Поскольку большинство людей ежедневно работает по 7-8 часов и более, высока вероятность того, что удовлетворенность работой взаимосвязана с удовлетворенностью жизнью в целом. Это на самом деле так: корреляция между ними, о чем свидетельствует анализ Тейта с соавторами (Тай еЬ а1., 1989), в среднем составляет 0,44. Она выше у мужчин, пожилых работников, у тех, кто больше поглощен работой, у людей, чьи доходы или уровень образования выше, а также работающих на себя (\Уагг, 1999). Для этих людей работа особенно важна.
Если существует взаимосвязь между удовлетворенностью работой и жизнью в целом (или какими-то ее сферами), что оказывается причиной и следствием? Лонгитюдные исследования, с использованием метода статистического моделирования, продемонстрировали, что удовлетворенность работой и удовлетворенность жизнью взаимно влияют друг на друга, однако более выражено воздействие второй переменной на первую, а не наоборот (Неас1еу & \Уеапп§, 1992; ^с^е & Д^аСапаЬе, 1993).
Такую взаимную обусловленность объясняет «гипотеза перелива». В некоторых исследованиях установлено: удовлетворенность семейной жизнью влияет на удовлетворенность работой, и наоборот. Данная теория имеет больше подтверждений, чем иные альтернативные точки зрения, например, об отсутствии вообще какой-либо связи между двумя переменными или о феномене компенсации (т. е. возможности предсказать, что семейная жизнь будет лучше, когда удовлетворенность работой низка). Весьма вероятно, что работа и другие сферы жизни обладают множеством общих черт (связанных с дружескими отношениями, статусом и особенностями личности), следовательно, удовлетворенность трудовой и прочими областями жизни соотносится с удовлетворенностью жизнью в целом (Ыеаг е1 а1., 1980). Это процесс «сверху вниз», но есть и противоположный ему — «снизу вверх», в соответствии с которым радостное принятие работы оказывает определяющее влияние на общую удовлетворенность.
|
Источники удовлетворенности работой
Заработная плата
Влияние заработной платы на степень удовлетворенности работой отражает более широкий вопрос о роли дохода для ощущения счастья, который рассматривается в главе 9. В целом корреляция между оплатой труда и удовлетворенностью работой низка (как правило, от 0,15 до 0,17), так что первая не может быть принципиальной причиной второй. Для европейцев заработная плата значительно более слабый фактор удовлетворенности трудовой деятельностью, чем хорошие рабочие отношения и содержание работы (С1агк, 1998а).
Вместе с тем члены рабочих коллективов нередко сравнивают свой доход с заработками прочих людей и остаются весьма довольными, если получают больше, чем, по их мнению, зарабатывают другие. Они очень озабочены вопросами справедливости, т. е. их очень волнует, не получают ли они меньше, чем сотрудники аналогичных профессий. В одном американском исследовании установили, что линейные начальники, получающие свыше $12 000, были более удовлетворены, чем президенты компаний, зарабатывающие менее $49 000 (Ьа\у1ег & РоЛег, 1963). В главе 9 будет показано: удовлетворенность оплатой и работой слабее у тех, кому платят меньше, чем представителям аналогичной профессии, или у тех, кто считает получаемую зарплату несправедливой.
|
Денежный фактор играет в выборе профессии небольшую роль, важнее способности, интересы и ценности. Некоторые люди не испытывают потребности работать за деньги: например, добровольцы, волонтеры. Установлено, что они получают от своей работы не меньше, а иногда даже больше удовольствия, чем те, труд которых вознаграждается деньгами (РигпЬат & Аг§у1е, 1998).
Хотя заработная плата — незначительный фактор удовлетворенности работой и выбором профессии, широко распространено мнение, что она крайне важна: рядовые сотрудники, профсоюзы, правительства и политики уделяют этому вопросу довольно много внимания. Можно было бы сказать, что они заблуждаются, преувеличивая значение уровня оплаты труда. Однако проблемы различий в оплате и ее изменения оказываются крайне важными и трудными.
Характер работы
Разные занятия существенно различаются по тому удовольствию, которое они доставляют людям. Один из показателей — количество ответивших, что снова выбрали бы эту же работу. Блаунер (В1аипег, 1960) установил, что доля таких варьируется от 91 % у математиков до 16% у неквалифицированных рабочих сталелитейной промышленности (табл. 7.2).
Таблица 7.2 Доля работников, которые снова выбрали бы ту же работу, %
Математики | |
Юристы | |
Журналисты | |
Квалифицированные печатники | |
Квалифицированные работники автомобильной промышленности | |
Квалифицированные работники сталелитейной промышленности | |
Работники текстильной промышленности | |
Неквалифицированные рабочие автомобильной промышленности | |
Неквалифицированные работники сталелитейной промышленности |
Источник В1аипег, 1960.
|
Какие же особенности занятий делают их столь желанными или, наоборот, нелюбимыми? Прежде всего статус той или иной профессии, что, в свою очередь, подразумевает целый ряд аспектов: оплату, условия труда, фактически применяемые навыки. Однако анализ статуса разных видов работы показал, что в целом его корреляция с удовлетворенностью работой умеренная и составляет 0,18 (Напщ>е<: ее а1., 1984). Ноор (Иоог, 1995) установил, что трудовые перегрузки ведут к ослаблению ощущения счастья и усиливают стресс лишь у секретарей; у женщин-профессионалов статус работы смягчает воздействие этого источника стресса.
Хэкмен и Олдхем (Насктап & ОЫЬат, 1976) высказали мнение, что это зависит от осмысленности выполняемого задания, которая измерялась с учетом сочетания требуемых навыков, возможности увидеть результат своего труда, важности задания в совокупности с достаточным простором для действий и наличием обратной связи. Предполагалось: сильнее всего такая связь в деятельности работников, имеющих явную установку на то, что «рост требует усилий», т. е. желание выполнять мобилизующую и интересную работу. В 200 исследованиях было установлено, что удовлетворенность работой действительно коррелирует с перечисленными характеристиками (коэффициент корреляции с каждой из них равен примерно 0,30), но только в том случае, если оценку производит группа тех же работников и, особенно, если они нацелены на требующую усилий деятельность. Вместе с тем взаимосвязь слабее, когда свойства работы оценивает кто-то иной; оценки указанных характеристик на основе объективных критериев также позволяют выявить лишь достаточно умеренную зависимость (Зресйэг, 1997).
Еще одна известная теория — модель Карасека (Кагазек, 1979), согласно которой удовлетворенность работой зависит от сочетания рабочих требований и возможности управлять процессом. Сторонники подобной теории предположили: самая низкая степень удовлетворенности наблюдается, когда работа предъявляет к человеку высокие требования, а его контроль над процессом незначителен. Ван дер Деф и Маес (Уап с1ег Оое(& Маез, 1999) опубликовали данные метаанализа, рассмотрев 63 исследования, посвященные данной проблеме. Они пришли к выводу, что сочетание высоких требований и низкого контроля несомненно связано с низкой удовлетворенностью работой, невысоким субъективным благополучием и дистрессом. Однако лишь некоторые исследования подтвердили эффект личного контроля, смягчающего воздействие требований. В лонгитюдных обследованиях ничего подобного не наблюдалось; не выявлен этот эффект и среди женщин. Высокая социальная поддержка, как показывает опыт изучения, коррелирует с ослаблением напряжения, но опять-таки это не подтверждается большинством лонгитюдных исследований.
Варр (\\^агг, 1999) перечислил 10 характеристик любой работы, которые, по его мнению, создают ощущение благополучия (среди них и указанные выше). Его теория отличается тем, что определенные взаимосвязи показателей с общим благополучием не являются прямолинейными. Некоторые характеристики работы уподобляются витаминам С и Е, которые несколько улучшают здоровье, после чего дополнительные дозы уже не оказывают никакого благотворного воздействия: заработок и материальные условия труда могут быть отнесены именно к этой категории. Другие характеристики работы сравниваются с витаминами Аи О: в этом случае существует некоторая оптимальная доза, избыток же принесет только вред. К этой группе относится 6 характеристик: возможности управления, применение навыков, предъявляемые к работе требования, разнообразие операций, определенность внешней среды и возможности общения между людьми. Де Джонж и Шауфели (Бе,1оп8е & ЗЬаиГеН, 1998) нашли подтверждение некоторым из этих закономерностей.
Перечисленные переменные отчасти объясняют, почему конвейерные методы и технологии массового производства ранее встречали со стороны работников отторжение. Тогда рабочий почти не мог лично контролировать процесс, а перечень необходимых навыков не отличался разнообразием. Вдобавок к этому труд был крайне монотонным, рабочий должен был повторять мельчайшие операции — в некоторых случаях каждые 3 секунды (Аг§у1е, 1989).
Подчас труд на промышленных предприятиях становится источником серьезного физического стресса. Шахтеры, работники сталелитейных производств, рабочие, занятые на нефтяных буровых вышках, водолазы и др. трудятся в опасных, грязных, шумных, жарких условиях, выполняют работу, которая требует больших физических усилий или даже вредна для здоровья. Эти особенности негативно сказываются на всех аспектах благополучия. Многие из упомянутых или опасных видов работы исчезли, людей заменили машины; прэтому в настоящее время характер труда быстро изменяется.
Галли и соавторы (СаШе ег. а1., 1998) исследовали перемены, произошедшие в специфике работы в Великобритании. Они подчеркивают: повсюду существенно увеличилось число используемых навыков (это связано с расширением передовых технологий) и все большему числу людей требуются социальные навыки. Уровень занятости нестабилен, особенно среди мужчин. Многие работники заняты на временных работах: в США их доля составляет 25%, и это число стремительно растет. Удовлетворенность работой у них намного слабее, чем у занятых постоянно и у выполняющих временную работу добровольно (Кгаизе е(а1., 1995).
Применение новых технологий может отрицательно повлиять на удовлетворенность работой. Корунка и соавторы (Когипка е1 а1., 1995) считают, что введение компьютеров ведет к снижению удовлетворенности у сотрудников, имеющих невысокую квалификацию, которые выполняют достаточно скучную работу; а у работников высокой квалификации, наоборот, степень удовлетворенности возрастает, особенно если они принимают участие в нововведениях.
Немало офисных работников из филиалов организаций, например банков, были переведены в так называемые са//-центры, где они работают за компьютерами. Компьютеризация позволяет экономить деньги, однако в то же время появляется утомительная работа, сужается свобода действий и существенно уменьшается число социальных контактов (СаШе е4 а1., 1998).