Невская губа мелководна, берега ее окаймлены подводными и надводными камнями, в средней части губы имеется много банок и затонувших судов.
Глубины в Невской губе от устья реки Нева до о. Котлин постепенно увеличиваются от 2 до 6 м. Грунт в губе преимущественно мелкий песок, и только в западной, наиболее глубоководной ее части встречается ил и крупный песок.
По Невской губе проходит Санкт-Петербургский морской канал, ведущий к порту Санкт-Петербург. К гаваням и бухтам, оборудованным у берегов губы, ведут углубленные фарватеры и каналы. Для входа в Невскую губу и выхода из нее служит Кронштадтский Корабельный фарватер (действующий).
Плавание по фарватерам и каналам в любое время суток обеспечивается береговыми и плавучими средствами навигационного оборудования (СНО). Кроме того, при плавании в Невской губе ориентирами могут служить трубы, мачты, здания и купола церквей, возвышающиеся в населенных пунктах.
Навигационные опасности, расположенные вблизи судовых путей, ограждаются светящими и несветящими буями и вехами; для обеспечения плавания вблизи многих опасностей используются цветные секторы огней маяков и светящих знаков. Каналы, ведущие к гаваням и бухтам, как правило, оборудованы створами маяков, светящих знаков, огней и знаков и ограждаются светящими и несветящими буями, а также вехами.
Большая часть береговых средств навигационного оборудования действует в течение всего года.
Плавучие предостерегательные знаки (ППЗ) на зимний период в зависимости от ледовой обстановки убираются и частично заменяются сигарообразными буями, о чем заблаговременно объявляется в Извещениях мореплавателям (ИМ).
Подробные сведения о средствах навигационного оборудования приводятся в книге «Огни и знаки Балтийского моря. Берега России, Эстонии, Латвии и Литвы» (Адм. № 2201).
На подходах и акватории порта Санкт-Петербург, согласно информации Администрации Морского порта действует 287 единиц различных зрительных средств навигационного оборудования. Из них 109 единиц СНО (13 створных знаков, 14 береговых знаков, 81 плавучий предостерегательный знак) находятся в оперативном управлении Санкт-Петербургского филиала ФГУП «Росморпорт», 178 единиц СНО (8 маяков, 25 береговых навигационных знаков, 145 плавучих предостерегательных знаков) находятся в оперативном управлении Гидрографической службы Ленинградской военно-морской базы (ГС ЛенВМБ).
Надежным способом точного определения места в рассматриваемом районе является координирование при помощи глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) ГЛОНАСС/GPS в дифференциальном режиме. Контрольно-корректирующая станция (ККС) расположена на мысе Шепелевский. По данным опытной эксплуатации станции точность определения места судна в рассматриваемом районе равна 3-5 м. Схема зон действия ККС ГЛОНАСС/GPS в Финском заливе приведена в приложении Г.
Согласно требованиям Международной конвенции СОЛАС-74 (Глава V, Правило 19, раздел 2.1, пункт 6), с июля 2002 г. все суда независимо от размера должны иметь приемник глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС).
Режим плавания
Плавание судов в восточной части Финского залива является регулируемым и обеспечивается существующей системой установленных путей движения судов (УПДС), определяющей расположение систем разделения движения, рекомендованных путей, фарватеров, каналов и особых районов, а также мерами, направленными на снижение рисков плавания. Все упомянутые пути и районы нанесены на навигационных морских картах, границы районов и указания об особенностях плавания в них приведены в следующих изданиях Гидрографической службы ДКБФ:
- Режим плавания в Балтийском море и Ладожском озере (Сводное описание). Адм № 4241. 1997 г. с корректурой (далее Режим плавания);
- Описание мерных линий, девиационных и радиодевиационных полигонов Балтийского моря от порта Ленинград до порта Росток. Адм. № 4242. 1984 г. с корректурой.
Рассматриваемый район и подходы к нему полностью лежат в границах следующих режимных районов:
- район № 147 - бывший опасный от мин район, открытый для плавания;
- район № 156 - район прокладки подводных кабелей и трубопроводов;
- район № 351 - район опасный в навигационном отношении.
В самом районе и в непосредственной близости от него находится сложная система элементов УПДС, которая включает в себя специальные районы, полигоны, фарватеры и каналы:
- Кронштадтская крепостная зона;
- Район строительства защитных сооружений;
- Район № КР-105 - район учений и боевой подготовки ВМФ РФ;
- Районы №№ 69а, 696 и 110 – районы запретные для плавания;
- Районы №№ 221 и 222 – районы затопления взрывчатых веществ;
- Район № 300 и три района без номера – районы свалки грунта;
- Район № 321 – район для лова рыбы;
- Девиационный полигон на Красногорском рейде;
- Радиодевиационный полигон на Красногорском рейде;
- Красногорская мерная линия;
- Район якорной стоянки № 1 – в Невской губе;
- Район якорной стоянки № 2 – на Восточном Кронштадтском рейде;
- Район якорной стоянки № 3 – на Большом Кронштадтском рейде;
- Район якорной стоянки № 4 – на Красногорском рейде;
- Район якорной стоянки № 5 – в северо-восточной части Финского залива, к юго-востоку от мыса Флотский;
- Район якорной стоянки № 5а – в северо-восточной части Финского залива, к юго-западу от мыса Песочный;
- Район ожидания № 1 – на Красногорском рейде;
- Район ожидания № 2 – на Восточном Кронштадтском рейде;
- Район ожидания № 3 – на Большом Кронштадтском рейде;
- Фарватер № 1 – Большой Корабельный фарватер;
- Фарватер № 2 – Кронштадтский Корабельный фарватер (от действующего Санкт-Петербургского приемного буя до буев №№ 23-24) и Санкт-Петербургский морской канал (от буев №№ 23 - 24 до Невских работ);
- Фарватер № 7 – фарватер Кронштадт-Ломоносов;
- Фарватер № 8 – фарватер подходной к Сидоровскому каналу;
- Фарватер № 9 – фарватер Ломоносов – Санкт-Петербург;
- Фарватер № 10а – фарватер Санкт-Петербург – Кронштадт (от Петровского канала);
- Фарватер № 106 – фарватер Санкт-Петербург – Кронштадт (от Корабельного канала);
- Фарватер № 11 – фарватер Санкт-Петербург – Петродворец;
- Фарватер № 13 – фарватер Санкт-Петербург – Зеленогорск;
- Фарватер № 14 –фарватер к Сестрорецку;
- Фарватер № 15 – фарватер Кронштадт - Петродворец;
- Фарватер № 16 – фарватер Петродворец - Зеленогорск;
- Фарватер № 16а – соединительный фарватер;
- Санкт-Петербургский морской канал;
- Второй (западный) канал гавани базы Литке;
- Канал грузового района Бронка;
- Канал базы Горская;
- Многофункциональный рейдовый комплекс в районе пересечения фарватера 16а с Санкт-Петербургским морским каналом (п. 4.1.5. Обязательных постановлений).
Схема судовых путей и специальных районов на подходах к порту Санкт-Петербург в западной части Невской губы представлена в приложении В.
Всем мореплавателям рекомендуется точно придерживаться фарватеров и систем разделения движения, указанных в Режиме плавания, используя все имеющиеся в их распоряжении средства для наиболее точного определения места судна, и с возможно большей точностью учитывать поправки на дрейф и снос под влиянием ветра и течения.
Как видно из приложения В рассматриваемый район насыщен различными режимными районами, зонами и специальными полигонами, что создает дополнительные сложности при плавании судов.
Особо следует отметить вопрос о наличии и состоянии минной опасности в Финском заливе.
В связи с возрастающими объемами перевозок нефти и нефтепродуктов в Финском заливе Минтранс России неоднократно поднимал вопрос о наличии и состоянии минной опасности в этом районе.
Согласно книге «Режим плавания судов в Балтийском море и Ладожском озере. (Сводное описание)», адм. № 4241, весь Финский залив объявлен «Бывшим опасным от мин районом, открытым для плавания» (район № 147). В связи с этим на плавание кораблей и судов в этом районе введено ограничение: «Кораблям 1 и 2 ранга, подводным лодкам всех классов, пассажирским судам, судам с опасными грузами, буксирам, осуществляющим сложные буксирные операции, плавание в средней части Финского залива от меридиана острова Сескар до меридиана 25° 30' Е (мыс Юминданина) в темное время суток вследствие остаточной минной опасности НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ». Наличие такого предупреждения существенно влияет на плавание судов в действующие и строящиеся порты.
В соответствии с решением совместного совещания Минтранса России, ФПС и ВМФ от 22.06.2001 г. (п. 4 Протокола) по поручению Минтранса России ФГУП 24 ЦНИИ МО РФ совместно с ЗАО «ЦНИИМФ» была выполнена работа «Оценка современного состояния минной опасности в восточной части Финского залива и выработка практических рекомендаций по обеспечению безопасного плавания в бывших опасных от мин районах».
В работе сделано заключение о целесообразности отмены указанного ограничения плавания судов в рассматриваемом районе. Тем не менее, до настоящего времени эти ограничения не сняты и корректура в Режим плавания, морские навигационные карты и другие пособия не внесена.