- строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации;
- приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
- хранить информацию на бумажных (альбом, тетрадь и т. п.) и электронных носителях (диск, USB-накопитель) в виде упорядоченной структуры (статей, изображений, аудиоряда, ссылок и т. п.).
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
- для поиска нужной информации использовать такие внешние формальные элементы текста, как подзаголовки, иллюстрации, сноски;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
7.Система оценивания результатов и контроля
Контролю и оценке результатов подлежат такие показатели обученности как навык чтения, начитанность, умения работать с книгой, навыки и умения собственно читательской деятельности.
В ходе изучения курса преимущественно используется внутренняя оценка, которая включает разнообразные методы оценивания:
· наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений, или за развитием навыков учения и др.);
|
· оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих работ;
· оценку результатов рефлексии учащихся (листов самоанализа, дневников учащихся, выполнения отдельных видов работ, результаты стартовой и итоговой диагностики (на входе, в начале обучения и в конце года) и т.п.).
Средством проверки навыка осознанного чтения, степени понимания прочитанного, глубины проникновения в содержание текста является тестирование. Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведения как можно внимательнее, чтобы потом ответить на вопросы теста без ошибок.
Задания основной части охватывают предметы - русский язык, чтение, окружающий мир.
Стартовый контроль и комплексный итоговый тест позволяют определить индивидуальный прогресс ребёнка и при необходимости диагностировать проблемы в обучении.
В работе используются методы, позволяющие получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности.
Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и творческие проекты, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени и требующих для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности - от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.
|
Учебно – тематический план
Вводное занятие. Знакомство с тетрадью. | |
2. | Соколов – Микитов. Выделение главной мысли текста. |
3. | В. Осеева «Плохо». Определение последовательности событий в тексте. |
4. | Л. Толстой «Два товарища». Определяем тему текста. |
5. | Рассказы В. Бурлакова. Составляем план текста. |
6. | Рассказы А. Тихонова. Подбираем заголовок к тексту. |
7. | С. Михалков «Аисты и лягушки». Диалог. |
8. | Рассказы И. Пузанова. Задаём вопросы к тексту. |
9. | Рассказы В. Бахревского. Ищем синонимы. |
10. | Рассказы И. Соколова – Микитова. Оформляем обложку книги. |
11. | Рассказы Л. Яхтина. Делим текст на части. |
12. | Рассказы Л. Яхтина. Составляем план текста. |
13. | Рассказы а. Тихонова. Ищем сравнения в тексте. |
14. | Чтение научных текстов. Определяем главную мысль. |
15. | Рассказы К. Ушинского. Определяем своё отношение к тексту. |
16. | Рассказы И. Соколова – Микитова. Ищем сравнения. Подбираем заголовок. |
17. | Рассказы Е. Пермяка. Определяем стиль речи. |
18. | Рассказы И. Соколова – Микитова. Определяем тип текста. |
19. | Рассказы С. Михалкова. Подбираем антонимы. |
20. | Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок». Сказка или быль. Учимся обосновывать свои ответы. |
21. | В. Кологрив.»Кузнечик». Определяем тип речи. Учимся отвечать на вопросы по тексту. |
22. | Рассказы С Аксакова. Учимся определять стиль текста. |
23. | Рассказы С. Аксакова. Подбираем антонимы и образуем однокоренные слова. |
24. | Сказки Ш. Перро. Определяем последовательность пунктов плана. |
25. | Сказки Ш. Перо. Учимся подбирать антонимы. |
26. | Н. Юрцевич «Берёза». Дополняем предложения, опираясь на содержание текста. |
27. | Рассказы С. Юцзунь. Работаем с пословицами. |
28. | Рассказы С. Юцзунь. Восстанавливаем диалог. |
29. | Рассказы В. Танасийчук. Стиль текста. Заголовок. |
30. | Рассказы В. Коржикова. Работаем с иллюстрациями к тексту. |
31. | Рассказы В. Коржикова. Подбираем синонимы и антонимы. |
32. | Занимательные книги Э. Успенского. |
33. | Обобщающий урок – игра: «Я читал, много узнал, а значит уже подрос…» |
34. | Мои любимые книги. |
Содержание учебного предмета
|
Получение, поиск и фиксация информации.
Виды чтения. Работа с текстом представленным в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема). Знакомство со словарями, справочниками. Работа с электронными носителями. Работа в сети Интернет.
Понимание и преобразование информации.
Смысловое чтение как осмысление цели чтения; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части, как единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик использует полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.
Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного.
Применение и представление информации.
Описание по определенному алгоритму объекта или процесса наблюдения, запись аудио‐визуальной и числовой информации, используя инструменты ИКТ. Например, создание сочинения (изложения) описания; нахождение в тексте описания события или главного героя, высказывание собственного мнения или суждения о событии или герое на основе текста или с опорой на собственный опыт; наблюдение и фиксация явлений и изменений в природе, при выполнении практических работ.