ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ НАПРАВЛЕННОЙ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЛЫЖНЫХ КОНЬКОВЫХ ХОДОВ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




 

Одним из основных показателей, определяющих результат в лыжных гонках, является техническая подготовленность. По мнению ряда авторов (Ю.Д. Шипановский, 1991; М.А. Миленина, М.А. Красавина, 2008) применение специальных упражнений лыжника на учебно-тренировочных занятиях позволит существенно повысить уровень технической подготовленности учащихся, а, соответственно, и результаты в передвижении на лыжах [31; 49].

В процессе совершенствования технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Для решения задач совершенствования используется целый ряд методов, которые делятся на три большие группы: словесные методы, методы наглядного воздействия, практические методы [3].

По мнению Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова (2000) в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, то есть результативности применяется метод сопряженного воздействия. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.
При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура [48].

Авторы М.А. Аграновский (1987), Д.Д. Донской, Х.Х. Гросс (1999) считают, что для совершенствования техники лыжных коньковых ходов лыжников-гонщиков особое внимание следует обратить на упражнения, воспитывающие чувство равновесия, а также на упражнения, целенаправленно воздействующие на вестибулярный аппарат [2;10].

Для более успешного совершенствования конькового хода перед его совершенствованием на снегу целесообразно проимитировать все движения без лыж. Имитация выполняется как шаговая, так и прыжковая. Шаги (прыжки) выполняются вперед – в сторону с низкoй (стелющейся) траекторией движений. При этом следует обратить внимание на отталкивание всей стопой (боковoй - внутренней частью), а не носком. Носок маховой ноги обязательно разворачивается чуть вперед - в стoрону [49].

 


ГЛАВА III СОДЕРЖАНИЕ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЛЫЖНЫХ КОНЬКОВЫХ ХОДОВ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С целью повышения эффективности процесса освоения техники на совершенствование техники лыжных коньковых ходов, нами были определены эффективные средства и методы, направленные на совершенствование техники лыжных коньковых ходов детей среднего школьного возраста разработана методика, особенностью которой явилось применение специально-подготовительные упражнения, выполняемые методом сопряженного воздействия.

Совершенствование техники проходило в основной части занятия детей среднего школьного возраста.

Учебно-тренировочные занятия в тренировочной группе проходили 5 раза в неделю по 1,5 часа. Занятия по методике применялось 3 раза в неделю. Структура отдельного занятия соответствовала общепринятой в теории и практике физического воспитания и включала в себя подготовительную, основную и заключительную части. Методика применялась в основной части занятия и занимала 30 минут времени. Отдых между упражнениями до восстановления.

Перед началом каждого занятия в группах в обязательном порядке сообщались задачи, и конкретизировалось его содержание (какие, в какой последовательности, количество выполняемых упражнений).

Разработанная методика, направленная на совершенствование техники лыжных коньковых ходов.

1. Выполнение имитационной работы рук при передвижении коньковым ходом с использованием резинового амортизатора. При этом большое внимание уделяется положению рук (должны быть подняты на уровень глаз при толчке, по завершению точка должны быть заведены за туловище с выпрямленными кистями рук) и ног (они должны быть чуть согнуты в коленном суставе). Дозировка: два подхода по 1 мин.

2. Выполнение боковых шагов на скамейку. И.п. – о.с. лыжника, руки за спиной боком к скамейке. Спортсмен выполняет имитацию конькового хода прыжком правой ноги на скамейку, другая нога фиксируется в воздухе. Вернуться в и.п. Тоже выполняется на другую ногу. Дозировка: два подхода по 10 раз на каждую ногу.

3. Выполнение имитации работы рук и ног с использованием резиновых амортизаторов. На ногах фиксируется резиновая лента. При этом большое внимание уделяется положению рук (должны быть подняты на уровень глаз при толчке, по завершению точка должны быть заведены за туловище с выпрямленными кистями рук) и ног (шаг производится в сторону). Дозировка: два подхода по 1 мин.

4. Выполнение имитации полуконькового хода стоя одной ногой на тренажере «Балансировочный диск», другой ногой выполняя махи по воздуху. При выполнении упражнения нужно держать равновесие и следить за правильной работой рук и ног. Дозировка: два подхода по 5 раз на каждую ногу.

5. Выполнение прыжковой имитации одновременно одношажного конькового хода, при этом один лыжник стоит впереди и у него в области живота натянута резиновая лента. Второй – стоит позади первого и держит концы резиновой ленты, создавая натяжение, за счет подтягивания первого ученика на себя (не в полную силу). Затем они меняются местами. Дозировка: 2 подхода по 20 метров.

6. Выполнение имитации полуконькового хода стоя одной ногой на скамейке, другой ногой выполняя имитацию по воздуху. При этом на ногах закреплена резиновая лента. При выполнении упражнения нужно держать равновесие и следить за правильной работой рук и ног. Дозировка: три подхода по 10 раз на каждую ногу. Упражнение выполняется с фиксацией поз.


ВЫВОДЫ

1. Для выявления мнения тренеров по лыжным гонкам о процессе совершенствования техники лыжных коньковых ходов было проведено анкетирование. На этой основе была разработана методика, направленная на совершенствование техники лыжных коньковых ходов детей среднего школьного возраста. В ходе анкетирования было выявлено, что для совершенствования толчка в коньковых ходах применяют поочередные отталкивания ногами с внутреннего ребра скользящей лыжи и перенос массы тела на другую лыжу при спуске с пологого склона с широко расставленными лыжами (при расстоянии между ними 50-60 см). Совершенствовать технику коньковых ходов в летний период помогут передвижения на лыжероллерах. Для совершенствования техники конькового хода лыжника-гонщика без отталкивания руками отталкивание ногами нужно производить с махами рук. Для совершенствования техники лыжных коньковых ходов лыжника-гонщика эффективнее использовать метод сопряженного воздействия. При совершенствовании техники лыжных коньковых ходов лыжника-гонщика целесообразнее использовать методы непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или учеником, владеющим техникой). Словесный метод – разбор целесообразнее использовать при совершенствовании техники лыжных коньковых ходов лыжника-гонщика.

2. Для повышения эффективности тренировочного процесса была разработана и применена на практике методика, направленная на совершенствование техники лыжных коньковых ходов детей среднего школьного возраста. В разработанную методику включены специально-подготовительные упражнения, выполняемые методом сопряженного воздействия.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акинин, П.В. Физическая культура и спорт в системе высшего профессионального образования: сборник научных трудов по материалам Всероссийской Научно-практической конференции 21-22 апреля 2005 г. / П.В. Акинин. – Ставрополь, 2005. – 112 с.

2. Арамов, М. Я. Легкоатлетические соревнования. Особенности подготовки: Учеб.для студентов вузов – 3 изд. / М. Я. Арамов - Москва, 2002. – 218 с.

3. Аулик, И.В. Как определить тренированность спортсмена / И.В. Аулик. –М.: Физкультура и спорт, 2011. - 102 с.

4. Балъсевич Запорожанов В.А. Физическая человека. - Киев: Здоровье. ‑ 2000. ‑ 223 с.

5. Балъсевич В.К, Л.И. Физическая молодежь и современность Теория и практика физ. культуры. ‑ 2005. ‑ № 4. ‑ С. 2 - 7.

6. Бальсевич Лубышева Л.И. Спортивно физическое воспитание: и социальный аспекты Теория и практика культуры. 2003. — №11. ‑ С. 19-22.

7. Баталов А.Г. Краткий курс дисциплины «Лыжный спорт»: учебное пособие / А.Г. Баталов, Т.Н. Раменская, П.В. Головкин и др. – М.: Наука, 2004. – 320 с.

8. Безруких, М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2003. – 416 с.

9. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка. Обучение двигательным действиям. Теория и методика / М.М. Боген. – М.: Либроком, 2010. – 380с.

10. Бутин, И.М. Лыжный спорт: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.М. Бутин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

11. Вавилов Лубышева Л., Е. "Президентские II Всероссийский семинар \\ и практика физической культуры. ‑ № 1. 62. ‑ С. 37-41.

12. Вайнбаум, Я.С. Применения лыжероллеров в подготовительном периоде / Я.С. Вайнбаум. –М.: Лыжный спорт, 2006. –205 с.

13. Волков JI.B. Возрастная периодизация тренировочных нагрузок в спортивной подготовке детей и подростков: Учеб.-методич. пособие. Переяславль-Хмельницкий. ‑ 2004. ‑ 25 с.

14. Воронов, В.Я. Физическая культура. Лыжная подготовка детей школьного возраста: метод.пособие / В.Я. Дронов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 88 с.

15. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям: Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю.К. Гавердовский. – М.: ФиС, 2007. – 912 с.

16. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб.для студентов вузов - 2-е изд., дораб. / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2004. - 224 с.

17. Головкин, П.В. Методика подготовки лыжников-гонщиков с учетом рельефа местности: Метод, разработка для студ. и слуш. фак. повыш. квалиф. Академии. / П.В. Головкин – М.: РГАФК, 2011. –75 с.

18. Головкин, П.В. Планирование тренировочной нагрузки лыжников-гонщиков в подготовительном периоде. / П.В. Головкин. –М.: Актуальные проблемы совершенствования физического воспитания учащихся и студентов. Коломна, 2012. –146 с.

19. Громадский, Э.С. Педагогическая кинезиология / Э.С. Громадский – М.: «Тренер». ‑ 2002. ‑ 543 с.

20. Гурский, А.В. Моделирование двигательной деятельности в лыжных гонках /А.В. Гурский, Л.Ф. Кобзева - Смоленск: СГИФК, 2007. –128 с.

21. Дмитриев С.В. Антропные принципы в современной науке и образовательных технологиях физической культуры / С.В. Дмитриев //Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 12. – С. 2-9.

22. Донской, Д.Д. Контроль над скоростью в тренировке лыжника-гонщика /Д.Д. Донской –М.: Теория и практика физ. rультуры, 2009. –153 с.

23. Друзь, В.А. Спортивная тренировка и соревнования / В.А. Друзь. – СПб.: Питер, 2004.– 118 с.

24. Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. - 3-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 382 с.

25. Евстафьев, Б.В. Физические способности, как вид способностей человека: учебное пособие / Б.В. Евстафьев. – М.: Издательство «Спорт», 2008. – 405с.

26. Евстратов, В.Д. Лыжный спорт: Учеб. для ин-тов физич. Культуры / В.Д. Евстратов, Г.Б. Чукардин, Б.И. Сергеев -М.: Физкультура и спорт, 2010. –234 с.

27. Еремин, И.В. Построение тренировочного процесса лыжников-гонщиков в подготовительном периоде / И.В. Еремин, А.В. Пермяков, И.Г. Огольцов – М.: Лыжный спорт, 2003. –147 с.

28. Ермаков, В.В. Сравнительная характеристика техники передвижения попеременным двухшажным ходом на лыжах, лыжероллерах, роликовых коньках и при имитации / В.В. Ермаков, А.А. Макаров –М.: Лыжный спорт, 2008. –137 с.

29. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб.для студентов вузов / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - 2-е изд., ᴨȇрераб. и доп. - М.: Академия, 2005. - 272 с.

30. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб.для студентов вузов / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - М.: Академия, 2004. - 272 с.

31. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб.для студ. пед. вузов. / М.Н. Жуков – М.: Издательский центр «Академия». ‑ 2000. – 160 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: