Теория и методика этнохудожественного образования




Этнохудожественное образование представляет собой процесс усвоения знаний и навыков в области народной художественной культуры.

В систему этнохудожественного образования входят:

- дошкольные учреждения-

- школы

- учреждения дополнительного образования

- средние и высшие специальные учебные заведения –

- система переподготовки и повышения квалификации специалистов культуры и образования.

Основными задачами этнохудожественного образования являются процессы сохранения и развития в современном российском обществе лучших отечественных художественно-просветительных и национально-культурных традиций, самобытных явлений народного художественного творчества; приобщение широких слоев населения к фольклору, шедеврам классического и современного искусства; развитие массовых форм художественного воспитания, образования и творчества; межнациональное и международное культурное сотрудничество в области изучения, сохранения и трансляции в современное мировое культурно-информационное пространство ценностей народного художественного творчества, а также многообразного художественного наследия народов России.

Этнохудожественное воспитание - это этнопедагогический процесс, направленный на воспитание этнической культуры личности, формирование и развитие этнокультурной компетентности, обладающий огромным педагогическим потенциалом и выполняющий эстетическую, психологическую, физиологическую функции для всестороннего развития личности.

Эхо – включает в себя три компонента:

1. Пропедевтический – это этнокультурное пространство, создаваемое в семье, учреждениях дошкольного образования, где осуществляется первое знакомство с историей народа, его культурой, национальными образами, ритуалами и обычаями.

2. Фундаментальный образовательный - этнохудож. образование учреждений общего и профессионального образования. Институциональная форма ЭХО.

3. Деятельностный – обеспечивается учреждениями системы дополнительного образования, социально-культурной сферы, центрами творчества.

Таким образом, этнохудожественное образование - это процесс и результат подготовки обучающегося к занятию профессиональным художественным творчеством, обеспечивающие осознание личностью необходимости национальной самоидентификации через освоение специальных знаний, умений и навыков в определенной области искусства и сохранение национальных особенностей художественной культуры. Задачи развития ЭХО в целостном педагогическом процессе должны решаться с учетом особенностей истории мировой и национальной художественной культуры, а также культуры данного региона, этнического состава его населения, распространенности тех или иных религиозных конфессий, традиций этнопедагогики и художественного образования, своеобразия традиционных форм сельского и городского быта, а также классического художественного наследия.

В таком широком контексте традиционная народная художественная культура предстает как сложное социально-культурное явление, взаимосвязанное со многими историческими пластами и современными
сферами жизни общества, а ЭХО - как один из факторов социально-культурного развития личности и социальных групп.

Важность национально-регионального компонента подчеркивается рядом правительственных и ведомственных документов.

Необходимость разработки национально-регионального компонента предусмотрена законом «О Федеральной программе развития образования», Этнокультурное образование становится одним из факторов сохранения национально-культурного наследия, интегрирования многополярной культуры народов России, обеспечения устойчивости социума и выполнения государственного "социального заказа" по межкультурной и духовной консолидации полиэтнического общества.

Динамическому развитию этнокультурного, в частности этнохудожественного образования во многом способствуют позитивные изменения в национально-государственной политике.

"Национальная доктрина образования" утверждена В.В. Путиным в 2000 г. На основе этого документа, определившего стратегические направления развития национального образования, в 2002 г. была разработана "Концепция художественного образования".

В концепции подчеркивается, что художественное образование направлено на развитие человеческой индивидуальности, включая ее социально-культурную и творческую стороны. Художественное образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.

Актуальность развития этнокультурного образования подчеркивается в других важнейших правительственных программах, а также в международных актах ЮНЕСКО. В частности, задача повышения роли традиционной культуры и национально-культурного наследия России в образовании рассматривается в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации".

Перед образовательными учреждениями поставлены следующие задачи этнокультурной направленности:

· развитие национальной культуры;

· воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

· развитие культуры межэтнических отношений и др.

Национальная культура народов обладает особыми и своеобразными возможностями в формировании у подрастающего поколения положительного эмоционально-ценностного отношения к миру, чувства патриотизма и интернационализма, нравственности, творческого мышления, эстетического идеала, готовности беречь и развивать народные художественные ремесла, традиции, обычаи.

Осмысление нхк в контексте духовно-нравственных ценностей и идеалов позволяет раскрыть её педагогический потенциал.

Под ценностями в педагогике подразумеваются элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые выражаются в личностных установках, свойствах и качествах, определяющих его отношение к обществу.

Термин «духовность» имеет разные значения, в том числе и религиозное. В энциклопедическом словаре понятие «духовность» рассматривается как «специфическое человеческое качество, идеальная потребность к познанию», «духовное познание», характеризующее мотивацию и смысл поведения личности». Духовно-нравственные ценности отражены во всём многообразии нхт закреплены в образах-идеалах русского народа и в произведениях искусства, основанного на фольклорных традициях.

Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта (Коменский, Выгодский, Ушинский, Макаренко и т.д.). Народный педагогический потенциал стал основой изучения науки – этнопедагогики. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.

В ходе этих исследований были выявлены духовно-нравственные ценности русской традиционной культуры, которые актуальны сегодня для решения проблем развития личности:

1.Ценостное отношение к матери, как главной святыни и к материнству как единству природного и духовно-нравственного начала.

2.Ценность семьи и традиционных семейных отношений, основанных на почитании предков.

3.Ценностное отношение к природе, которое отразилось в мифах, преклонение перед стихиями в культе растений и животных.

4.Ценность Родины, родной земли. Понимание земли, как кормилицы и главной святыни, которую необходимо беречь, охранять и защищать.

5. Ценность созидательного труда, как основы жизни и благополучия.

6.Ценность здорового образа жизни и одухотворённой красоты (понимание категорий добра, совести, стыдливости, милосердия, справедливости, целомудрия).

7. Ценностное отношение к человеку, воплощенное в идеалах на примере сказочных образов.

8. Ценности родного дома как связующего звена с родными, с землёй, родиной, окружающим миром.

Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизовал наиболее эффективные средства воздействия на личность. Поражает воображение дифференциация воспитательных средств, связанных с формированием вполне определенных черт личности. Обратимся, например, к загадкам, пословицам, песням, сказкам, играм, праздникам как средствам воздействия на личность ребенка.

Основная цель загадок - умственное воспитание, пословиц и песен - нравственное и эстетическое воспитание. Сказки же призваны содействовать совокупному решению задач умственного, нравственного и эстетического воспитания, сказка - синтетическое средство. Празднично-игровая культура - своего рода педагогика в действии, где все средства использовались в гармоничном единстве, в слаженной системе, где все элементы взаимосвязаны. В играх применялись и песни, и загадки, и сказки. Игра - это самая эффективная практическая педагогика, материализованная сказка.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из самых различных областей окружающей действительности, сопоставлять их свойства и качества; причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете (явлении) позволяло давать этому предмету всестороннюю характеристику. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. В то же время загадки о доброй славе, лжи, сплетне, горе, о жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, так или иначе призывающий молодежь к совершенствованию своих нравственных качеств. Высокопоэтическая форма загадок содействует эстетическому воспитанию. Таким образом, загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве с другими сторонами формирования совершенной личности.

То же самое следует сказать о пословицах и песнях.Цельпословиц - нравственное воспитание, песен - эстетическое.Одновременно пословицы призывают к труду, развитию ума и укреплению здоровья, но это делается опять под видом призыва к выполнению нравственного долга. Песни являются средством воздействия на чувства и сознание, но в них встречаются загадки и пословицы; кроме этого, есть и самостоятельные загадки-песни.

В охарактеризованных жанрах устного народного творчеств усматривается единство содержания и формы, цели и средства: в загадках умное - цель, прекрасное - средство, в пословицах нравственность - цель, прекрасное и умное - средство, в песнях прекрасное - цель, умное - средство. Сказки же, как было сказано выше, призваны привести в систему

Многочисленные весенние молодежные праздники были своеобразными формами эстетического воспитания и самовоспитания, средством проверки уровня и результатов этого воспитания.

В становлении этнохудож.образования огромное значение имеет опыт национального, духовно-нравственного, патриотического и художественно- эстетического воспитания, накопленный предшествующими поколениями.

Задолго до возникновения первых художественных учебных заведений определённые функции этнохуд.образования выполняли устное народное творчество, зодчество и архитектура, иконопись, дпи. В них материализовался целый комплекс эстетических, философских, нравственных представлений.

В 14-15 вв. такие города, как Владимир, Новгород, Суздаль, Полоцк становились центрами культуры – иконописной, хоровой, прикладной. Во многих русских городах были созданы приходские школы при храмах и монастырях. Вокруг некоторых монастырей образовывались профессиональные братства ремесленников. Национальное художественное образование осуществлялось и внеинституциональных формах нхт (домашние, семейные формы воспитания).

На этапе формирования Древнерусского государства были заложены основы средневековой системы образования с приоритетом духовных ценностей.

Реформы Петра 1, положили начало светскому и профессиональному направлению в образовании с учётом сословного положения родителей. В 17 в. в Москву прибыли западнорусские учителя, создавшие первые центры западнорусской учёности на основе греко-византийской и западноевропейской образовательных традиций.

В начале 19 века в России появляются негосударственные художественные школы А.В. Ступина (г. Арзамас), А.Г. Венецианова (Тверская губ.) и др. В них обучение строилось на академических принципах.

К середине 19 века российская педагогическая мысль была озабочена проблемой безнационального образования, бурно обсуждаются идеи патриотического, художественно-эстетического и национального воспитания.

М.В. Ломоносов сыграл заметную роль в истории становления этнохуд. образования. Он обратил внимание на воспитательные возможности фольклора и призывал учить детей «народным русским способом».

Одним из первых министров народного просвещения 19 в., обратившим внимание на катастрофическое положение по отношению к русскому языку был А.С. Шишков.

Также большой вклад в развитие этнох. образования внесли В.В. Даль, А.С. Пушкин, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, В. В. Розанов, Ф.М. Достоевский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.

В конце 19 века впервые на государственном уровне был поставлен вопрос о необходимости «ввести в народную школу русскую песню».

В начале 20 века начинает развиваться музыкально-просветительская педагогика. При Академии наук была учреждена Музыкально-этнографическая Комиссия (1901), деятельность которой была связана с созданием разветвлённой сети любительских хоров, организацией Союза любителей народной музыки и открытием хоровых и инструментальных классов в политехническом музее Москвы.

В России первым государственным художественным учебным заведением стала Академия художеств (1757).

В первые годы после Октябрьской революции создаются «трудовые школы», в которых большое внимание уделяется художественно-творческой деятельности. А в 1918 году выходит «Положение о трудовой школе». В этом документе актуализируется задача всеобщего эстетического воспитания и ознакомления детей и молодёжи с фольклором и народным музыкальным творчеством. Впоследствии открывается ряд специализированных учреждений, где изучение и занятие народным художественным творчеством переход от любительского к профессиональному, появляются музыкальные и художественные школы, училища и вузы.

Сегодня накоплен богатый теоретический и практический опыт российских и зарубежных учёных, по выявлению роли этнической культуры в развитии личности человека.

В исследованиях А.Григоряна изучены особенности развития нравственного сознания и поведения подростков в традиционной культуре.

Работы М.Егорова анализируют аспекты этнопедагогического диалога культур как средства нравственного формирования личности, воспитание толерантности.

Исследования Баклановой Т.И., Шпикаловой Т.Я, Ропацкой Л.А. в области развития личности на основе традиционных культур стали концептуальной основой разработки этнохудож. и культурно-образовательных программ.

В работах Т. Баклановой особое внимание уделяется обоснованию роли традиционной культуры в духовно-нравственном развитии, самопознании, самосовершенствовании и оздоровлении человека.

Шпикалова и Сокольникова разработали теоретические и методические основы освоения детьми народного творчества.

Проблемы этнох.образ. применительно к регионам изучают сегодня Долженкова М.И., Жиров М.С., Нестеренко А.В.

ВЫВОД!! Таким образом, развитие идеи этнохуд.образования в России проходило в сложных условиях. Русская традиционная культура долгое время не принималась во внимание в образовательной политике государства, но идеи воспитания подрастающего поколения на основе нхт пронизывают труды многих отечественных просветителей.

К настоящему времени сложились определённые направления в изучении нхк, берущие своё начало с 18-19 вв: культурно-просветительское, подразумевающие распространение видов и жанров фольклора в различных сферах современного общества; исследовательское, в русле которого нхт рассматривается как область искусства и науки; образовательное, где в центре внимания задача приобщения человека к национальной культуре.

Художественное-эстетическое воспитание является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной личности. Начавшись в раннем дошкольном возрасте, оно в дальнейшем содействует человеку в развитии его способностей. Важно сохранять преемственность системы художественного образования, чтобы на протяжении становления ребенка осуществлялось формирование мировоззренческих, эстетических, нравственных ценностей, а также творческих способностей.

В таком контексте происходящих сегодня изменений в образовании актуализируется переосмысление целей отечественного образования, функционирования и развития его подсистем, изменения традиционных представлений об их социальной сущности с учетом возрастания значения неформального образования, самообразования, повышения функциональной значимости социально-институализированных структур общества, обладающих образовательным потенциалом, расширяющем образовательную сферу: музеи, библиотеки, научно-образовательные, исследовательские и досуговые центры, лаборатории, структуры дополнительного образования и общественные подструктуры, являющиеся компонентом системы образования. Следствием этого выступают структурно-содержательные изменения в организации подсистем образования, придающие характерные особенности формированию сферы непрерывного образования: исследовательские и творческие школы (макрошколы), школьные исследовательские лаборатории, интегрированные кафедры вуза и производства, научно-исследовательские центры, научно-промышленные инновационные образовательные центры, интегративные службы инфраструктуры досуговых центров, культурно-образовательные выставочные центры, выступающие Ресурсными интегрированными центрами областного и муниципального значения и др. Такая тенденция способствует решению новой задачи педагогической науки - сделать процесс образования открытым и доступным для всех возрастных групп. В общем плане эти изменения предполагают приведение образовательных программ в их соответствие с развитием отечественного образования, согласующегося с мировыми тенденциями, по образовательным линиям общего, профессионального, дополнительного образования; организационным формам и организационно-структурным компонентам образовательного процесса.

В педагогике недостаточное внимание уделяется проблеме преемственности между детским садом, школой и вузом, тогда как современные подходы к развитию художественной культуры личности требуют соблюдения преемственности в эстетическом, художественном воспитании при переходе из одной системы образования в другую.
Воспитательная работа в школе должна опираться не только на накопленный опыт учащихся, но и ориентироваться на их будущее развитие, закрепление достигнутого уровня и предусмотреть его дальнейший рост. Для дальнейшего формирования художественной культуры личности необходимо совпадение эстетической направленности учебно-воспитательной работы в системе «дошкольное учреждение - школа», а также в системе «школа - вуз», что возможно только при строгом соблюдении принципа преемственности. В этом случае преемственность будет реализовываться как последовательная смена отдельных ступеней в рамках единой системы непрерывного образования, каждая из последующих ступеней будет опираться на предшествующую, и содержать основы знаний, умений и навыков, способов мышления, которые будут развернуты в рамках последующих ступеней.

С 90-х годов 20 в. в России начался процесс введения в общеобразовательные школы этнохудожественного компонента и внедрение программ эстетического цикла. В настоящее время в ряде школ ведутся дисциплины «Народная художественная культура», «Русская традиционная культура», «Народные праздники» и т.д.

Изучение нхк в школе имеет главную цель– расширение представлений о народной культуре, подготовка школьников к дальнейшему самостоятельному изучению традиционной культуры, пробуждение интереса к ней, духовное развитие личности как основы для саморазвития. У учащихся необходимо формировать умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для общения с представителями других культур, ориентации в современном поликультурном мире, культурного наследия и достижений других народов, изучения ценностей мировой культуры. Всё это делает необходимым обращение к целому ряду их личностных качеств, таких, как открытость, терпимость и готовность к общению.

Изучение нхк в школе предполагает знакомство с предметами и бытом прошлого. Надо приводить на уроке живые и доступные примеры, дающие возможность размышлять, убеждать, предостерегать и воспитывать на примерах прошлого. Каждый урок имеет определённые цели и задачи (образовательные, развивающие, воспитательные). Ели и задачи урока невозможно расчленить на изолированные части, как правило, они реализуются одновременно.

Формы освоения народной культуры могут быть разные. Это – экскурсии, занятии и уроки (лекция, спектакль, путешествие, викторина, конкурс, урок «открытых мыслей», урок-конференция и др.) В преподавании нхк необходим творческий подход, учёт возрастных особенностей детей, знание инновационных технологий. Каждый урок полностью зависит от личности преподавателя, его темперамента и характера.

Главное требование к уроку – достижение цели и поставленных задач. Недопустимо ограничивать урок только изложением нового материала, необходимо активизировать мыслительную и творческую деятельность школьников. В процессе занятий педагог ставит следующие задачи:

- Расширить кругозор и дать школьникам информации о народной культуре (теоретические сведения, факты и т.д.).

- Научить школьников самостоятельно получать знания (проводить собственные исследования, вести дневники, разбираться в фактах и т.д.).

- Развивать способности учащихся: самостоятельность, оригинальность мышления, творческие способности.

- Воспитывать у учащихся патриотизм, трудолюбие, нравственность.

Главное- глубокое осмысление и усвоение содержания материала урока. Различают три уровня освоения материала:

1. Запоминание и последующее воспроизведение изучаемого материала. Такой уровень крайне необходим, так как он способствует накоплению знаний.

2. Применение знаний на практике, умение пользоваться ими.

3. Творческое применение знаний в оригинальной обстановке. Это преимущество одарённых. Если учащихся непрерывно тренировать, развивать, приучать к раздумьям, самостоятельным поискам и действиям, они научаться творчески работать.

В современной школе существует несколько методических подходов к изучению нхк:

1. Эстетический подход ориентирован на эмоциональное восприятие материала. Он позволяет ввести школьников своеобразный мир нхт, развить чувство прекрасного.

2. Знаково-смысловой подход. Любое произведение профессионального и народного искусства может быть рассмотрено как своего рода текст, в котором закодировано его содержание. «Расшифровка», прочтение этих знаков, символов, понимание и освоение средств художественной выразительности, с помощью которых «кодируется» текст, ведёт к присвоению личностью эстетики, духовности, гармонии и креативности, заложенных в глубинах произведения искусства.

Любое произведение искусства – это особое пространство коллективных смыслов, знаков. К ним относятся:

-знаки, отражающие признаки принадлежности к культуре, рукотворности происхождения предмета;

- знаки, регулирующие поведение человека и содержащие этнические нормы отношений между людьми, связанные с обрядами, ритуалами, традициями трудовой, бытовой, праздничной культуры;

- знаки, несущие информацию о принадлежности произведения к прошлому, настоящему, будущему, к вечности;

-знаки, несущие систему идей или целостную художественную концепцию мира и личности;

- знаки национальной принадлежности и знаки, выражающие космогонические взгляды людей, общемировоззренческие представления о мире, о вселенной.

3.Деятельностный подход определяется в неразрывности методов теоретической и практической сторон обучения и воспитания, среди которых проблемно-поисковый и исследовательский методы занимают одно из ведущих мест. В настоящее время проектно-исследовательская деятельность школьников широко используется в практике. Этот подход помогает развивать естественную мотивацию учения, учитывать индивидуальные способности, склонности, интересы детей. Он даёт возможность целенаправленно развивать познавательную, творческую активность и самостоятельность.

4.Практический подход позволяет создать условия для развития творческого мышления в процессе органичного сочетания в творческой деятельности знаний о народной культуре.

В каждом современном обществе, как правило, сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.

В настоящее время в ряде регионов России были разработаны и внедрены комплексные программы возрождения народной художественной культуры, нацеленные на реализацию её богатого педагогического потенциала. Задачи воспитания и развития детей, подростков и других групп населения на основе высших духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в произведениях народного творчества, характерного для того или иного региона, приобретают в современных условиях особую социально-культурную значимость. Их решение осуществляется на основе интеграции деятельности социально-культурных и образовательных учреждений по выявлению и сохранению и передаче новым поколениям старинных образцов народного творчества, знаний и опыта народных мастеров, а так же по подготовке специалистов в области народной художественной культуры.

Этому способствует введение в учебные планы образовательных учреждений в качестве регионального компонента дисциплин художественного образования. Сохранению и развитию самобытных региональных этнохудожественных традиций способствует деятельность фольклорных ансамблей, студий ДПТ, школ народных ремесел, центров дополнительного образования.

Долженкова М.И. считает, что в сложных условиях социально-культурной дезинтеграции (расчленение целого на составные части) сохранение национально-культурного своеобразия различных регионов не противоречит идее создания целостного культурного пространства России.

Особое значение в региональной социально-культурной политике приобретают задачи развития этнохудожественного образования с учетом особенностей истории данного региона, этнического состава его населения, распространенности религиозных конфессий, традиций этнопедагогики и художественного образования и т.д.

В таком широком контексте традиционная народная художественная культура региона предстает как сложное социально-культурное явление, взаимосвязанное с многими историческими пластами и современными сферами жизни общества, а этнохудожественное образование – как один из факторов социально-культурного развития личности и социальных групп.

На территории Алтайского края проживают представители более 100 национальностей, среди которых немцы, украинцы, казахи, белорусы, армяне, татары и другие. Каждый из этих народов имеет права на сохранение и развитие своей культуры.

На территории края зарегистрировано около 50 национально-культурных общественных объединений. Практически все общественные объединения достаточно активны. Проводят встречи, фестивали, выставки, участвуют в реализации межэтнических, государственных, международных программах.

В пример можно привести Алтайский краевой Российско-немецкий дом, Центр татарской культуры «Дулкын», Украинское землячество, Центр эстетического воспитания «Песнохорки», Общество литовской культуры, Белорусское землячество, Общественная организация «Дом Польский», Союз армян Алтайского края и т.д. (Думаю вы тоже можете привести множество примеров и на территории Казахстана).

Перечисленные организации занимаются не только трансляцией и поддержанием своей традиционной культурой, но и участвуют в этнохудожественном образовании – передавая новым поколениям представления об обычаях и традициях своего народа, обучая навыкам исполнения произведений устного и музыкального творчества, мастерству создания изделий декоративно-прикладного творчества и воспитывая национальное самосознание. Менталитет и народное художественное сознание различных социальных и этнических групп населения раскрывается в идеях и образах материальных и духовных ценностей народной художественной культуры.

В образовательных учреждениях края также учитывается региональные особенности национальной культуры, проводятся экскурсии в музеи, посещение фестивалей народного творчества. Основное место в региональных системах сохранения и развития народной художественной культуры занимают в настоящее время вузы культуры и искусства, где осуществляется подготовка кадров по специальности «Народное художественное творчество», а также ведутся профильные научные исследования.

В образовательных стандартах средних и высших учебных заведений существует блок – региональный компонент, где содержатся дисциплины «История искусства», «Мифология и фольклор», и т.д. Отдается предпочтение учебным программам, содержащим региональный компонент.

 

Сохранение и развитие традиционной народной художественной культуры на региональном уровне может быть решено на основе системного подхода, предполагающего взаимосвязь и взаимодействие различных социальнокультурных и образовательных учреждений, развивающих наиболее характерные для данного региона виды народного художественного творчества, формы их бытования, а также использующих как традиционные, так и современные способы распространения традиций в современной социально-культурной среде.

Создание и эффективное функционирование региональных систем может быть достигнуто при условиях:

· - всестороннего анализа современного состояния теории и практики сохранения и развития народной художественной культуры в регионах;

· организации системных, комплексных исследований локальных традиций как основы региональных программ ее сохранения и развития;

· взаимодействия всех компонентов региональной системы возрождения традиционной народной художественной культуры в аспекте административно-управленческих, законодательных, научных, организационно-методических, кадровых проблем ее обеспечения.

В современных условиях, когда утрачены традиционные, прежде всего этнопедагогические, механизмы передачи многовекового опыта и знаний, основная роль в сохранении и развитии русского художественного наследия как всенародного достояния должна принадлежать региональным системам, основанным на:

· восприятии народной художественной культуры как целостного этнокультурного явления, веками создаваемого и продолжающего жить благодаря таланту и творчеству всех социальных групп и слоев общества, каждый из которых имеет свою определенную точку отсчета включения в культурно-творческую деятельность. В соответствии с этим и рассматривать народную художественную культуру необходимо в этнической историко-стадиальной многослойности ее пластов как целостную систему: генезис и эволюция данного явления; сущность, назначение, структура и содержание, а также ее место в общей системе культуры в целом;

· признании приоритетного внимания и поддержке традиционной русской художественной культуры как культуры коренного субэтноса (термин Л.Н.Гумилева);

· разработке целостной многоуровневой многоаспектной открытой и вариативной образовательной этнохудожественной системы, охватывающей дошкольные и внешкольные, образовательные, социальные, культурно-досуговые учреждения, специализированные учебные заведения всех уровней.

Этническая социализация – это процесс вхождения индивида в культуру народа, знакомство, освоение и успешная коммуникация в социуме.

Современные проблемы человечества в сфере социализации, утрата естественных способов взаимодействия, знаний и ценностей народной культуры привели к появлению такой модели этнохудожественного образования как школа этнической социализации.

Школа Этнической Социализации –это современная модель социализации личности ребенка в обществе. Её цель- преемственная связь современной системы социально-воспитательной работы и прогрессивных традиций народной педагогики.

Задачи ШЭС:

1. Распространение опыта народной педагогики как фактора гармонизации личности ребенка в современных условиях. Изменение психологического состояния ребенка в сторону нервной возбудимости, увеличение памяти ребенка, общительности, доверительного отношения к окружающему миру.

2. Создание условий для использования традиционной культуры в развитии творческих способностей ребенка.

3. Обеспечение единства духовно-нравственного, физического, художественно-эстетического и познавательного развития средствами методами народной педагогики.

4. Взаимодействие с семьей по принципу активного вовлечения родителей в образовательный процесс и формирование у них представлений об этнокультурных педагогических традициях.

5. Издание методических пособий и сборников в помощь родителям и педагогам.

 

Программа ШЭС имеет целью привести в движение заложенный природой механизм жизнедеятельности ребенка:

1. эмоционально-психические реакции умственных и физических способностей

2. творческий потенциал.

 

Предназначение программы:

1) создание нравственно-мировоззренческого фундамента личности ребенка;

2) формирование жизненных установок и ориентаций;

3) укрепление преемственности поколений для сохранения культурных традиций народа.

 

Принципы воспитания и развития ШЭС:

1. Формирование исторического сознания у родителей, их ценностного отношения к фольклору и ДПТ.

2. Создание эстетической и этической среды для развития национального самосознания.

3. Тесный и разумный контакт с семьей.

4. Сохранение традиционной праздничной культуры, как начала коллективного творчества.

5. Создание благоприятной среды общения для ребенка и духовно-нравственное воспитание.

6. Создание престижа культуры и здоровья.

7. Формирование психо-физической готовности детей к последующей учебной деятельности.

8. Соблюдение принципа дифференциации (1.изучение задатков, склонностей ребенка 2. реализация корригирующей (направляющей) и коррекционной (исправляющей) функций.

Помимо принципов развития, в ШЭС соблюдаются принципы традиционной культуры:

1. устность передачи традиции;

2. импровизационность передачи игрового материала 3. коллективность творчества

3.синкретизм традиционного искусства.

 

Таким образом, ШЭС как модель ЭХО обеспечивает необходимые условия для социализации современных городских детей, испытывающих комму



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: