Встреча с «неземным существом»




АЛЕКСЕЙ САВРАСОВ: «А ДУША ЕСТЬ ТОЛЬКО В «ГРАЧАХ»»

(1830-1897)

Литературное расследование жизни и творчества русского художника к 24 мая -190 - летию со дня его рождения. История создания одного шедевра

«…есть Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но всё это - деревья, вода, и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»»

Иван Крамской

 

Алексей Саврасов - художник большого дарования и трагической судьбы. В историю русской живописи он вошел как создатель русского лирического пейзажа, полного грусти и любви к России.

Конечно, и до Саврасова в России были пейзажисты. Но их произведения более походили на копии итальянских и французских пейзажей, и не имели ничего общего с родиной, русским духом. Именно Саврасов первым показал, как прекрасен серый весенний день, грязные русские дороги и мокрые поля. В 1871 году он выставил на Передвижной выставке небольшую картину «Грачи прилетели». Теперь эта картина вошла в нашу жизнь наравне со стихами Пушкина и музыкой Чайковского.

Алексей Саврасов окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он подавал большие надежды, его работы хвалила дочь государя, великая княгиня Мария Николаевна. Преподавал в училище, писал картины, имел учеников, коллеги его ценили. Вошел в правление Товарищества передвижных художественных выставок, стал кассиром-распорядителем его московского отделения. Совершил тур по Европе, вместе с женой побывал на Всемирной выставке в Лондоне, повидал Париж, задержался в Швейцарии.

Биография вполне обычная для художника. Однако, почему Алексей Саврасов изменил букву в отцовской фамилии? Чем она ему не нравилась?

Зачем совет училища решил у него, академика живописи, отобрать казенную квартиру? Отчего это распоряжение было воспринято Саврасовым как оскорбительное?

Зачем он снял дорогую квартиру, стоившую семьсот рублей в год, если знал, что уже через несколько месяцев договор придется расторгнуть?

Какие отношения связывали художника с Исааком Левитаном и Константином Коровиным? Что значили в его судьбе женские имена Софьи Карловны Герц и Екатерины Матвеевны Моргуновой?

Почему размеренную жизнь в Ярославле он считал миражом? По какой причине его оставила жена?

Отчего Саврасов, художник огромного дарования, жил как птица небесная, скитался по дешевым квартирам и ночлежкам, беспробудно пил и, жалуясь на жизнь, говорил:

«Всем чужие мы, и своим я чужой… Дочерям чужой. Кругом темный, страшный подвал, и я там хожу…».

Что означали его слова: «… я полюбил горе. Полюбил унижение ».

Как так получилось, что Алексей Саврасов, создатель русского пейзажа, умер в больнице для бедных? И догадывался ли он при жизни о том, что картина «Грачи прилетели» станет главной работой его жизни?

Давайте проведем свое небольшое литературное расследование, посмотрим репродукции картин художника, документальный фильм под названием «История одного шедевра» из цикла «Третьяковская галерея» и вместе попробуем ответить на все эти вопросы.

 

Пятьдесят картинок - вот тебе и корова!

 

Алексей Саврасов вырос в мещанской семье. Его отец, Кондратий Артемьевич Соврасов, торговал то глазетом, то шнуром и кистями и никак не мог пробиться в купцы третьей гильдии. Саврасовым будущий художник станет позже -отцовская фамилия звучала чересчур простонародно.

С детства мальчик любил рисовать, но папаша бумагомарания не одобрял: ему хотелось, чтобы Алешка пошел по торговой части. Но рукоприкладством Кондратий Артемьевичне грешил, был рассудителен и отходчив.

На Никольской, там, где расположились ряды книготорговцев, за рисунки сына давали по полтиннику. Этот факт произвел на него большое впечатление. Один рисунок - полтинник, а двенадцать картинок приносят шесть рублей! За двадцать пять рублей можно купить коровенку...

Хорошень­ко все обмозговав, отец махнул на сына рукой - пусть рисует, глядишь, какой-нибудь толк из этого и выйдет. И Алек­сей Саврасов определился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а там его дела пошли на лад.

 

Встреча с «неземным существом»

 

Софье Кар­ловне, в девичестве Герц, в это время давно пора было быть замужем, но все не складывалось: девица она была видная, но с норовом. Барышня выросла в весьма при­личной семье: у отца были завод по распилке красного дерева, мебельная фабрика и большой каменный дом. И много детей - три сына и три дочери. Родители дали им всем прекрасное об­разование.

Предки Софьи Карловны по отцу пе­ребрались в Россию из Швеции. Отец ее матери был известным московским ар­хитектором: он построил первый кадет­ский корпус. Брат Софьи учился вместе с Саврасовым - он и пригласил приятеля в их дом. Стройная улыбчивая барышня показалась Алексею красавицей. Его, привыкшего к дешевым квартирам, пропахшим щами, поразил двухэтажный особняк с широкой внутренней лестницей, хрустальными люстрами, картинами, лаковым паркетом, дорогой мебелью и вышколенной прислугой.

Он не знал, как сесть и взять чашку, не умел разговаривать с барышнями и чувствовал себя олухом. А когда чаи был выпит, все перешли в гостиную, и Софья села за рояль (позже ему объяснили, что она играла вариации на темы Моцарта), Алексей Саврасов почувствовал, что у него кружится голова. Это был необыкновенный вечер, а барышня Герц казалась ему неземным, волшебным существом.

Так началась его любовь - не слишком пылкая, но удивительно крепкая. Через восемь лет Алексей Саврасов, только что ставший преподавателем Училища живописи, ваяния и зодчества и титулярным советником, повел Софью Герц под венец. Он тогда был удачлив, несколько лет назад ему присвоили звание академика живописи, а ее жизнь шла по одному и тому же кругу: Софья Карловна и ее сестры преподавалив принадлежавшем им пансионе. Помещался он в родительском доме.

Позади осталась пора неловких ухаживаний, встреч на даче в Кунцеве, разговоров ни о чем. Он мог обеспечить семью, и Софья пошла за него с радостью: прощайте, пансион и до смерти надоевшие ученицы, теперь отвечать за ее судьбу будет ее муж.

Он талантливый художник -об этом говорят все, недаром его сразу после училища приметила дочь государя, великая княгиня Мария Николаевна. И человек он хороший - добрый, порядочный, обязательный.

У нее будет какое-никакое положение: жена известного художника. А это немало -особенно если учесть, что Софья была на четыре года старше мужа и обвенчалась с ним в таком возрасте, когда злые языки называют засидевшихся в девичестве барышень старыми девами.

 

Щелчок по носу

Первые годы все у них было хорошо, ничего тревожного не происходило.

Казенная квартира, в которой Саврасов жил с семьей, была тесноватой, с низкими потолками, кухня располагалась внизу, и Матрене, прислуге на все руки, приходилось сновать с блюдами туда-сюда по лестнице. Но это был их дом, обустроенный и любимый, поэтому решение совета училища - освободить квартиру - выглядело оскорбительным. К тому же оно наносило непоправимый удар по семейному бюджету: училище платило Саврасову 600 рублей в год, плохонькая квартира обойдется в 250, а где их взять?

Алексей Кондратьевич не понимал, за что с ним так обошлись: секретарь со­вета сказал, что у него мало учеников, но ведь это дело наживное. Вот только по­править уже ничего не удастся: сейчас в его классе пять учеников, на следующий год, глядишь, станет пятнадцать - но квартиру-то все равно не вернут.

Софья Карловна командовала Матреной, завязывала вещи в узлы, дулась и чувствовала себя глубоко несчастной - здесь все было обустроено ее руками. Куда девать заполонившие все подоконники цветы, оплетший дверные карнизы плющ -она приспособила его вместо занавесок

Она сердилась, что ее муж неисправим. Все бы хорошо, если бы не его неумение ладить с людьми: что ему стоило быть поприветливее с секретарем совета Московского художественного общества господином Собоцинским? Теперь семейный бюджет усох почти наполовину, сумеет ли Алексей залататьэту дыру выручкой от продажи своих картин? Конечно же, нет. Он ведь не портретист, а кому сейчас нужны пейзажи? Заказчиков можно пересчитать по пальцам, хорошие деньги дает только Третьяков.

Случилась катастрофа, и как с ней справиться, Софья Карловна не понимала. Тем не менее, она приглядела квартиру в доме князя Друцкого - выходило дороговато, зато комнаты были очень приличными….

А Саврасову мешали думать унижение и злость: жизнь в первый раз незаслуженно и больно щелкнула его по носу, и он не желал с этим мириться. Ведь до сих пор она его баловала...

 

Ярославский мираж

 

Когда муж сообщил ей, что собирается взять в училище пятимесячный отпуск и вместе с семьей уехать на зиму и весну в Ярославль писать пейзажи, Софья Карловна не особенно протестовала. В декабре они выехали из Первопрестольной. В Ярославле они устроились превосходно. С утра муж уходил на этюды, к обеду возвращался домой. Темнело рано, и они зажигали керосиновые лампы, долго сидели за чаем, сумерничали, разговаривали.

В январе морозы спали, и Софья Карловна выходила с дочерьми на прогулку по крутому волжскому берегу, не обращая внимания на по-весеннему сырой, пронизывающий до костей ветер. Муж просил ее быть осторожнее, но ветер свое дело уже сделал - Софья Карловна стала покашливать.

Размеренную ярославскую жизнь портило лишь то, что она была миражом, и оба это понимали. Пройдет зима, минует весна - и наступит пора возвращаться в Москву, а там все пойдет по-прежнему…

К тому же было то, о чем супруги не говорили: их первая дочь, родившаяся через год после свадьбы, умерла. Умер сын Анатолий, умерла и другая дочь, маленькая Надя. Как пройдут очередные роды? Что станется с ребенком? Тревога не отпускала, и не напрасно.

В феврале Софье Карловне подошло время рожать, и тут кашель перешел в жестокую простуду с лихорадкой и высокой температурой. Роды оказались преждевременными. Мать ярославские врачи спасли, но девочка прожилавсего несколько дней - так Саврасовы потеряли своего четвертого ребенка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: