с детьми подготовительной группы на тему




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Оленовский ясли-сад № 23 Оленовский ясли-сад № 23 Волновахского района»

БЕСЕДА

с детьми подготовительной группы на тему

«Что такое героизм?».

Подготовила: Быкова О.Г.

воспитатель МДОУ № 23

Программное содержание: формировать представ­ление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам, ко­торое выражалось бы в желании подражать им в ловко­сти, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них. Уточнять и расширять представления о защит­никах страны в годы Великой Отечественной войны, познакомить с историей оккупации Донецка. Уважать и почитать Ветеранов Великой Отечественной войны. Знакомить с историческими событиями и подвигами наших предков.

Ход беседы:

Воспитатель. Ребята! Я прочитаю вам стихотво­рение. С..Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» (читает). Как вы считаете, парень лет двадцати действительно герой? (Ответы детей.) Как вы думаете, почему сти­хотворение названо «Рассказ о неизвестном герое»? (Ответы детей). Как можно охарактеризовать его по­ступок? (Храбрый, смелый, героический, скромный). Да, правильно, этот парень — настоящий герой, он вынес ребенка из горящего дома, а награду за это не потребовал. Он скромный герой.

Скажите, а каждый ли поступок можно назвать героическим? Например, на глазах у прохожих пере­бежать проезжую часть улицы на красный свет светофора — это героизм? (Нет). Правильно, это не героизм, а глупость, которая может плохо кончиться для «героя». (Воспитатель читает отрывки из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» Задает вопросы по содержанию о поступках «героев»).

Героическим можно назвать поступок, когда он свершается во имя благородной цели. Например, если человек, рискуя жизнью, спасает утопающего, — это героизм. А герои Космоса? Кто знает, не подстерегает ли на этот раз их непредвиденное событие?. И все же они уходят на задание, чтобы открыть человечеству новые тайны. А кто был первым героем Космоса? (Ю. Гагарин. Ребенок читает стихотворение о космонавтах).

Ребята! Кого еще можно назвать героями? (Спасателей службы спасения, врачей скорой помощи, по­жарных).

Из вас кто-нибудь совершал хорошие поступки? Какие? (Ответы детей).

Много героических поступков было соверше­но во время войны. Героизм проявляли не только взрос­лые, но и дети 10—14 лет. Они, как и взрослые, дела­ли для победы все, что могли

(Воспитатель читает стихотворение «Рассказ танкиста» (В. Твардовский)


Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти— двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей,

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду ведрами — не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют...

Шел бой за улицу.

Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит — не выглянуть из башен, —

И черт его поймет, откуда бьет.

Тут угадай-ка, за каким домишкой.

Он примостился, — столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

- Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

- Да где же, где?- А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждет. — Влезай сюда, дружище!

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка — мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырем.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота

Заходим в тыл, и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар.

И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец!

И руку, как товарищу, пожал.

Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.


Многие города нашей страны захватили фашисты. Донбасс под оккупантами был почти два года. И все это время людям приходилось не только просто жить, но и выживать. Утром 21 октября 1941 года немецкие войска вошли в город. В начале марта 1942 года оккупационные власти в районе Белого карьера (район цирка), из так называемой «Собачевки» соорудили гетто для еврейского населения. Обитателей гетто выводили на городские работы. В частности, запомнилось, как старики и женщины кололи лед возле почтамта, а охрана из полицейских перегоняла проходивших горожан на другую сторону улицы. В ночь с 30 апреля на 1 мая гетто ликвидировали (расстреляли) Немецкая комендатура расположилась в доме по Артема. Фронт проходил в 100–150 км от г. Сталино, и город использовали в качестве перевалочной базы как обеспечения фронта, так и отдыха фронтовиков от передовой. На оккупированных территориях значение денег в повседневной жизни значительно уменьшилось. Как и в начале 20-х годов, преобладал натуральный обмен. Недешевый бостоновый костюм (в довоенное время его обладателями были редкие счастливцы) стоил полмешка пшеницы или кукурузы, обручальное кольцо равнялось по стоимости мешку картошки. Мебель и недвижимость стоимостной оценки не имели. На первом месте по значению были продукты, на втором — одежда и обувь. Работа была не у всех. Оккупанты жестко практиковали утверждение: «Кто не работает — тот не ест». Работа доставалась в большей мере женской части населения — уборка, стирка и кормление оккупационных частей. Повезло тем, кто устроился прибирать при столовых. Там разрешали забирать картофельные очистки. Население делало из них картофельные оладьи или варило. Оставшиеся с мирного времени вещи меняли в сельской местности на продукты. Все продовольствие выдавали по карточной системе. Что же ело гражданское население? На первом месте стоял хлеб. Вареный буряк, как лакомство, давали только детям. Морковь терли, сушили и пили потом морковный чай. Картофель распределялся по штукам на каждого члена семьи. Две картофелины в день считалось излишеством. Готовили лепешки из кукурузной муки — маторжоники. И тут уж никак нельзя было обойтись без самодельной ручной мельницы. Трудно и тяжело было людям, но дончане знали, что наступит день, когда их освободят, и каждый про себя думал: «Будем терпеть, не сдадим свои родные земли. И при первой возможности Донецк будем оборонять». Бои за освобождение Сталино начались 7 сентября 1943 года. При взятии города наиболее отличились 50-я гвардейская стрелковая дивизия (полковник Владычанский -- войска вошли в Сталино со стороны Рутченково), 301-я и 230-я стрелковые дивизии. Город был освобождён в первой половине 8 сентября 1943 года. Освобождение осуществлялось через северные пригороды города (восточный берег Кальмиуса у Макеевки - по современному проспекту Мира), позже танковыми войсками (командир - полковник Франц Гринкевич), по восстановленным мостам через Кальмиус несколько южнее. Одновременно с северным крылом, удар наносился и по южной окраине города силами 50 стрелковой дивизии Владычанского.

Оккупация Сталино длилась около 700 дней. На начало Великой Отечественной войны население города составляло около 507 тысяч человек, а после оккупации -- 175 тысяч. 8 сентября отмечается как День освобождения Донбасса.

(Ребенок читает стихотворение «Навек запомни» (М. Исаковский)


Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой,

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты – рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух,-

На век запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал всё, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А родину сберёг.


В названиях городов, площадей, парков, улиц живут имена героев Великой Отечественной войны. Много в России и Донецкой Народной Респиублике героев. С такими людьми наша страна обязательно должна победить.

(Ребёнок читает стихотворение С.Маршака «День Победы»)

В часы большого торжества

Прохладным ранним летом

Сияет вечером Москва

Незатемнённым светом.

Поёт на улице народ,

Шумит, ведёт беседы.

Так вот он — час, и день, и год

Свершившейся победы!

Каждый из вас, мальчики, когда вырастет, будет служить в Армии. Это большая честь. К этому нужно готовиться уже сейчас: ведь солдат должен быть сильным, ловким, добрым, он должен много знать и много уметь.

Российский воин бережёт

Родной страны покой и славу.

Он на посту – и наш народ

Гордится армией по праву.

Спокойно дети пусть растут

В родимой солнечной Отчизне.

Он охраняет мир и труд.

Прекрасный труд во имя жизни.

А теперь, ребята, рассмотрим исторические архивные данные в фото оккупированного Донецка (фото). Предлагаю создать выставку фото (информационных данных) наших либо может быть Ваших родителей, дедов, прадедов, которые прошли этот тяжелый путь и одержали победу над фашизмом, а начну её я с фото своего дедушки: ветерана Великой отечественной войны - Кубарь Виктора Ивановича (27 июня 1926 года рождения).

Пройдет данная выставка в детском саду под названием: «Спасибо деду за победу!» так как 9 мая 2020 года мы будем с Вами праздновать 75-ю годовщину Великой Победы над фашизмом!!!

(Рассказ о неизвестном герое С.Я. Маршак)


Ищут пожарные, ищет милиция,
Ищут фотографы в нашей столице,
Ищут давно, но не могут найти
Парня какого-то лет двадцати.

 

Среднего роста, плечистый и крепкий,
Ходит он в белой футболке и кепке.
Знак «ГТО» на груди у него.
Больше не знают о нем ничего.

 

Многие парни плечисты и крепки.
Многие носят футболки и кепки.
Много в столице таких же значков.
Каждый к труду-обороне готов.

 

Кто же, откуда, и что он за птица
Парень, которого ищет столица?
Что натворил он… И в чем виноват?
Вот что в народе о нем говорят.

 

Ехал один гражданин по Москве —
Белая кепка на голове,-
Ехал весной на площадке трамвая,
Что-то под грохот колес, напевая…

 

Вдруг он увидел —напротив в окне
Мечется кто-то в дыму и огне.

Много столпилось людей на панели.
Люди в тревоге под крышу смотрели:

 

Там из окошка сквозь огненный дым
Руки ребенок протягивал к ним.

Даром минуты одной не теряя,
Бросился парень с площадки трамвая
Автомобилю наперерез…


И по трубе водосточной полез.

Третий этаж, и четвертый, и пятый…
Вот и последний, пожаром объятый.
Черного дыма висит пелена.
Рвется наружу огонь из окна.

 

Надо еще подтянуться немножко.
Парень, слабея, дополз до окошка,
Встал, задыхаясь в дыму, на карниз,
Девочку взял и спускается вниз.

 

Вот ухватился рукой за колонну.
Вот по карнизу шагнул он к балкону…
Еле стоит, на карнизе нога,
А до балкона — четыре шага.

 

Видели люди, смотревшие снизу,
Как осторожно он шел по карнизу.
Вот он прошел половину пути.
Надо еще половину пройти.

 

Шаг. Остановка. Другой. Остановка.
Вот до балкона добрался он ловко.
Через железный барьер перелез,
Двери открыл - и в квартире исчез…

 

С дымом мешается облако пыли,
Мчатся пожарные автомобили,
Щелкают звонко, тревожно свистят.
Медные каски рядами блестят.

 

Миг — и рассыпались медные каски.
Лестницы выросли быстро, как в сказке.

Люди в брезенте —один за другим —
Лезут по лестницам в пламя и дым …

 

Пламя сменяется чадом угарным.
Гонит насос водяную струю.
Женщина, плача,
Подходит к пожарным:
— Девочку, дочку спасите мою!

 

— Нет,-отвечают пожарные дружно,-
Девочка в здании не обнаружена.
Все этажи мы сейчас обошли,
Но никого до сих пор не нашли.

 

Вдруг из ворот обгоревшего дома
Вышел один гражданин незнакомый.
Рыжий от ржавчины, весь в синяках,
Девочку крепко держал он в руках.

 

Дочка заплакала, мать обнимая.
Парень вскочил на площадку трамвая,
Тенью мелькнул за вагонным стеклом,
Кепкой махнул и пропал за углом.

 

Ищут пожарные, ищет милиция,
Ищут фотографы в нашей столице,
Ищут давно, но не могут найти
Парня какого-то лет двадцати.

 

Среднего роста, плечистый и крепкий,
Ходит он в белой футболке и кепке,
Знак «ГТО» на груди у него.
Больше не знают о нем ничего.

 

Многие парни плечисты и крепки,
Многие носят футболки и кепки.
Много в столице таких же значков.
К славному подвигу каждый готов!


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: