Предложения по регулированию деятельности с осадками сточных вод.




Осадки сточных вод – «отход» или «побочная продукция»?

 

* Беляева Светлана Дмитриевна, кандидат технических наук, директор, руководитель органа по сертификации ООО «БИФАР-Экология»; 125371, Россия, Москва, Волоколамское шоссе, 87, стр. 1, тел.: (495) 491-47-65, e-mail: info@bifar.ru

* Короткова Елена Викторовна, старший научный сотрудник, эксперт по сертификации ОС ООО «БИФАР-Экология

*Петров Михаил Игоревич, старший научный сотрудник, эксперт по сертификации ОС ООО «БИФАР-Экология

 

Обработка осадков сточных вод является составной частью единого технологического процесса очистки сточных вод и обработки осадков. Эффективность принятых решений по обработке осадков в целом оказывают влияние на эффективность работы очистных сооружений. В соответствии с СП 32.13330.2012 СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения» п.9.2.14 осадки, образующиеся в процессе очистки сточных вод должны подвергаться обработке с целью обезвоживания, стабилизации, снижения запаха, обеззараживания, улучшения физико-механических свойств, обеспечивающих возможность экологически безопасной утилизации или размещения в окружающей среде. Осадки, непрерывно образующиеся при механической и биологической очистке воды, обработанные тем или иным способом, должны регулярно удаляться с территории очистных сооружений. Удаление осадка не может быть произвольным вывозом, оно должно быть либо с целью экологически безопасного использования, или захоронения.

Наиболее реальными и разумными способами использованиями осадков являются использование в качестве органических удобрений, почвогрунтов, инертного материала для рекультивации нарушенных земель.

Как правило, осадки, обезвоженные и обработанные разными методами, в т.ч. методами компостирования, или выдержки в течение нескольких лет в естественных условиях содержат значительное количество удобрительных макро- и микроэлементов, органических веществ, концентрации тяжелых металлов ниже нормативных требований, суммарно менее 0,5-0,1 % от массы сухого вещества; обеззаражены, имеют характерный землистый запах, соответствуют требованиям ГОСТ Р 17.4.3.07-2001 и могут быть использованы в качестве органических удобрений для городского озеленения, благоустройства, придорожного озеленения, в питомниках и т.п.

Осадки с большим сроком выдержки имеют более высокую зольность, которая может достигать 65% и более, и достаточно низкую влажность (не более 55%), при которой теряются пластичные свойства. Длительный срок выдержки гарантирует обеззараживание и стабилизацию. Минерализованные осадки, как правило, соответствуют ГОСТ Р 54534-2011 и ГОСТ Р 54535-2011 и могут использоваться в качестве инертного или изолирующего материала при технической рекультивации нарушенных земель, полигонов ТБО и полигонов промышленных отходов; а также в качестве почвогрунтов при биологической рекультивации нарушенных земель, в т.ч. полигонов ТКО и полигонов промышленных отходов. Как известно, рекультивация полигонов ТКО завершается созданием растительного слоя земли, в качестве которого с большим успехом может использоваться почвогрунт из осадка сточных вод и также решается и проблема осадков и проблема рекультивации полигонов.

Высокие агрохимические показатели осадков доказаны многочисленными сертификационными испытаниями и практическим опытом. Лучшим доказательством является самопроизвольное зарастание иловых площадок растительностью (рис.1 и 2).

Рис. 1. Зарастание иловых площадок Иван-чаем Рис.2. Зарастание площадки стабилизации бешеным огурцом

 

Городские почвы требуют регулярного обновления или внесения в первую очередь органических удобрений; снятие плодородного пахотного слоя на сельхозугодьях и завоз в город является преступлением. Использование подготовленных осадков сточных вод в качестве органических удобрений для целей городского озеленения или рекультвации полигонов решает как проблему удаления осадков с территории очистных сооружений, так и проблему оздоровления и благоустройства городской территории и захоронения отходов. Проблема осадков, это проблема города и должна решаться при поддержке городских администраций.

Неиспользованные осадки подлежат захоронению на полигонах ТКО, или на специализированных полигонах.

Выбор возможного способа использования осадков, или необходимость захоронения базируется на достоверном определение макрокомпонентного и примесного состава, класса опасности для окружающей среды, санитарно-микробиологических, санитарно-паразитологических показателей и других свойств осадков и определения соответствия требованиям нормативной документации. Решение перечисленных задач решается при проведении процедуры добровольной сертификации. ООО «БИФАР-Экология», начиная с 2007 г. функционировало в качестве Органа по сертификации в «Системе обязательной сертификации по экологическим требованиям» с 2007 г. За время работы накоплен огромный банк данных по составу и свойствам осадков сточных вод многих водоканалов.

В настоящее время ООО «БИФАР-Экология» аккредитовано также в Федеральной службе по аккредитации Росаккредитации в качестве органа по сертификации – аттестат аккредитации RA.RU.11HA15, дата внесения сведений в реестр аккредитованных лиц 29 декабря 2017 г.

В область аккредитации ОС входят осадки (отходы) сточных вод, осадки от водоподготовки; продукция в виде органических удобрений, грунтов, рекультивантов на основе осадков, отходов животноводства, растениеводства, перерабатывающей промышленности, в т.ч. от производства сахара. Орган по сертификации проводит все свои работы с соблюдением Критериев аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326.

Утвержденная форма экологического сертификата соответствия приводится на рис.3.

Рис.3. Образец экологического сертификата соответствия

 

В соответствии с действующим законодательством использование осадков более предпочтительно перед захоронением.

Казалось бы, с точки зрения специалистов и простых обывателей, в отношении обработки и использования осадков все понятно, но в практической деятельности все обстоит значительно сложнее и не поддается разумной логике. Значительным сдерживающим фактором является чрезмерное регулирование деятельности по обращению с отходами со стороны государственных надзорных органов и служб Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Минсельхоза РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (статья 1, пункт а) осадки сточных вод относятся к отходам производства и потребления. Несмотря на то, что по законодательству допускается использование отходов в народном хозяйстве, при отнесении осадка сточных вод к «отходам» вопросы его использования весьма проблематичны.

Если осадок это «отход», то деятельность предприятий регулируется законодательством по обращению с отходами.

} Любое предприятие, на котором образуются отходы, должно разрабатывать и согласовывать «Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)». При размещении отходов в соответствии с утвержденными лимитами предприятия осуществляют плату за негативное воздействие на окружающую среду.

} Размер платы определен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентов» и зависит от класса опасности осадка для окружающей среды. За сверхнормативное образование отходов вводятся коэффициенты.

Класс опасности с 2016 г.определяется в соответствии с документом: «Критерии отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» - утв. Приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 г. № 536, вступил в действие с 11.01.2016 г. Документом введены некоторые изменения в формулировки критериев отнесения отходов к классам опасности.

Таким образом, отнесение осадка к категории «отходы» автоматически подразумевает разработку и с о г л а с о в а н и е ПНОЛРО, определение класса опасности отхода по более жесткому варианту, включение в ФККО или доказательство соответствия уже имеющемуся в ФККО наименованию осадка и т.п., и плату за негативное влияние при размещении осадков.

В статье 1 Федерального закона ФЗ 458 от 29.12.14 (ст.1.п. а) дается определение понятия «отходы»: «отходы производства и потребления (далее отходы) – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления, или подлежат удалению в соответствии с настоящим ФЗ».

Вместе с тем, несмотря на четкое определение понятия «отходы», государственными инспекторами в области охраны окружающей среды с понятием «отходы» ассоциируются любые осадки сточных вод, в т.ч., и находящиеся в стадии технологического процесса обработки, например:

· жидкие осадки в стадии подсушивания, стабилизации и обеззараживания в естественных условиях на иловых площадках или площадках стабилизации;

· механически-обезвоженные на ленточных фильтр-прессах, центрифугах и др.оборудовании, перевозимые на площадки компостирования, или площадки стабилизации для дополнительной выдержки, и находящиеся в процессе дополнительной подсушки, стабилизации и обеззараживания.

· При этом иловые площадки, площадки стабилизации классифицируются «как объекты размещения отходов», что автоматически ведет к назначению экологических платежей.

Другим распространенным выводом после проверок государственными инспекторами является необходимость лицензирования деятельности по обращению с осадками.

Логика рассуждений следующая:

Ссылаясь на СП 32.13330.2012 СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», в п.9.2.14 которого указано, что «осадки, образующиеся в процессе очистки сточных вод должны подвергаться обработке с целью обезвоживания, стабилизации, снижения запаха, обеззараживания, улучшения физико-механических свойств, обеспечивающих возможность экологически безопасной утилизации или размещения (хранения, захоронения) в окружающей среде» дается сопоставление с понятием обезвреживания отходов по статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 г № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». «Обезвреживание – это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

При сопоставлении двух документов многими инспекторами делается следующий вывод «Учитывая, что размещение осадков (отходов) на иловых картах, площадках стабилизации осуществляется в целях уменьшения массы отходов, изменения физических и химических свойств, а также снижения уровня негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, целесообразно считать иловые карты (площадки) объектом обезвреживания отходов».

В соответствии с подпунктом 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.

Перечень видов деятельности для лицензирования на протяжении последних лет несколько раз менялся. Последняя редакция включает всю деятельность по обработке и обращению с осадками, таким образом, можно даже понимать, что Водоканалам нужно получать лицензию и на технологический процесс обработки на самих предприятиях?

Дальнейшим этапом после обработки неизбежно является транспортирование осадка. Спрашивается: как вывозить осадок, например, малым предприятиям, которые не могут заключить договора с транспортной компанией, имеющей лицензии? А как вносить осадок в качестве удобрения при озеленении территории – на это также требуется лицензия? Потенциальные потребители – комбинаты по благоустройству, строительные и дорожные организации, питомники по выращиванию саженцев лесных и декоративных культур, полигоны ТКО и промышленных отходов и др., в основном мелкие потребители, вынуждены будут получать лицензию на утилизацию (использование) осадка. Таким образом, данная формулировка в Федеральном законе № 99-ФЗ еще более усугубляет проблему удаления осадка с территории очистных сооружений.

Указанная практика инспектирования и вынесения административных правонарушений в отношении водоканалов в последние годы имеет очень широкое распространение, многие предприятия это испытали на себе.

На все мероприятия по разработке и согласованию ПНООЛР, по лицензированию уходит огромное количество времени, людских ресурсов, бумаги, производство которой, кстати, связано с потреблением древесины и образованием действительно токсичных отходов, например, в виде зеленого щелока. А что на выходе: согласованные ПНОЛРО, или отказы в согласовании, миллионные платежи за негативное влияние на окружающую природную среду, суды и т.п. Лучше ли от этого нашей природной среде и как могут продолжать работать очистные сооружения, если отсутствует организованный вывоз осадка? Использованные средства и время лучше бы потратить на совершенствование технологии обработки осадков, приобретение оборудования, согласование с потребителями и т.п.

Учитывая субъективность и возможность варьирования при классификации осадков, как «отходов», в целях урегулирования вопросов по обращению с осадками сточных вод предлагается согласовать с Минприродой России следующие разъяснения:

· «В связи с тем, что удалению с территории очистных сооружений, на которых осуществляется очистка воды и обработка осадков, подлежат осадки, прошедшие технологические стадии обработки, к отходам производства и потребления относятся осадки, прошедшие технологические стадии обработки, предусмотренные проектной и технической документацией.

· Осадок после промежуточных стадий обработки не подлежит удалению с территорий очистных сооружений, не классифицируется как «отход производства и потребления».

· Иловые площадки, площадки стабилизации и обеззараживания, площадки компостирования относятся к инженерным сооружениям для обработки осадков сточных вод и не могут классифицироваться как объекты размещения и обезвреживания отходов».

· Определение класса опасности осадков, как отходов, проводится путем испытаний пробы осадка, прошедшего технологические стадии обработки и готового к вывозу, а не после промежуточных стадий обработки.

· Деятельность по обработке, транспортированию и обезвреживанию осадков сточных вод, осуществляемая на очистных сооружениях в соответствии с запроектированным технологическим процессом и в соответствии с действующей технической документации, не подлежит лицензированию.

Если осадки - это сырье или вторичная продукция, например органическое удобрение, почвогрунт, инертный материал, то порядок перевода осадков из категории «отходы» в категорию «продукция», как и порядок согласования детально нигде не прописан. По большому счету можно использовать осадок, называя его отходом, а можно перевести в продукцию, разработав ТУ, ТР, зарегистрировав каталожный лист продукции.

Для согласования производства и использования «новой продукции» нужна экологическая экспертиза. Основанием для данных требований является ссылка на Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (п. 5 статьи 11 – «государственной экологической экспертизе федерального уровня подлежат проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также техническая документация на новые вещества, которые могут поступать в природную среду».

На экспертизу подается пакет документов, включающий ТУ, ТР, проектную документацию, том ОВОС и др. Это занимает много времени и средств.

Предлагается внести предложение о проведении единой государственной экспертизе органических удобрений, почвогрунтов, инертного материала, соответствующих требованиям ГОСТ 17.4.3.07-2001; ГОСТ 54. 534 и ГОСТ 54. 535.

Если, в область использования органического удобрения будет входить выращивание сельскохозяйственных культур, то по действующему законодательству также требуется государственная регистрация как, агрохимиката, в Департаменте растениеводства Министерства сельского хозяйства в соответствии с ФЗ от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". Порядок регистрации детально прописан в документе «Временный порядок государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов» - Распоряжение Министерства сельского хозяйства РФ от 12 апреля 2013 г. N 26-р.

Предлагается внести предложение о проведении единой государственной регистрации осадков сточных вод, соответствующих установленным требованиям, как агрохимиката.

Выводы:

· Значительным сдерживающим фактором при обращении с осадками сточных вод является чрезмерное регулирование деятельности по обращению с отходами со стороны государственных надзорных органов и служб Росприроднадзора, Роспотребнадзора,

· Для внесения разъяснений предлагается подготовить запрос в Министерство природных ресурсов и экологии РФ по разъяснению вопросов, связанных с осадками сточных вод, как с отходами и по разъяснению порядка перевода осадков из категории «отходы» в категорию «продукция».

Аналогичные предложения со стороны ООО «БИФАР-Экология» уже приводились в статьях в 2016 -2018 гг., и звучали на многих семинарах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: