Жанры программ на радио. Популярные жанры современного российского радиовещания.




Целостную систему современных жанров радиожурналистики можно охарактеризовать как совокупность жанров, динамические связи которых (как внутренние, так и внешние) определяются:

1. потребностями отражения социальной жизни с целью информирования, воздействия на общественное мнение;

2. функционированием радиожурналистики в системе массовых коммуникаций;

3. единым типом творчества – публицистическим;

4. функциями жанров, внутренними закономерностями их развития, их взаимодействием.

Система жанров – подвижная, гибкая, меняющаяся структура. Для нее характерно взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение жанров, их модификация, сообразно постоянно меняющимся задачам отражения жизни общества.

Журналистика решает триединую задачу, выражающуюся:

· в сообщении фактов;

· в оценке, анализе, интерпретации фактов, событий, явлений;

· в изображении фактов, событий, явлений.

Эти три основные задачи формируют и три группы жанров:

 

I. Информационные: новости, информационное радиосообщение (заметка), радиообзор печати, информационное радиоинтервью, информационный радиорепортаж, радиоотчет, информационная радиокорреспонденция.

II. Аналитические: аналитическое радиоинтервью, аналитическая радиокорреспонденция, аналитический радиорепортаж, радиорецензия, письмо и обзор писем, радиокомментарий, радиобеседа, радиообозрение, дискуссия на радио, радиоречь, журналистское расследование на радио.

III. Документально-художественные (иногда их называют художественно-публицистическими): радиоочерк, радиозарисовка, радиорассказ, радиофельетон, доку-драма и радиокомпозиция.

 

ДОП.: Расположение жанров в каждой из названных групп определяется движением от более простых форм к более сложным в структурном отношении, постепенным обогащением своего фактического материала и приобретением в связи с этим иного функционально-предметного качества. Особенно ярко эти свойства проявляются в группе информационных жанров. Так, например, радиокорреспонденция, радиоинтервью, радиорепортаж, жанры в своей основе информационные, тяготеют к аналитической группе и при определенном насыщении элементами оценок переходят в соседнюю группу.

 

 

Подробнее:

Информационные. Назначение информационных жанров – оперативно сообщать о важных событиях. Основу события составляет факт. Выпуск новостей в самом общем виде – это набор радиосообщений и материалов, углубляющих, развивающих их. Он имеет постоянное место в эфире. По характеру материала, его объему, тематике, охвату событий, значимости, оперативности – выпуски новостей делятся на следующие: общие; тематические; специальные; экстренные. Информационное радиосообщение подобно заметке в периодической печати. Из всех жанров радиожурналистики оно ближе других к газете. В его основе лежит социально значимый факт общественной жизни. Оно, как и заметка в газете, должно отвечать на главные вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Возможны и дополнительные вопросы: Как? Каким образом? Оперативность –важнейшее качество радио, поэтому значимость информации понижается, если она отстает по времени от события. Обзор печати – один из самых старых жанров радиожурналистики. Функция обзора печати – познакомить слушателей с главными сообщениями, опубликованными на страницах крупнейших, популярных изданий, привлечь внимание к их содержанию. Предмет – события, попавшие в печать и представляющие значительный общественный интерес. Методы – отбор информации под определенным углом зрения, монтаж переработанных сведений в радиовыпуске, краткое цитирование, аннотирование наиболее важных мыслей, выделение из массива прессы главных аспектов. Радиоинтервью – наиболее распространенный жанр звучащей публицистики. С его помощью журналист может решать многие вопросы информирования аудитории, освещая самые разнообразные темы. Радиоинтервью – коммуникативный акт между интервьюируемым, журналистом и слушателем. Цель этого жанра – получение актуальной, интересной информации от компетентного, сведущего человека. В основе жанра – чередование вопросов и ответов, которые представляют собой единое смысловое и эмоциональное целое, объединяемое одной темой. Радиорепортаж реализует все возможности радио, использует его специфику в полной мере. В радиорепортаже сочетаются все сильные стороны информационного радиосообщения: оперативность, актуальность, емкость текста. В нем присутствуют также и элементы публицистики – оценка происходящего события, его эмоциональное отражение, образное описание. Радиоотчет во многом похож на радиорепортаж, их роднит функциональная общность: рассказывать о событии с места, где оно происходит. Различаются же эти два жанра предметом, т.е. своим материалом и пространством, где происходит действие. Радиорепортаж записывается на месте события, происходящего, как бы сказали социологи, «в поле», – это живое, разнообразное по характеру действие, в котором непосредственно участвуют много людей: пуск нового цеха, демонстрация или митинг на площади, уборка урожая, спортивное соревнование и т.д. Радиоотчет же посвящен рассказу о том, что происходило на собрании, заседании, слете и т.д. В различиях между этими жанрами важен и фактор места исполнения, пространства. Цель радиоотчета – дать слушателям представление о содержании, развитии события, передать его самые важные элементы. Радиокорреспонденция. Функция ее – рассказать о конкретном событии, случившемся в определенном месте, в определенное время. Это – локальный жанр. Между развернутым радиосообщением и небольшой радиокорреспонденцией нет жестких границ. Их отличает объем материала, элементы авторской оценки и выводы, которые присущи такой корреспонденции.

Аналитические. В основе лежит анализ. Задача радиоинтервью – сообщить актуальные сведения по важному, интересующему аудиторию вопросу, полученные от компетентного человека, –определяет информационную основу этого жанра. Радиокорреспонденция, как репортаж, интервью, может быть и информационной, и аналитической, смотря какие задачи ставит перед собой журналист. Информационная корреспонденция добавляет детали, второстепенные обстоятельства к расширенному радиосообщению. В ней также могут присутствовать прямые оценки, но преобладает информация – сообщение фактов. В аналитической корреспонденции эти акценты сдвинуты. Факты играют вспомогательную роль, они важны не сами по себе, как в информационном сообщении или информационной корреспонденции. Они, подводя журналиста к анализу, «работают» на раскрытие внутренних связей, на исследование конкретной ситуации. То же самое про радиорепортаж: акценты в освещении событий сдвигаются, они приобретают в основном оценочный характер. Информация становится фоном, поводом для интерпретации и постановки серьезных социальных вопросов. На первый план выходит анализ события и всего, что с ним связано. Радиорецензия, письмо и обзор писем, радиобеседа - все очевидно. Единственное, письмо и обзор писем сейчас превратилось в телефонные звонки и смс в студию. Радиокомментарий: цель комментария – прояснить значение факта, события, выявить их причину, связь с другими фактами, их возможные последствия и тем самым повлиять на отношение к ним аудитории. Предметом комментария являются факты, события, явления, ситуации в их взаимосвязи, интерпретированные журналистом, политиком, экономистом, юристом и т.д. Содержание комментария составляют последовательно изложенное мнение, объяснение сути происходящего. Задача обозрения дать общее панорамное представление о сумме фактов, ситуаций, картин действительности, произведений разного вида творчества, посвященных какой-либо одной теме и ограниченных временным отрезком, выявив при этом их значение для общественной жизни с помощью толкования, интерпретации. Дискуссия - очевидно. Радиоречь – жанр, вбирающий в себя все возможности аналитической публицистики, дающий автору широчайший простор для выражения своей позиции, убеждений, точки зрения на мир и актуальные события современности (обычно - публичное выступление значимого, высокого человека). Расследование - опять очевидность.

Документально-художественные. Радиоочерк отличается широким охватом материала. В поле зрения журналиста попадает все, что может ярче, полнее, точнее раскрыть тему, рассказать о человеке. Поэтому радиоочерк оперирует практически неограниченным объемом времени и пространства и их отражением в тексте. Автор «перемещается» во времени и пространстве сообразно своей творческой задаче, связанной с тем, как лучше и интереснее выявить характерные черты личности и через них показать важнейшие процессы, протекающие в обществе. Радиозарисовку называют малой формой очерка. Это своего рода звуковой эскиз, небольшой набросок, этюд к очерку.

Функция зарисовки – дать слушателям яркое представление о человеке, каком-нибудь городе, историческом месте. Предмет – отдельные страницы, характерный эпизод, ситуация, выбранные из многочисленных фактов о герое. Радиорассказ очень близок радиоочерку (в некоторых пособиях, статьях его считают разновидностью очерка).Функции радиорассказа близки к радиоочерку: показать в картинах, сценах, деталях человека, его дело, а через них – время. Но если радиоочерк чаще решает социальные задачи: исследование проблемы, воспитание на примере жизни отдельного героя, показ достижений трудового коллектива, то радиорассказ нацелен в значительно большей степени на художественно-эстетическое отражение времени и человека. Зато в радиоочерке значительно большую роль, чем в радиорассказе, играет тема. Предмет радиорассказа: события, люди, попадающие в центр документально-художественного исследования и отражения журналиста. Назначение фельетона: выявление, бичевание «пережитков прошлого», пороков, как считалось тогда, перешедших к строителям нового общества с «родимыми пятнами» капитализма и борьба с этими недостатками средствами сатирической радиопублицистики. Поэтому «героями» фельетонов были лодыри, рвачи, пьяницы, спекулянты и т.д. Предмет фельетона – черты характера этих типов, ситуаций, в которые они попадали и действовали. Основу радиокомпозиции составляет органичный сплав документального и художественного материала, его внутренняя архитектоническая соподчиненность всех фрагментов с целью наиболее полного, яркого раскрытия темы. Публицистичность и художественность в хорошей радиокомпозиции составляют целое. Документальные тексты несут частично и художественную нагрузку, а художественные – публицистическую.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: