Сущность педагогической деятельности




Введение

 

В условиях социально-экономической и социально-политической нестабильности профессиональная деятельность педагогов все больше приобретает внешне ориентированную направленность. Внешняя мотивация не стимулирует профессионального развития педагога, превращает его труд в деятельность, совершаемую под давлением внешней необходимости. Следствием этого становятся профессиональная деформация личности педагога, феномен «сгорания», утрата психического и физического здоровья. При этом вполне закономерно, что у учащихся доминирует пассивное отношение к учению, формируются двойные жизненные стандарты, происходит деформация ценностных ориентации. В связи с этим актуальной проблемой системы образования является переориентирование профессиональной деятельности педагогов с внешнего типа мотивации на внутренний. Однако при этом не учитывается психологическая структура педагогической деятельности.

 

Исследованию структуры педагогической деятельности посвящены работы Л. И. Белозеровой, Я. И. Украинского, Р. В. Майменко, В. М. Манохина, П. С. Указова и др. Тем не менее, нет единства в понимании сущности такого компонента психологической структуры педагогической деятельности, как психологическая компетентность, также не изучена взаимосвязь психологической компетентности и мотивации педагогической деятельности.

 

Цель курсовой работы – изучить психологическую структуру педагогической деятельности. Для этого необходимо решить следующие задачи:

 

Охарактеризовать сущность педагогической деятельности.

 

Проанализировать психофизиологические предпосылки педагогической деятельности.

 

Дать развернутую психологическую характеристику педагогической деятельности.

 

Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

 

Сущность педагогической деятельности

 

Своим происхождением профессия педагога обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип Деятельности, назначение которой – подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.

 

Многие исследователи отмечали огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть профессии педагога. К. Д. Ушинский рассматривал учителя как посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми [16, с. 91].

 

Деятельность педагога является одним из видов деятельности человека, и для ее понимания следует исходить из более общего понятия деятельности.

 

Понятие деятельности является одним из ключевых в психологии и педагогике. Деятельность определяется как «специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» [8, с. 160].

 

В зависимости от предмета и результатов выделяют различные виды деятельности. Так, деятельность, направленная на создание, получение материального продукта, называется практической. Деятельность, направленная на изменение в сфере сознания, называется духовной [8, с. 160]. Анализ содержания любого вида деятельности указывает на наличие психологического ее фундамента, т. к. основными характеристиками деятельности является предметность – то, с чем она непосредственно имеет дело (какой-либо материальный или идеальный объект), и субъективность, поскольку она выполняется конкретным человеком [7; 14].

 

Педагогическая деятельность является одним из видов деятельности. Ее разделяют на профессиональную и непрофессиональную (Н. В. Кузьмина, Е. М. Иванова и др.).

 

Непрофессиональной является та педагогическая деятельность, которой занимается большинство людей в своей повседневной жизни, не обязательно имеющих специальное педагогическое образование и педагогическую квалификацию (например, воспитание детей в семье).

 

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в государственных или частных учебно-воспитательных и образовательных учреждениях и требует профессиональной компетентности лиц, ее осуществляющих, определенного уровня специального их образования [18, с. 89].

 

Существует множество различных подходов к трактовке понятия педагогической деятельности.

 

Так, А. И. Щербаков характеризует ее как «искусство, требующее от педагога глубоких знаний, высокой культуры, педагогических способностей и прежде всего понимания психологической структуры и содержания педагогической деятельности, основных ее функций, выполнение которых обеспечивает эффект образования и воспитания учащейся молодежи» [22, с. 112]. Автор выделяет следующие функции педагогической деятельности: информационную, мобилизационную, развивающую, ориентационную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую, исследовательскую.

 

В. А. Сластенин рассматривает педагогическую деятельность как процесс решения неисчислимого множества типовых и оригинальных педагогических задач различных классов и уровней [16, с. 38].

 

В. А. Кан-Калик определяет педагогическую деятельность как творческий процесс, в котором создается ситуация творческого взаимодействия с детьми и творческое формирование их личности: «Для того, чтобы воспитывать ребенка, необходимо вызвать у него положительное отношение к тому качеству, которое мы хотим сформировать. А отношение всегда формируется в деятельности через сложнейший механизм взаимоотношений, общения с детьми. Именно через живое и непосредственное общение педагога с ребенком осуществляется самое главное в педагогической работе – воздействие личности на личность» [13, с. 242].

 

По мнению Ю. Н. Кулюткина, педагогическая деятельность – это рефлексивное управление учителем деятельностью ученика с целью развития личности последнего. Педагог стремится сформировать у ученика те внутренние основания (знания, методы, действия), которые позволили бы ученику в дальнейшем самостоятельно управлять своей деятельностью [13, с. 251].

 

А. К. Маркова рассматривает педагогическую деятельность как один из основополагающих компонентов профессиональной компетентности учителя и определяет ее как профессиональную «активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания» [18, с. 252].

 

По мнению Б. Т. Лихачева, педагогическая деятельность – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества [7, с. 168].

 

В описанных характеристиках можно выделить два основных подхода к определению понятия педагогической деятельности.

 

Для первого характерно признание ведущей роли педагога, который является реализатором конкретной учебно-воспитательной, общеобразовательной программы, который выполняет свои функциональные обязанности и должен соответствовать требованиям профессии. Ученик при таком подходе выступает в качестве объекта инициативного влияния и воздействия учителя.

 

Второй подход рассматривает учителя как посредника между учеником и окружающим миром. Различием между первым и вторым подходом является тип коммуникации – монолог или диалог. Если первый подход ставит «акцент» на процесс преподавания, то во втором подходе педагогическая деятельность наполнена подлинно человеческим смыслом, выражаясь в сотрудничестве и сотворчестве.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: