Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного




Рабочая программа внеурочной деятельности

«Умное чтение»

 

Направление развитие личности школьника: общекультурное

 

Возраст: 7 - 11 лет

Срок реализации: 3 года

 

г.Сокол

2019 - 2020 г.г.

Пояснительная записка

Обоснование необходимости разработки программы.

Данная программа представляет собой вариант программ организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

Рабочая программа "Чтение и работа с текстом" является адаптированной, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы учебно-исследовательской деятельности О.Н.Крыловой "Чтение и работа с текстом" - издательство "Экзамен".

Курс введен во внеурочную деятельность в рамках общеинтеллектуального (научно-познавательного направления).

Актуальность выбораопределена следующими факторами:

· на основе диагностики и результатов тестирования и проверочных работ у обучающихся недостаточно сформированы навыки правильного осознанного чтения, умения и навыки работы с текстом;

· слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, умениесравнивать. анализировать. обобщать и делать выводы;

Новизна в данной рабочей программе определена Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

· определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов;

· в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;

· достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом;

· в основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса положены методики

 

Работа с текстом - это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать. В работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе и в целом, учиться интерпретировать текст.

К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.

В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. В ходе работы обучающиеся:

· определяют тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания;

· определяют главную мысль текста;

· восстанавливают текст;

· определяют последовательность пунктов плана текста;

· различают абзацы;

· подбирают синонимы и антонимы к словам;

· определяют сравнения и олицетворения;

· восстанавливают деформированный текст; вставляют пропущенные орфограммы и доказывают свой выбор.

Вставляя пропущенные орфограммы, подбирая пропущенные слова, обучающиеся используют знания, ранее полученные на уроках русского языка и литературного чтения.

Особое внимание уделено работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление на слоги для переноса, определение ударного слога, словообразование, связь с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом. Обучающийся тренирует свою зрительную память, а, значит, развивает орфографическую зоркость.

Работа с текстом способствует обучению извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В процессе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.

С целью развития познавательной активности продумана работа с иллюстративным материалом, внесены такие виды работы, как заполнение таблицы, на основе понимания прочитанного текста.

В работе с каждым текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

Цель и задачи программы

Программа направлена на достижение следующих целей:

• совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетической отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умения вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова,

• формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

Программа нацелена на решение следующих задач:

· развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

· формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

· развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

· формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

· обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

· формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

У обучающихся формируются личностные результаты:

· формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

· овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

· осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

· восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другомучеловеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

 

У детей продолжится формирование метапредметных результатов обучения:

· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

· овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;

· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболееэффективные способы достижения результата;

· овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

· готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

 

У обучающихся продолжится формирование предметных результатов обучения:

· овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

· осознание значимости чтения для личного развития;

· формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

· использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

· умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;

· умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;

· умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений.

3.Теоретико – методологическое обоснование программы:

Курс «Чтение. Работа с текстом» пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

4.Особенности возрастной группы:

· Программа рассчитана для учащихся 2- 4 классов, на 3 года обучения.

Режим занятий

На изучение курса «Чтение. Работа с текстом» в 1 классе отводится 33 часа в год, 1 час в неделю, со 2 по4 классы- 34 часа в год, 1 час в неделю.

На занятиях деятельность учащихся организуется в различных формах: коллективной, групповой, индивидуальной, парной. Наполняемость групп может определяться в зависимости от особенностей обучающихся от 12 человек до полного класса-комплекта.

С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа с иллюстративным материалом.

В качестве методов диагностики результатов обучения будут использоваться конкурсы, викторины, творческие проектные работы, читательские дневники, тестирование и др.

Для реализации данной рабочей программы используется учебно-методический комплект О.Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом». Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начальной школы.

Ожидаемые результаты

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

• определять тему и главную мысль текста;

• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

 

• работать с несколькими источниками информации;

• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: