Работа над проектом системного инженера сводится к
двум большим этапам:
1) системное рассмотрение проблемы,
2) системное проектирование. Эти этапы в свою очередь делятся на более мелкие, последовательность которых такова:
1. Системное рассмотрение проблемы.
1.1. Предварительная формулировка проблемы.
1.2. Организация группы изучения проблемы.
1.3.Системное исследование проблемы.
1.4. Определение проектируемого объекта.
1.5. Определение способа измерения эффективности работы проектируемого объекта и ограничений его общих характеристик.
2. Системное проектирование.
2.1. Построение модели проектируемого объекта.
2.2. Нахождение наилучшей структуры и оптимизация внугренних характеристик проектируемого объекта.
2.3. Проверка на управляемость и надежность работы.
2.4. Выработка технических требований к компонентам проектируемого объекта.
2.5. Оформление документации.
2.6. Определение порядка системно-инженерного аудирования на этапах составления детального проекта, строительства и эксплуатации объекта.
Рассмотрим теперь подробнее сущность перечисленных работ.
Системное рассмотрение проблемы начинается с этапа 1.1.
1. Системное рассмотрение проблемы
1.1. Предварительная формулировка проблемы. Для решения этой задачи надо рассмотреть, как возникла эта проблема. Иными словами, в результате чего возникла некая цель, в достижении которой наметились препятствия. Именно эти препятствия и необходимо преодолеть в результате реализации некоего проекта.
Несмотря на кажущуюся простоту, решение данной задачи не всегда тривиально. Зачастую, в традиционной постановке вопроса, проект предшествовал четко заявленной реальной цели. Например, в структурах, подверженных бюрократизации. Действительно, зачастую истинные цели иного проекта можно сформулировать так: «Построить завод, чтобы господину (товарищу) N было, где занять должность директора».
|
Разумеется, с ростом «цены ошибки» такие решения становятся неприемлемыми. Поэтому необходимо формулировать сначала истинную цель, а потом определять, так ли уж она недостижима в данных условиях в отсутствие данного проекта.
Например, машиностроительная фирма (объединение) испытывает затруднения в результате неритмичной работы поставщиков-металлургов. Это проблема. Но решать ее можно с помощью:
а) строительства собственного металлургического завода (реализации некоего проекта № 1);
б) поиска новых поставщиков;
в) нахождения способов влияния на нынешних поставщиков, которые будут способствовать более удовлетворительному их взаимодействию с данной машиностроительной фирмой;
г) разработки и внедрения менее металлоемких технологий, для чего, возможно, потребуется создание новой опытно- производственной базы (проект № 2);
д) строительства новых складов с целью иметь запасы металла, демпфирующие неритмичность его поставок (проект № 3).
Таким образом, в данном случае проблема должна быть сформулирована не в виде: «как построить металлургический завод», а в виде: «как обеспечить ритмичность поставки металла». Именно подобные факты стали основанием формулировки одного из группы известных «афоризмов фирмы Локхид», гласящего: «Если вы можете обойтись без реализации данного проекта — откажитесь от него сразу».
|
Разумеется, не всегда проблема сразу может быть сформулирована простым образом. Тем более, не сразу можно дать ответ о предпочтительных вариантах ее решения.
На первом этапе она только намечается, а для ее детальной формулировки и проработки необходимы усилия многих специалистов. Они и собираются на следующем этапе исследований, когда контуры проблемы намечены в самых общих чертах. Кстати, заметим, что правильная формулировка проблемы — половина успеха. Так что не следует удивляться, что даже для формулировки проблемы необходимы многих специалистов.
1.2. Организация группы изучения проблемы следование любой проблемы осуществляется с участием специалистов, которые, так или иначе, ори предметной области. Если это производственно-технические проблемы, то здесь не обойтись без инженеров соответствующего профиля. Однако независимо от специфики стоящих задач в любую исследовательскую системно-инженерную группу должны помимо собственно инженеров входить: а) представители заказчика, б) специалисты по математическому моделированию и программисты, в) экономисты, г) специалисты по системному анализу проблем, которых иногда называют системными аналитиками, иногда инженерами-системологами или инженерами-системотехниками.
Все определения специализации участников последней из перечисленных подгрупп можно считать синонимами. Однако традиционно сложилось и, наверное, отчасти понятно из самих названий, что системные аналитики — это несколько более широкие специалисты-методологи, а системологи и системотехники в большей степени связаны с проектированием технических систем.
|
В классических КХМ, которые определяются не столько техническими и технологическими проблемами, системно- инженерная группа должна включать еще: д) экологов, е) социологов, ж) демографов и, возможно, з) политологов.
После формирования группы изучения проблемы начинается следующий этап.
1.3.Системное исследование проблемы. Этот этап должен предусмотреть обзорный анализ системы более высокого уровня, в функционировании которой возникли проблемы, приведшие к рассмотрению возможности реализации предполагаемого проекта. В упоминаемом нами случае некой машиностроительной фирмы она и должна быть рассмотрена
в качестве такой системы.
Но это рассмотрение обязательно должно включать в себя все связи этой фирмы с поставщиками, исследовательскими центрами, лоббирующими организациями в органах власти различных уровней и т. п., потому что априорно неизвестно, каким путем будет решена проблема стабилизации поставок металла. А все вышеперечисленные связи при том или ином варианте решения данной проблемы могут оказаться задействованными.
Подобное определение системы высшего уровня, в которую в качестве подсистемы войдет проектируемый объект, назовем вмещающей системой. Для нее необходимо сформулировать совокупность целей и задач, которые могут быть предположительно решены с помощью того или иного из рассматриваемых мероприятий (проектов).
Отчасти эти исследования были проведены в пункте 1.1. Но это кажущееся противоречие. В пункте 1.1. проблема была только намечена заказчиком, возможно, без участия специалистов и системных инженеров. Зачастую заказчик сам затрудняется сформулировать, к какой системе или подсистеме относятся его затруднения.
Это в нашем упрощенном примере мы сразу сформулировали проблему и перечислили возможные варианты ее решения. На самом деле в реальных ситуациях, только правильно определив вмещающую систему, можно адекватно сформулировать проблему с точки зрения задач функционирования вмещающей системы. И вот почему.
Как правило, чтобы верно определить проблему, необходимо спрогнозировать развитие вмещающей системы проблема при наиболее вероятном развитии событий отпадет сама собой?
Для прогнозирования развития вмещающей системы, возможно, понадобится построение ее модели, что тоже представляет достаточно сложную задачу, не решаемую «с ходу» при предварительном рассмотрении проблемы.
Только в итоге всех перечисленных исследований можно окончательно уточнить проблему с учетом возможного развития ситуации. Затем уже указываются цели, реализация которых будет способствовать решению проблемы, и формулируются ограничения (текущие и прогнозируемые) возможностей вмещающей системы по достижению поставленных целей.
1.4.Определение проектируемого объекта. На основе выводов предыдущего этапа исследований происходит качественный выбор метода решения проблемы. В нашем примере с машиностроительной фирмой это выбор одного из перечня вариантов а)-д). При этом могут использоваться рассмотренные нами выше процедуры уникального выбора. Однако, так или иначе, выбран тип решения исходной проблемы, частным случаем этого решения может быть строительство того или иного производственного объекта. Таким образом, только на этом этапе можно сказать, что проблема будет решаться техническим средствами. При этом из предыдущего этапа известны наиболее общие требования к проекту.
1.5.Определение способа измерения эффективности работы проектируемого объекта и ограничений его общих характеристик. Задачи этого этапа непосредственно связаны с проблематикой, рассмотренной нами в предыдущих лекциях. По существу необходимо построить функцию полезности альтернативы (варианта производственного проекта).
Напомним, что основными задачами здесь являются:
а) выявление полного списка критериев оценки проекта,
б) выбор вида функции полезности,
в) оценка параметров этой функции (в частном случае, оценка весов критериев),
г) разделение критериев по группам несравнимости, если имеются группы конфликтных целей.
Заметим, что вариантов собственно проекта на данном этапе пока еще нет. Есть решение строить некий объект, и сформулированы требования к будущим вариантам проекта этого объекта. Можно сказать, что сформулировано техническое задание к проекту.
2. Системное проектирование
2.1. Построение модели проектируемого объекта является первым этапом системного проектирования. Эта модель должна удовлетворять следующим базовым требованиям:
а) предусматривать модельное описание как можно большего числа возможных объектов рассматриваемого типа, данное требование вытекает из того, проекта как такового на данном этапе пока еще нет;
б) быть как можно более простой и понятной специалистам всех профилей, участвующим в проекте;
в) предусматривать возможность корректировки параметров модели, а по возможности и ее структуры, в диалоговом режиме;
г) обеспечивать в результате работы количественные оценки всех намеченных в пункте 1.5 критериев качества моделируемого варианта проектируемого объекта.
Можно предъявить и дополнительные требования к модели. Так, в уже упоминавшейся работе Г. М. Дженкинса упор делается па объяснение путей достижения взаимопонимания специалистов разного профиля, участвующих в проекте и разработке модели.
Кроме того, особое внимание уделяется экономическим характеристикам компонентов будущего проекта (наверное, в противовес традиционно характерному чисто техническому подходу). Нам кажется, что дальнейшая детализация требований к модели в рамках нашего изложения излишня. Широкое толкование требований пунктов а)-г) позволяет в каждом конкретном случае конкретизировать их адекватно специфике рассматриваемой задачи.
2.2. Нахождение наилучшей структуры и оптимизация внутренних характеристик проектируемого объекта происходит уже с помощью построенной модели объекта. Варьируя в диалоговом режиме структуру предполагаемого объекта, конструируются такие контуры обратных связей между подсистемами, которые обеспечат необходимую устойчивость работы объекта в широком классе внешних воздействий.
Проводятся и иные исследования возможной структуры проектируемой системы в зависимости от специфики задачи. В итоге, гак или иначе, формируется функциональная схема проектируемой системы.
Затем, иногда параллельно этому процессу идет поиск наилучших, с точки зрения общих целей проекта, характеристик подсистем проектируемого объекта. При этом все время идет коррекция требований к структуре и характеристикам объекта с точки зрения их соответствия техническим и экономическим возможностям их выполнения.
Особым пунктом можно выделить требование к малой зависимости итоговых характеристик проектируемой системы от возможных отклонений характеристик отдельных компонентов от выбранных значений.
Подобная устойчивость системы необходима, ибо очевидно, что в процессе реализации отдельных компонентов они могут несколько отличаться от запланированного в эскизном проекте вида.
Разрабатываемые варианты в конечном итоге сравниваются согласно критериям, выработанным в пункте 1.5, и из них выбирается наилучший.
Проверка на управляемость и надежность работы. В общем случае проверка на управляемость и надежность работы проектируемого объекта проходит постоянно в процессе выполнения предыдущего пункта.
Однако особая важность для любой производственно-технической системы именно управляемости и надежности ее работы позволяют выделить в отдельный пункт комплексную детальную проверку выбранного варианта проекта именно по этим критериям. В случае положительных результатов данной проверки данный вариант проекта принимается, в противном случае происходит возвращение к предыдущему пункту.
Выработка технических требований к компонентам проектируемого объекта происходит уже на основе выбранного варианта проекта. Фактически все ранее разработанные общие требования ко всем подсистемам проектируемой системы конкретизируются в виде технических заданий на разработку всех компонентов проектируемого объекта.
2.5.Оформление документации. Итоги проделанной работы оформляются в виде соответствующих документов. В рамках существовавших в СССР и существующих в нынешней России традиций это так называемые технико-экономическое обоснование проекта, техническое задание, эскизный вариант проекта и технические задания на отдельные составляющие проекта.
Нельзя сказать, что имеющаяся у нас традиция полностью удовлетворяет требованиям системной инженерии, в противном случае не имелось бы столько примеров неудачных проектов.
Данным примером мы просто показали уровень детализации при рассмотрении проекта, когда методы системной инженерии отступают на второй план перед конкретными инженерно-техническими исследованиями. До этого периода системная инженерия должна преобладать в процессе проектирования.
Документация по результатам системно-инженерных работ должна отвечать их сущности. Так, итоговый отчет должен состоять из трех не равных по объему разделов:
1.Изложение существа проблемы и результаты системного исследования проблемы. Обоснование необходимости проекта с точки зрения решения данной проблемы. Этот раздел должен быть краток и понятен любому сколь угодно занятому руководителю высокого уровня. По существу в данном разделе должны быть изложены результаты исследований по пунктам 1.1-1.4 и кратко, со ссылками на дальнейшие разделы, выводы пункта 2.2.
2.Более детальное обоснование критериев выбора наилучшего варианта. Фактически это сокращенное, однако достаточно обоснованное и понятное изложение пункта 1.5 и очень краткое изложение пунктов 2.1 и 2.2 с повторением выводов пункта 2.2. Этот раздел должен быть понятен любому руководителю без дополнительных пояснений при наличии у руководителя времени и желания знакомиться с отчетом.
3. Развернутые приложения к отчету, содержащие изложение исследований пунктов 2.1-2.4. Этот раздел может быть затруднителен для ознакомления руководителю, однако должен быть понятен любому из специалистов тех профилей, которые участвовали в системно-инженерном исследовании.
2.6. Определение порядка системно-инженерного аудирования на этапах составления детального проекта, строительства и эксплуатации объекта. Во время разработки проектов отдельных компонентов системы их техническая реализация может отличаться от проектируемого вида. Кроме того, условия строительства и эксплуатации объекта также могут потребовать внесения определенных корректив.
Все такие отступления от проекта необходимо согласовывать исходя из общих целей проекта. При этом существуют два уровня рассмотрения:
1.Предварительный. В рамках этого уровня решается вопрос, — выводит ли данная корректировка итоговые характеристики проекта из заранее оговоренных рамок. Если нет, то она рассматривается и реализуется в оперативном порядке. Если да, то такая корректировка рассматривается на втором детальном этапе исследований.
2.Детальные исследования предполагают рассмотрение корректировок проекта как его новый вариант. Соответственно проблема, которая способствовала возникновению необходимости данной существенной корректировки, также рассматривается как крупная проблема. В данном случае необходимо для внесения крупных корректировок в проект проделать всю последовательность системно- инженерных исследований соответствующей проблемы и соответствующей корректировки, рассматриваемой как отдельный проект.
Практически любое КХМ не может обойтись без существенных корректировок первоначального плана, эти корректировки возникают зачастую уже в процессе частичной эксплуатации объекта. В данной ситуации процесс управления объектом и его корректировки (модернизации, реконструкции и т.п.) происходят параллельно.
Как правило, процесс корректировки проекта уже в процессе эксплуатации соответствующего объекта связан с появлением проблем, в не меньшей степени касающихся и текущих задач управления. Поэтому в данной ситуации разделить процесс управления объектом и корректировку его проекта нельзя.
Подобный процесс одновременной корректировки целей управления и модернизации объекта в изменяющихся условиях также обеспечивается методами системной инженерии и носит название адаптивного управления.
Заметим, что адаптивное управление наиболее эффективно, когда оно распространяется на производственно-технические комплексы, которые либо целенаправленно сложились как целостные системы, либо сформировались таковыми эволюционно, согласно внутренней логике развития производства. Реализации которой, в данном случае, по счастливому случаю, не мешали обстоятельства.
При управлении такими комплексами вполне можно при достижении поставленных целей опираться на общие свойства сложных систем. Эти свойства с некоторой долей условности можно представить в следующем виде.
А. Структурные свойства:
1. Целостность — система всегда является целостным объектом и широкий спектр целей можно достигать, не касаясь внутренних проблем системы, задавая лишь внешние воздействия. Вместе с тем надо помнить, что результаты внешних воздействий на систему ограничены. Нельзя только с помощью внешних воздействий, не затрагивая ее структуры, заставить перейти систему в любое произвольное состояние.
2.Иерархичность — все сложные системы построены иерархически. Структурные связи системы соединяют компоненты определенного иерархического уровня. Попытки в процессе текущего управления нарушить иерархичность не могут быть результативными.
3.Структурная сложность — все целостные системы структурно сложны. Именно структура, наличие определенных цепочек обратных связей и определяют основные свойства системы, в частности ее реализуемые состояния.
Б. Функциональные свойства:
1.Экономичность — в технико-экономических системах это свойство является реализацией общесистемного принципа наименьшего сопротивления. Неэкономичность хозяйственной системы — явление аномальное. Такую систему нельзя рассматривать как целостную, но только в совокупности с компонентом-донором, обеспечивающим существование этой системы. Соответственно тогда надо строить и управление данной системой с включенным компонентом-донором.
2.Надежность — является реализацией общесистемного свойства устойчивости систем к внешним воздействиям. Фактически методом сохранения надежности системы в условиях широкого диапазона требований со стороны вышестоящих управляющих звеньев является маневренность, которая иногда выделяется в самостоятельное свойство технико-экономических систем. С точки зрения системного подхода маневренность есть проявление многократного дублирования всех основных контуров обратных связей, позволяющего сохранять надежность в широком диапазоне требований и воздействий.
В. Эволюционные свойства:
1. Гибкость — экономический аналог общесистемного свойства адаптивности, или способности частично перестраиваться за счет собственных резервов, приспосабливаясь к требованиям окружающей обстановки. Следует отметить, что некоторые авторы [13] разделяют понятия гибкости и адаптивности, однако анализ приводимых ими определений говорит об очень большой близости этих свойств, различающихся лишь незначительными деталями, обусловленными спецификой конкретной предметной области. Поэтому с общесистемных позиций корректнее говорить о гибкости как о проявлении известной в классическом системном анализе свойстве адаптивности.
2. Дискретность смены состояний. Следует помнить, что внутренние возможности системы не безграничны. Поэтому и кризис системы, и коренное улучшение ее состояния с переходом в новое качество не могут проходить плавно.
При ухудшении ситуации кризисные явления с определенного момента нарастают лавинообразно, приводя к переходу системы в деградированное состояние.
Обратный процесс достаточно резкого улучшения всех качеств системы также проходит довольно интенсивно, если привлечены соответствующие капитальные вложения, которые направляются на структурную перестройку. После этапа структурной перестройки система становится весьма эластичной в отношении дальнейших капвложений и может сделать определенный рывок в дальнейшем развитии уже за счет собственных ресурсов, что внешне может выглядеть, как некое «лавинообразное» развитие.
Следует отметить, что, если некая экономическая или производственная система не обладает данными свойствами, — это ее недостаток, который требуется устранить для достижения целостности данной системы.
В противном случае ее надо объединить с другими системами, которые бы составили в совокупности единый комплекс. Именно подобного рода процессы достижения целостности могут происходить при объединении предприятий машиностроения и металлургии, угольной промышленности и энергетики и т. д.
Подводя итоги данной тематике, можно сказать, что системная инженерия есть конкретное приложение методов системного анализа к процессу проектирования и реализации крупномасштабных хозяйственных мероприятий.
Мы считаем расширение понятия «системная инженерия» на общие вопросы исследования проблем в любой области и обоснование принимаемых решений несколько неудачным. Применение системного анализа в управлении и поиске решения проблем есть его основная прикладная задача.
Системная инженерия является частью прикладного системного анализа. Однако эта часть одна из важнейших.
Именно в рамках системной инженерии возникли многие общие методы прикладного системного анализа, нашедшие свое применение далеко за рамками инженерно-технических задач. Так, например, именно при оценке вариантов инженерно-технических проектов было разработано большинство методов уникального выбора. Можно сказать, что системная инженерия сделала намного более эффективными чисто технические мероприятия, «погрузив» технические проблемы в более общий контекст, научив инженеров общаться со специалистами менее формализованных отраслей знания. Одновременно системная инженерия способствовала тенденции к структуризации и конкретизации системного анализа, который в значительной степени благодаря ей из философско-методологической науки стал наукой в первую очередь технической.
Системная инженерия представляет собой совокупность методов проектирования крупных технических объектов и комплексов, экономических и социальных систем. Хотя приемы системной инженерии универсальны и эффективны при составлении любого крупного проекта, для нас большой интерес представляет решение производственных и технических задач, специфику которых мы постараемся учесть в дальнейшем изложении.
Причиной появления системной инженерии является повышение «цены» любого проектного решения в условиях растущей энерго- и материалоемкости производства, роста зависимости производства от подготовки персонала, а также роста возможных внепроизводственных и внеэкономических последствий функционирования больших технических систем. При этом ряд последствий могут быть оценены с некоторой степенью вероятности.
Например, на более ранних этапах при проектировании тех же заводов решались в основном только технические проблемы [1]. Цель создания того или иного производства, условия его функционирования, взаимодействие с другими предприятиями были однозначно заданы.
На этом этапе проектирования вопросы о возможном расширении производства не рассматривался, возможный эффект рассчитывался без учета негативных влияний на окружающую среду, социальных последствий. Иными словами, промышленный объект развивался в достаточной степени стихийно – новые объекты добавлялись к старым, и проблемы решались по мере их возникновения. Стоимость таких решений могла быть чрезмерной и вела к экстенсивному развитию экономики или тупиковым ситуациям.
Современный этап потребовал уже при составлении технического задания учитывать необходимость модернизации производства, возможное изменение качества сырья, возможное перепрофилирование производства, изменения качества персонала и т.п. Неучет подобных факторов мог привести уже в достаточно близкой перспективе к бессмысленности реализации самого проекта. [1]
Из сказанного отнюдь не следует, что реконструкцию каждой котельной или замену каждого станка следует рассматривать с позиций системной инженерии. Не означает сказанное, что раньше при проектировании технических систем некоторые инженеры не рассматривали возможное влияние и последствия их внедрения на функционирование всего хозяйственного комплекса, окружающую среду или социальную сферу. [1]
Верно другое – если раньше подавляющее большинство любых проектов можно было проработать исходя из узко поставленных целей решения тех или иных чисто технических проблем, то сегодня выделяется целый класс производственно-технических проектов, которые обязательно надо разрабатывать с помощью методов системной инженерии. [1]
Это проекты, реализация которых является так называемым крупномасштабным хозяйственным мероприятием (КХМ).
Под КХМ понимают мероприятия, обладающие хотя бы одним из нижеперечисленных признаков:
· Наличие нескольких участников, интересами которых нельзя пренебречь при выборе варианта;
· Потребности в таком объеме инвестиций, которые сравнимы с возможностями субъекта, вкладывающего ресурсы в осуществление мероприятия;
· Наличие неэкономических последствий в масштабах, затрудняющих их прямую стоимостную оценку.
Отличительные черты КХМ:
· Экономическая целостность проекта, т.е. невозможность его расчленения на локальные проекты, которые при их независимой друг от друга реализации дадут в сумме ту же эффективность, что и проект в целом;
· Несовпадение в общем случае интересов отдельных участников процесса разработки, реализации и использования результатов проекта;
· Ограниченность возможностей перераспределения итогового результата КХМ между участниками проекта;
· Существенная длительность осуществления КХМ, предполагающая, в частности, наличие участников «разнесенных во времени»;
· Существенную неполноту информации об ожидаемых параметрах мероприятия и возможных последствиях его реализации в области экологии, социальной сферы, обороны и безопасности и т.п.;
· Уникальность КХМ.
Как видно из приведенной выше характеристики КХМ, это именно тот класс объектов, проектирование которых не сводится к решению чисто инженерных и инженерно-экономических проблем. Именно для проектирования КХМ приемлема системная инженерия [1].
Итак, системная инженерия – это наука о планировании и проектировании комплексных производственно-технических систем, создание и использование которых представляют собой крупномасштабные мероприятия [1].
В определение не включены строительство, эксплуатация и утилизация (ликвидация) технической системы. Специфические приемы системной инженерии безоговорочно доминируют на этапе планирования проекта и предпроектных стадиях, на равных взаимодействуют со специальными инженерными исследованиями на этапе проектирования.
Этапы строительства, производства, эксплуатации и ликвидации носят «исполнительский», заложенный на стадии проектирования характер. Поэтому задачи, решаемые в эти периоды с помощью методов системной инженерии, отступают на второй план.