ПРОГРАММА
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЁТНОЙ ПОДГОТОВКИ
ПИЛОТОВ
(первого года обучения).
Москва
Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Назначение программы: выстраивание образовательного пространства (создание условий), обеспечивающего качественное современное образование, в соответствии с государственными образовательными стандартами, потребностями общества и обучающихся.
Образовательная программа является основным нормативным документом, который определяет приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации, учебно-методического обеспечения образовательного процесса негосударственного образовательного частного учреждения г. Москвы «Московская общеобразовательная школа с первоначальной лётной подготовкой», реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования.
Образовательная программа школы разработана в соответствии с нормативными документами:
- Законом РФ от 29.12.2012 г. №273-Ф3 “Об образовании”;
- Конвенции о правах ребёнка;
- Приказом Министерства образования и науки Р Ф от 09.03.2004 г. №1312 “Об утверждении Федерального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования”;
- Приказом Министерства образования и науки Р Фот 31.12.2015г. №1578 “О внесении изменений в
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.12г”;
- Приказом Министерства образования и науки Р Ф от 29.12.2014г. №1644 “Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования” от 17.12.2010г. № 1897;
- Приказом Министерства образования и науки Р Ф от17.07.2015г. № 734 “О внесении изменений в порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённых
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1015”;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 21.10.2015г. №08-1786 “О рабочих программах
учебных предметов”;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 9.02.2016 № 4120;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 07.06.2017 г. № 506 “О внесении изменений в
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего
образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5.03.2004г. № 1089”.
Основные категории потребителей, для которых предназначена образовательнаяпрограмма:
Первая категория – родители учащихся и родители детей школьного возраста, которые могут стать учащимися школы. Образовательная программа способствует обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, предоставляемых школой, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Вторая категория – педагогический коллектив, для которого образовательная программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности всех педагогов. Образовательная программа позволяет показать конкурентоспособность учебного заведения и его взаимодействие с другими образовательными учреждениями.
Третья категория – региональные органы управления образования, представители учебных заведений Гражданской авиации. Для них образовательная программа является основанием для определения качества реализации государственных образовательных услуг.
Обучение переменного лётного состава проводится в целях получения профессиональных знаний по профилю пилота-любителя.
Данная программа рассчитана на учащихся школ с первоначальной лётной подготовкой.
Общий объем времени на прохождение данной программы составляет 70 часов.
Завершающим этапом изучения каждой дисциплины является экзамен (зачет).
В случае неуспешной сдачи экзамена, учащийся может сдать его повторно после дополнительной самоподготовки и консультации с преподавателями. Сроки и продолжительность дополнительной подготовки устанавливает руководство школы.
Программа расчитана:
- на учащихся общеобразовательных школ старших классов, планирующих поступать в
авиационные ВУЗы ГА;
- на авиационные ВУЗы ГА, расчитывающих получить подготовленных абитуриентов,
осознанно выбравших авиационное учебное заведение ГА;
- авиакомпании, планирующие получить будущих сотрудников, производя отбор на
раннем этапе в профильной школе в рамках программы “Школа-Вуз-Авиакомпания”.
Количественный состав учащихся определяется потребностями авиакомпаний.
Задачи программы:
- обеспечить плановый набор подготовленных абитуриентов в авиационные
ВУЗы ГА и будущих пилотов Авиакомпаний посредством ранней профориентации, путём
привлечения учащихся в профильную программу первоначальной лётной подготовки с
последующим отбором выпускников школы на целевые места в профильные ВУЗы ГА;
- привести теоретическую подготовку по профильным авиационным дисциплинам
в соответствие с рекомендациями ВУЗов и требованиями Авиакомпаний,
соответствующими современным требованиям авиации;
- выработать единую программу лётной практики для учащихся-курсантов школы
с организацией полётов на самолётах первоначального лётного обучения,
соответствующих типам самолётов используемых в учебных заведениях ГА;
- обеспечить учащихся Школы минимально необходимой теоретической
подготовкой и лётной практикой, достаточной для их дальнейшего освоения
лётной профессии в рамках профильного ВУЗа ГА в соответствии с
требованиями и учебными планами;
- обеспечить отбор кандидатов в лётные училища на ранней стадии через
тестирование школьников в рамках программы “Школа-ВУЗ-Авиакомпания”,
через их участие в Авиационной Олимпиаде школьников;
- воплотить в жизнь рекомендации Президента РФ о совместной работе школ,
профильных ВУЗов и профильных предприятий (авиакомпаний);
- школа, совместно с ведущими ВУЗами ГА (МГТУ ГА, СПбГУ ГА, УИ ГА), а также их
филиалам, и ведущими Авиакомпаниями (Аэрофлот, Сибтрь, Волга-Днепр,
AirBridgeCargo и СЛО “Россия”), проводит Авиационную Олимпиаду школьников при
поддержке Министерства транспорта РФ и Росавиации, что позволяет привлекать
ребят из других регионов к программе профориентации и отслеживать уровень их
подготовки;
Реализация проекта позволяет изменить и улучшить процесс подготовки пилотов путём ранней профориентации молодёжи и путём раннего обучения лётной профессии.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Учебная программа является основным документом, определяющим содержание, систему и объем знаний, умений и навыков, которые должны получить пилоты в процессе прохождения обучения.
Распределение учебного времени по предметам для пилотов первого года обучения.
1. Устройство аэродрома. Наземные средства связи и РТО. 3 часа.
2. Теория выполнения полёта по кругу. 3 часа.
3. Ведение радиообмена на всех этапах полёта. 2 часа.
4. Основные сведения о конструкции самолета и его лётная эксплуатация. 18 часов.
5. Основные сведения о конструкции двигателя. 4 часа.
6. Авиационное и радиоэлектронное оборудование и его лётная эксплуатация. 12 часов.
7. Руководство по лётной эксплуатации самолёта. 4 часа.
8. Авиационный английский. 8 часов.
9. Парашютно-десантная подготовка. 4 часа.
10. Физическая подготовка. 8 часов.
11. Тренажёрная практика. 4 часа.
ИТОГО: 70 часов.
Примечание:
1. Праздничные дни в график учебного процесса не входят.
2. Продолжительность одного часа занятий -45 минут.
3. По каждому предмету составляется отдельная программа.
4. В случае необходимости, по окончании учебного времени, преподавателями проводятся консультации по предметам.
ПРОГРАММА
по предмету «Устройство аэродрома. Наземные средства связи и РТО».
( для пилотов первого года обучения).
Учебная цель: получение обязательных теоретических знаний по «Устройству аэродромов», знаний наземных средств связи и РТО и порядок применения их на практике.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
1. | Общие сведения об аэродромах. Светотехнические средства. | |
2. | Наземные средства связи и РТО. | |
3. | Зачёт. | |
ВСЕГО: |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Тема № 1. Общие сведения об аэродромах. Светотехнические средства обеспечения полётов.
1. Общая информация об устройстве аэродромов.
2. Светотехнические средства обеспечения полётов..
В результате изучения Темы №1 обучаемый должен:
Знать: - устройство аэродрома;
- светотехнические средства обеспечения полётов.
Уметь: - определять правильность работы светотехнических средств;
- знать порядок использования светотехнического оборудования.
Литература: ФАПы.
Тема № 2. Радиотехнические средства обеспечения полётов.
1. Радиотехнические средства обеспечения полётов.
В результате изучения Темы №2 обучаемый должен:
Знать: - все средства обеспечения полётов;
- порядок использования средств радиотехнического обеспечения полётов.
Литература: ФАПы.
УЧЕБНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:
1. Макет аэродрома.
2. Плакаты, схемы.
ПРОГРАММА
по предмету «Теория выполнения полёта по кругу».
(для пилотов первого года обучения).
Учебная цель: получение обязательных теоретических знаний по «Теории выполнения полёта по кругу» с последующим их практическим применением.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п | Наименование Тем | Количество часов |
1. | Взлет самолета. Полёт от 1 ко 2 развороту и от 2 к 3 развороту. | |
2. | Полёт от 3 к 4 развороту. Посадочная прямая. Посадка самолета. | |
3. | Зачёт. | |
9. | ВСЕГО: |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Тема № 1. Взлёт самолёта. Полёт от 1 ко 2 развороту и от 2 к 3 развороту.
1. Что называется взлётом самолёта.
2. Взлёт самолёта, полёт к точке первого разворота.
3. Полёт от первого ко второму развороту.
4. Выполнение второго разворота.
5. Полёт от второго к третьему развороту.
6. Выполнение третьего разворота.
В результате изучения Темы №1 обучаемый должен:
Знать: - порядок взлёта самолёта;
- порядок и правила выполнения разворотов.
Уметь: - выполнять взлёт самолёта, выполнять развороты;
- знать порядок построения маршрута при полёте по кругу.
Литература: Курс учебно-лётной подготовки.
Тема № 2. Полёт от 3 к 4 развороту. Посадочная прямая. Посадка самолёта.
1. Что называется посадкой самолёта.
2. Полёт от третьего к четвёртому развороту.
3. Посадочная прямая.
4. Посадка самолёта.
В результате изучения Темы №2 обучаемый должен:
Знать: - порядок снижения самолёта;
- порядок и правила выполнения разворотов;
- порядок выполнения посадки самолёта.
Уметь: - выполнять снижение самолёта, выполнять развороты;
- знать порядок захода на посадку и уметь выполнять посадку самолёта.
Литература: Курс учебно-лётной подготовки.
УЧЕБНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:
1. Макет аэродрома и самолёта..
2. Плакаты, схемы.
ПРОГРАММА
по предмету «Ведение радиообмена на всех этапах полёта».
(для пилотов первого года обучения).
Учебная цель: получение обязательных теоретических знаний по ведению радиообмена на всех этапах полёта с последующим их практическим применением.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п | Наименование Тем | Количество часов |
1. | Ведение радиообмена на земле. | |
2. | Ведение радиообмена в воздухе. | |
ВСЕГО: |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Тема № 1. Ведение радиообмена на земле.
1. Ведение радиообмена при запуске самолёта.
2. Ведение радиообмена при выруливании самолёта.
3. Ведение радиообмена при выполнении взлёта самолёта.
4. Ведение радиообмена после посадки самолёта.
В результате изучения Темы №1 обучаемый должен:
Знать: - порядок ведения радиообмена на земле.
Уметь: - вести радиообмен.
Литература: Курс учебно-лётной подготовки.
Тема № 2. Ведение радиообмена в воздухе.
1. Ведение радиообмена после взлёта самолёта.
2. Ведение радиообмена при полёте по кругу.
В результате изучения Темы №2 обучаемый должен:
Знать: - порядок ведения радиообмена в воздухе.
Уметь: - вести радиообмен на всех этапах полёта.
Литература: Курс учебно-лётной подготовки.
УЧЕБНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:
1. Макет аэродрома и самолёта..
2. Плакаты, схемы.
ПРОГРАММА
по предмету «Основные сведения о конструкции самолёта».
(для пилотов первого года обучения).
Учебная цель: получение обязательных теоретических знаний по основным сведениям конструкции самолёта и его летной эксплуатации с последующим их практическим применением.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п | Наименование Тем | Количество часов |
1. | Общая характеристика и основные данные самолёта. | |
2. | Конструкция планера. | |
3. | Управление самолёта. | |
4. | Взлётно-посадочные устройства. Воздушная система. | |
5. | Топливная система. Масляная система. | |
6. | Элементы силовой установки. Воздушный винт. | |
7. | ВСЕГО: |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Тема № 1. Общая характеристика и основные данные самолёта.
1. Общая характеристика самолёта.
2. Геометрические размеры, весовые данные, летные данные.
3. Компоновка самолёта.
4. Эксплуатационные ограничения самолёта.
5. Назначенный ресурс.
В результате изучения Темы № 1 обучаемый должен:
Знать:
1. Назначение, общюю характеристику и варианиы применения самолёта.
2. Геометрические, весовые и лётные данные самолёта.
3. Эксплуатационные ограничения самолёта по ресурсу основных узлов и агрегатов самолёта.
Литература:
1. РЛЭ самолёта.
2. Техническое описание самолёта.
Тема № 2. Конструкция планера.
1. Основные части фюзеляжа и их соединение.
2. Остекление, киль и стабилизатор самолёта.
3. Люки, створки, двери самолёта и правила их эксплуатации.
4. Основные данные, конструкция и эксплуатация шасси самолёта.
5. Характерные неисправности.
6. Крыло, хвостовое оперение.
В результате изучения Темы № 2 обучаемый должен:
Знать: 1. Основные сведения о конструкции планера самолёта.
2. Конструкцию и правила эксплуатации элементов фюзеляжа.
3. Конструкцию и правила эксплуатации шасси самолёта.
Уметь: 1. Пользоваться люками, створками, дверями и аварийным устройством.
2. Грамотно эксплуатировать, и знать основные неисправности элементов фюзеляжа самолёта.
Литература: 1. Техническое описание самолёта.
2. РЛЭ самолёта.
Тема № 3. Управление самолёта.
1. Общая характеристика органов управления.
2. Схема и основные элементы управления рулями высоты, поворота, элеронами, тримером.
В результате изучения Темы № 3 обучаемый должен:
Знать: 1. Конструкцию органов управления.
2. Порядок работы органов управления.
Уметь: 1. Грамотно эксплуатировать и определять неисправности органов управления.
Литература: 1. Руководство по летной эксплуатации самолёта.
2. Техническое описание самолёта.
Тема № 4. Взлётно-посадочные устройства. Воздушная система.
1.Общие сведения и принцип управления шасси.
2. Назначение конструкция и работа амортизационных стоек.
3. Основные неисправности и способы их определения.
4. Общие сведения и назначение воздушной системы.
5. Система уборки и выпуска шасси, щитков, система запуска.
6. Питающая магистраль, тормозная система.
7. Конструкция и принцип работы воздушной системы.
8. Конструкция и принцип работы воздушной системы.
9. Основные неисправности воздушной системы.
В результате изучения Темы № 4 обучаемый должен:
Знать: 1. Конструкцию и принцип работы систем управления вертолетом.
2. Правила эксплуатации систем управления вертолетом.
3. Конструкцию и принцип работы элементов воздушной системы.
4. Правила эксплуатации элементов воздушной системы.
Уметь: 1. Грамотно эксплуатировать и определять неисправности систем управления самолётом.
2. Грамотно эксплуатировать и определять неисправности элементов воздушной системы.
Литература: 1. Руководство по летной эксплуатации самолёта.
2. Техническое описание самолёта.
Тема № 5. Топливная система. Масляная система.
1. Назначение и основные данные агрегатов топливной системы.
2. Принципиальное устройство и работа агрегатов топливной системы.
3. Нормы заправки, контроль за расходом топлива.
4. Основные неисправности систем и способы их определения.
5. Принципиальная схема масляной системы.
6. Контроль за давлением масла.
7. Детали и агрегаты системы.
В результате изучения Темы № 5 обучаемый должен:
Знать:1. Конструкцию и принцип работы топливной системы.
2. Нормы заправки самолёта.
3. Виды масла, применяемые на самолёте
4. Конструкцию и принцип работы масляной системы.
Уметь: 1. Грамотно эксплуатировать и определять неисправности системы.
2. Грамотно эксплуатировать и определять неисправности топливной системы самолёта.
3. Контролировать состояние масляной системы самолёта.
Литература: 1. Руководство по летной эксплуатации самолёта.
2. Техническое описание самолёта.