Рассматриваемый район (за исключением проектируемого Западного Кронштадтского фарватера) находится в границах акватории порта Санкт-Петербург.
В соответствии со ст. 1.3. действующих Обязательных постановлений Администрации Морского порта Санкт-Петербург: «...МАП СПб осуществляет государственный контроль за соблюдением национального законодательства и международных договоров Российской Федерации по вопросам безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море, предупреждения загрязнения окружающей природной среды и организует управление движением судов, а также информационное, лоцманское, буксирное и ледокольное обеспечение мореплавания».
Согласно требованиям действующих международных и национальных документов, регулирующих обеспечение международного торгового мореплавания, в рассматриваемом районе должны быть созданы условия и возможности плавания торговых судов под любым флагом. Должны учитываться требования международных нормативных документов к оборудованию судов и береговых объектов средствами навигации, связи и радиолокации, в том числе и предусмотренными требованиями Главы V Конвенции СОЛАС-74. Это позволит в полной мере использовать штатное судовое оборудование. При этом система обеспечения безопасности мореплавания должна быть адекватной существующим условиям и экономически целесообразной.
Схема организации движения судов в рассматриваемом районе является частью общей схемы организации движения судов в восточной части Финского залива, где действует и расширяется Региональная система безопасности мореплавания (РСБМ), предназначением которой является надежное управления движением всех судов и предотвращение загрязнения окружающей среды посредством решения следующих задач:
- рациональное распределение судопотока путем создания фарватеров, каналов, мест расхождения и районов якорной стоянки судов достаточной ширины и глубины, обеспечивающих плавание судов по всему маршруту и поддержание их заявленных габаритов;
- возможность непрерывного высокоточного местоопределения судов, гарантирующего их нахождение в отведенных полосах движения при любых условиях видимости;
- информационное обеспечение судов навигационной и гидрометеорологической информацией по региону;
- контроль за местоположением судов и соблюдением ими режима плавания, оказание помощи при затруднениях с определением места, а также в аварийных ситуациях;
- высокую эффективность операций при поиске и спасании, а также при ликвидации последствий аварий;
- надежную радиосвязь между всеми участниками движения и береговыми службами, а также Морским спасательно-координационным центром (МСКЦ);
- введение нормативных актов (Правил плавания), определяющих обязанности участников движения с учетом маневренных характеристик судов, характера перевозимого груза и возможностей служб обеспечения мореплавания (информационной, лоцманской, буксирной, ледокольной и др.)
Система обеспечения безопасности мореплавания включает в себя следующие элементы:
- систему установленных путей движения судов (УПДС);
- систему средств навигационного оборудования (СНО);
- систему управления движением судов (СУДС) и морской радиосвязи;
- правила плавания;
- лоцманское, буксирное, ледокольное и др. обеспечение.
Правила плавания
Рассматриваемый район проектирования расположен в границах порта Санкт-Петербург, где надзор за безопасностью плавания всех судов и плавучих средств, контроль за соблюдением национального законодательства и международных договоров Российской Федерации по вопросам торгового мореплавания, соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта, за лоцманской службой и системой управления движением судов осуществляет капитан порта Санкт-Петербург.
Плавание судов на акватории, в части установления путей и правил движения по ним, регламентируется «Обязательными постановлениями Морской администрации порта Санкт-Петербург» издания 2003 г.
Ниже приводятся основные положения этого документа, регулирующие плавание судов.
Порт принимает суда с размерами, не превышающими любой из следующих параметров:
- длина – 260,0 м;
- ширина – 40,0 м;
- осадка – 11,0 м (на пресную воду).
Вход в порт и выход их порта судов с размерами, превышающими указанные выше, возможен только с письменного разрешения капитана порта.
На акватории порта установлен регулируемый порядок движения.
Фарватер № 2 является главным фарватером. Суда, следующие по главному фарватеру, пользуются преимущественным правом движения.
Суда, выходящие из боковых фарватеров на главный, должны уступить дорогу судам, следующим по главному фарватеру.
В зависимости от габаритов судов, груза и метеоусловий установлено одностороннее движение:
- для судов длиной более 130 м (пассажирских и грузовых в балласте) при боковом ветре скоростью свыше 10 м/с – от Приемного буя до входа в закрытую часть Санкт-Петербургского Морского канала;
- для пассажирских судов длиной более 150 м и всех других судов длиной более 155 м - на всех участках движения.
В конкретных условиях и обстоятельствах для проводки конкретного судна может быть введено одностороннее движение и на других участках акватории или разрешено двустороннее движение на участках одностороннего движения.
Скорость движения судов не должна превышать:
- на ККФ (действующем) от СПб приемного буя до буев №№ 9 и 10-12 узлов;
- от буев №№ 9 и 10 на ККФ до защищенной дамбами части СПб МК – 10 узлов.
Капитан судна вправе увеличить скорость своего судна для предотвращения непосредственной опасности с немедленной информацией об этом ПРДС.
При видимости менее 2 миль движение судов с опасными грузами, за исключением портовых буксировщиков, запрещается.
Движение по СПб Морскому каналу судов длиной более 150 м в балласте при скорости ветра свыше 10 м/с запрещено.
При усилении ветра до 22 м/с движение всех судов на акватории порта прекращается.
На акватории порта и прилегающих водах управление движением судов осуществляет Служба управления движением судов (СУДС), действующей под руководством Центрального поста Инспекции Государственного надзора порта.
СУДС определяет очередность и назначает время начала движения судов, подавших заявки, о чем информирует капитанов судов. По запросу капитанов судов СУДС дает рекомендации по обеспечению безопасности плавания по акватории порта, навигационную и гидрометеорологическую информацию.
Лоцманская проводка и лоцманское обслуживание, включая постановку на якорь и съемку с якоря, при плавании по всем фарватерам и каналам Финского залива к востоку от меридиана Санкт-Петербургского приемного светящего буя является обязательной и осуществляется круглосуточно.