Рабочая программа внеурочной деятельности
«Умное чтение»
Направление развитие личности школьника: общекультурное
Возраст: 7 - 11 лет
Срок реализации: 3 года
г.Сокол
2019 - 2020 г.г.
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки программы.
Данная программа представляет собой вариант программ организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Рабочая программа "Чтение и работа с текстом" является адаптированной, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы учебно-исследовательской деятельности О.Н.Крыловой "Чтение и работа с текстом" - издательство "Экзамен".
Курс введен во внеурочную деятельность в рамках общеинтеллектуального (научно-познавательного направления).
Актуальность выбораопределена следующими факторами:
· на основе диагностики и результатов тестирования и проверочных работ у обучающихся недостаточно сформированы навыки правильного осознанного чтения, умения и навыки работы с текстом;
· слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, умениесравнивать. анализировать. обобщать и делать выводы;
Новизна в данной рабочей программе определена Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
· определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов;
· в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
|
· достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом;
· в основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса положены методики
Работа с текстом - это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать. В работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе и в целом, учиться интерпретировать текст.
К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.
В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. В ходе работы обучающиеся:
· определяют тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания;
· определяют главную мысль текста;
· восстанавливают текст;
· определяют последовательность пунктов плана текста;
· различают абзацы;
· подбирают синонимы и антонимы к словам;
· определяют сравнения и олицетворения;
· восстанавливают деформированный текст; вставляют пропущенные орфограммы и доказывают свой выбор.
Вставляя пропущенные орфограммы, подбирая пропущенные слова, обучающиеся используют знания, ранее полученные на уроках русского языка и литературного чтения.
Особое внимание уделено работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление на слоги для переноса, определение ударного слога, словообразование, связь с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом. Обучающийся тренирует свою зрительную память, а, значит, развивает орфографическую зоркость.
|
Работа с текстом способствует обучению извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В процессе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.
С целью развития познавательной активности продумана работа с иллюстративным материалом, внесены такие виды работы, как заполнение таблицы, на основе понимания прочитанного текста.
В работе с каждым текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
Цель и задачи программы
Программа направлена на достижение следующих целей:
• совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетической отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умения вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова,
• формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
|
Программа нацелена на решение следующих задач:
· развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
· формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
· развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
· формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
· обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
· формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
У обучающихся формируются личностные результаты:
· формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
· осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
· восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другомучеловеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
У детей продолжится формирование метапредметных результатов обучения:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
· овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболееэффективные способы достижения результата;
· овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
· готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
У обучающихся продолжится формирование предметных результатов обучения:
· овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
· осознание значимости чтения для личного развития;
· формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
· использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
· умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
· умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
· умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений.
3.Теоретико – методологическое обоснование программы:
Курс «Чтение. Работа с текстом» пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
4.Особенности возрастной группы:
· Программа рассчитана для учащихся 2- 4 классов, на 3 года обучения.
Режим занятий
На изучение курса «Чтение. Работа с текстом» в 1 классе отводится 33 часа в год, 1 час в неделю, со 2 по4 классы- 34 часа в год, 1 час в неделю.
На занятиях деятельность учащихся организуется в различных формах: коллективной, групповой, индивидуальной, парной. Наполняемость групп может определяться в зависимости от особенностей обучающихся от 12 человек до полного класса-комплекта.
С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа с иллюстративным материалом.
В качестве методов диагностики результатов обучения будут использоваться конкурсы, викторины, творческие проектные работы, читательские дневники, тестирование и др.
Для реализации данной рабочей программы используется учебно-методический комплект О.Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом». Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начальной школы.
Ожидаемые результаты
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
• работать с несколькими источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.