несены на нави­гационных морских картах, границы районов и ука­зания об особенностях плавания в них приведены в следующих из­даниях Гидрографической службы ДКБФ:

- Режим плавания в Балтийском море и Ладожском озере (Сводное описание). Адм № 4241. 1997 г. с корректурой (далее Режим плавания);

- Описание мерных линий, девиационных и радиодевиационных полигонов Балтийского моря от порта Ленин­град до порта Росток. Адм. № 4242. 1984 г. с корректурой.

Рассматриваемый район и подходы к нему полностью лежат в гра­ницах сле­дующих режимных районов:

- район № 147 - бывший опасный от мин район, открытый для плавания;

- район № 156 - район прокладки подводных кабелей и трубопроводов;

- район № 351 - район опасный в навигационном отношении.

В самом районе и в непосредственной близости от него находится сложная система элементов УПДС, которая включает в себя спе­циальные районы, полигоны, фарватеры и каналы:

- Кронштадтская крепостная зона;

- Район строительства защитных сооружений;

- Район № КР-105 - район учений и боевой подготовки ВМФ РФ;

- Районы №№ 69а, 696 и 110 – районы запретные для плавания;

- Районы №№ 221 и 222 – районы затопления взрывчатых веществ;

- Район № 300 и три района без номера – районы свалки грунта;

- Район № 321 – район для лова рыбы;

- Девиационный полигон на Красногорском рейде;

- Радиодевиационный полигон на Красногорском рейде;

- Красногорская мерная линия;

- Район якорной стоянки № 1 – в Невской губе;

- Район якорной стоянки № 2 – на Восточном Кронштадт­ском рейде;

- Район якорной стоянки № 3 – на Большом Кронштадтском рейде;

- Район якорной стоянки № 4 – на Красногорском рейде;

- Район якорной стоянки № 5 – в северо-восточной части Финского залива, к юго-востоку от мыса Флотский;

- Район якорной стоянки № 5а – в северо-восточной части Финского залива, к юго-западу от мыса Песочный;

- Район ожидания № 1 – на Красногорском рейде;

- Район ожидания № 2 – на Восточном Кронштадтском рейде;

- Район ожидания № 3 – на Большом Кронштадтском рейде;

- Фарватер № 1 – Большой Корабельный фарватер;

- Фарватер № 2 – Кронштадтский Корабельный фарватер (от действующего Санкт-Петер­бур­г­ского приемного буя до буев №№ 23-24) и Санкт-Петер­бург­ский морской ка­нал (от буев №№ 23 - 24 до Невских работ);

- Фарватер № 7 – фарватер Кронштадт-Ломоносов;

- Фарватер № 8 – фарватер подходной к Сидоровскому каналу;

- Фарватер № 9 – фарватер Ломоносов – Санкт-Петербург;

- Фарватер № 10а – фарватер Санкт-Петербург – Кронштадт (от Петровского канала);

- Фарватер № 106 – фарватер Санкт-Петербург – Кронштадт (от Корабельного канала);

- Фарватер № 11 – фарватер Санкт-Петербург – Петродворец;

- Фарватер № 13 – фарватер Санкт-Петербург – Зеленогорск;

- Фарватер № 14 –фарватер к Сестрорецку;

- Фарватер № 15 – фарватер Кронштадт - Петродворец;

- Фарватер № 16 – фарватер Петродворец - Зеленогорск;

- Фарватер № 16а – соединительный фарватер;

- Санкт-Петербургский морской канал;

- Второй (западный) канал гавани базы Литке;

- Канал грузового района Бронка;

- Канал базы Горская;

- Многофункциональный рейдовый комплекс в районе пересечения фарва­тера 16а с Санкт-Петербургским морским каналом (п. 4.1.5. Обязательных поста­нов­лений).

Схема судовых путей и специальных районов на подходах к порту Санкт-Пе­тер­бург в западной части Невской губы представлена в приложении В.

Всем мореплавателям рекомендуется точно придерживаться фар­ватеров и сис­тем разделения движения, указанных в Режиме пла­вания, используя все имею­щиеся в их распоряжении средства для наиболее точного определения места судна, и с воз­можно большей точностью учитывать поправки на дрейф и снос под влиянием вет­ра и течения.

Как видно из приложения В рассматриваемый район насыщен различными ре­жимными районами, зонами и специальными полигонами, что создает дополни­тель­ные сложности при плавании судов.

Особо следует отметить вопрос о наличии и состоянии минной опасности в Финском заливе.

В связи с возрастающими объемами перевозок нефти и нефтепро­дуктов в Фин­ском заливе Минтранс России неоднократно поднимал вопрос о наличии и состоянии минной опасности в этом районе.

Согласно книге «Режим плавания судов в Балтийском море и Ладожском озере. (Сводное описание)», адм. № 4241, весь Финский залив объявлен «Бывшим опасным от мин районом, открытым для плавания» (район № 147). В связи с этим на плавание кораблей и судов в этом рай­оне введено ограничение: «Кораблям 1 и 2 ранга, подводным лод­кам всех классов, пассажирским судам, судам с опасными грузами, буксирам, осуществляющим сложные буксирные операции, плава­ние в средней части Финского залива от меридиана острова Сескар до меридиана 25° 30' Е (мыс Юмин­да­нина) в темное время суток вследствие остаточной минной опасности НЕ РЕКО­МЕН­ДУЕТСЯ». Наличие такого предупреждения существенно влияет на плавание судов в действующие и строящиеся порты.

В соответствии с решением совместного совещания Минтранса России, ФПС и ВМФ от 22.06.2001 г. (п. 4 Протокола) по поручению Минтранса России ФГУП 24 ЦНИИ МО РФ совместно с ЗАО «ЦНИИМФ» была выполнена работа «Оценка со­вре­менного состояния минной опасности в восточной части Финского залива и выра­бот­ка практических рекомендаций по обеспечению безопасного плавания в бывших опас­ных от мин районах».

В работе сделано заключение о целесообразности отмены указан­ного ограни­че­ния плавания судов в рассматриваемом районе. Тем не менее, до настоящего времени эти ограничения не сняты и кор­ректура в Режим плавания, морские навигационные кар­ты и другие пособия не внесена.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: