Первые призывы, прозвучавшие в социальных сетях с обращением об открытом выступлении против власти, вызвали однозначную реакцию египетской церкви. Церковь выступила в поддержку Мубарака и предупреждали верующих, требуя неучастия в манифестациях.
Такая позиция основывалась на опасении состояния нестабильности общества, в которой могли выиграть исламисты. Церковь тем самым продолжала проводить традиционную политику, основанную на союзе с сильным (в лице государства) и поддержке режима, чего бы это ни стоило. Напомним, что в 1952 г. церковь также была на стороне короля Фарука, что потом получило выражение в соответствующей (негативной) позиции по отношению к церкви, которую заняли победившие путчисты.
Египетская христианская церковь обычно подчинялась большинству из числа коптов. Этого не было в этот раз. Молодые христиане с первых дней революционных событий были также многочисленны и активны, как и их мусульманские соотечественники. И многие из них потом были на площади Тахрир.
Многочисленные представители коптов принимали участие в акциях протеста. Это в полной мере относится к № 2 в списке неолиберальной Вафд Мунир Фахри Абдель Нур, который стал министром туризма в переходном правительстве, созданном после отставки Мубурака. То же самое можно сказать о Жорже Исааке, бывшем главе движения Кифайа. И только после отставки Мубарака церковь заявила по государственному телевидению: «Мы ошиблись, мы просим прощения у молодежи Революции».
В течение двух месяцев, прошедших после начала революции, условия жизни коптов изменились больше, чем за предшествующие 20 лет. Их представительство в правительстве и администрации возросло. Впервые копт был назначен губернатором одной из провинций. Не стало даже ограничений для избрания копта президентом Египта.
|
Ожидается, что закон, ограничивающий места для отправления немусульманского культа, в том числе и трудности в строительстве новых церквей, должен быть отменен. Готовится решение об уравнении в правах церквей и мечетей.
Выборы Союза студентов Каирского университета привели к тому, что во главе его в апреле 2011 г. оказался светский человек из числа мусульман Мохаммед Абдалла, а его заместителем был выбран копт Дауд Фадель Дауд. Обращает на себя внимание тот факт, что кандидат из числа братьев-мусульман получил только 20 % голосов.
В ходе революции началось обсуждение будущего ст. 2 Конституции, в соответствии с которой ислам является государственной религией, а шариат - источником законодательства. Есть несколько подходов, которые лежат в основе обсуждения, по своей сути, необходимых изменений. Первый и самый простой подход заключается в отказе от шариата. Второй - вернуться к формуле 1971 г., провозглашавшей шариат одним из источников права. Третья - сохранить действие шариата, включив также положение о христианстве:
• шариат является основным источником законности для мусульман, а христианское право действует для коптов;
• право Египта руководствуется ценностями ислама и христианства, или что египетское право руководствуется ценностями монотеизма.
Не важно какое будет принято решение, любое из предполагаемых, по определению, лучше того, что существовало в Египте в последние десятилетия.
|
Даже если не будет сделано никаких изменений в праве, в любом случае важен факт того, что преодолено табу на обсуждение вопроса о роли шариата в Конституции. И это само по себе - является существенным прогрессом.
Наконец, нужно сказать и о том, что на первой фазе революции не было фактов антихристианского насилия в Египте. Правда, охрана мест отправления христианского культа была отменена, что, надо полагать, содействовало тому, что массово выраженное насилие в отношении коптов в последующем имело место.
О чем идет речь? После правления Х. Мубарака в Египте толпы мусульман ворвались в зоны проживания коптских христиан. Они убили сотни людей. Христианских женщин насильно отдали замуж за мусульман; монахи были подвергнуты пыткам, церкви и монастыри были разрушены и сожжены, копты подвергались травле на улицах и в школах. В 2011 г., начиная с марта, 100000 коптов бежали из страны.
Гонения на христиан и их последующая эмиграция продолжаются также и в других регионах, таких, как Ирак, Ливан и Палестинская Автономия. Многие в отчаянии бежали, но многие не могут этого сделать в силу экономических и ряда других причин.
В противовес многократным оптимистическим оценкам президента США Б. Обамы о демократическом Ближнем Востоке, сила исламистов возрастает. Ислам же, как отмечают многие эксперты, во многом несовместим с демократическими ценностями, он антизападен и антиизраильский.
Нужно сказать и о том, что в органах государственной безопасности Египта было захвачено немало секретных документов, из которых следует, что сама служба безопасности была замешана во многих антихристианских инцидентах, что использовалось как основание для поддержания режима чрезвычайного положения в стране.
Следует подчеркнуть, что копты, как и другие религиозные меньшинства данного региона, продолжают испытывать дискриминацию по отношению своего положения, что и до революции. Но у них появились новые надежды, которые они, конечно же, будут стремиться реализовать в политической практике. А это означает, что арабская весна, в вопросах места и роли религии в обществе, будет продолжена.