По подготовке и сдаче экзамена




В период зачетно-экзаменационной сессии предусматриваются такие основные виды учебной работы, как групповые и индивидуальные консультации, экзамены по дисциплине «Проблемы теории государства и права».

Практика показывает, что успешно сдают экзамены те студенты, которые систематически на протяжении всего семестра изучали рекомендованную литературу и широко пользовались консультациями и другими видами помощи преподавателей.

Большую ошибку допускают те студенты, которые подготовку к экзаменам откладывают до последнего момента. Подготовку к сессии рекомендуется начинать за один-полтора месяца до ее начала. Повторяя уже знакомый материал, студент должен обратить внимание на его обобщение и систематизацию. Не следует при этом забывать и об использовании накопленных в процессе изучения курса планов, тезисов, конспектов прочитанных книг, записей.

При повторении следует учесть те критические замечания, которые были сделаны по данной дисциплине.

Процесс повторения изученного материала должен быть активным. Одно только многократное перечитывание материала малополезно. Повторяя материал, следует составлять схемы, таблицы, обзоры, делать наброски и пометки.

Объем знаний, требуемых от студентов на экзаменах, определяется программой, поэтому программа по каждому предмету должна быть тем основным документом, по которому студент должен проверять степень своей подготовленности к экзаменам. После окончания работы над той или иной темой студенту следует продумать этот материал и ответить на все вопросы программы, раскрывающие содержание данной темы или главы.

Большое значение для подготовки к экзаменам имеют консультации, на которых студент должен задать все неясные для него вопросы и получить необходимые советы и рекомендации преподавателя.

Консультация - это активный процесс восприятия знаний. Идя на консультацию, каждый студент должен хорошо к ней подготовиться: тщательно продумать, какие конкретные вопросы ему неясны, по каким вопросам он хочет получить более подробные сведения. Ответы преподавателя следует конспектировать.

Большое значение в период подготовки к экзаменам имеет правильная организация труда и отдыха. Для плодотворного учения необходимо «благоустроить» рабочее место с хорошим освещением. Надо, чтобы работать было удобно.

Когда долго сидишь за столом, то до какой-то степени нарушается кровообращение. Чтобы избежать этого, через каждые 30-40 минут нужно отвести назад голову, потянуться, использовать эти 5-10 минут, чтобы сделать гимнастические упражнения: они помогут быстрее восстановить глубокое дыхание, нормализовать кровообращение.

Садясь заниматься, следует по возможности устранить то, что мешает сосредоточиться, - шум, посторонние разговоры. Комната для занятий должна быть хорошо проветрена.

Курсовые экзамены являются важной формой контроля знаний студента и его подготовки по данной дисциплине. Они имеют своей целью:

а) выяснение и оценку знаний студента;

б) проверку умения студента применять положения теории на практике;

в) в отдельных случаях - оказание студенту методической помощи для дальнейшей самостоятельной работы и углубления знаний по данной дисциплине.

Экзамен, как и всякая иная форма учебного процесса, име­ет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необхо­димо знать и учитывать. Речь идет о таких вопросах, которых нет в экзаменационных билетах, но на которые студенту тоже нужно найти ответ: что и как запоминать при подготовке к эк­замену; по каким источникам готовиться и на что направлять основные усилия; каким образом в максимальной степени ис­пользовать программу курса и т. п. Попытаемся дать ответ на эти и некоторые другие вопросы.

Перед экзаменом на консультации, как правило, спраши­вают: нужно ли заучивать учебный материал? И да, и нет. Все зависит от того, что именно заучивать. Прежде всего необходи­мо запоминать определение понятий, ибо именно в нем фикси­руются признаки, показывающие их сущность и позволяющие отличить данное понятие от других.

Кроме того, студент-юрист в процессе заучивания опреде­лений конкретных понятий "наращивает" свою правовую куль­туру, формирует профессиональное правосознание, связанное со специфической юридической терминологией и соответствую­щей юридической деятельностью. Всякая наука, в том числе теория государства и права, имеет свою систему понятий, и студент-юрист через усилия, запоминание конкретной учебной информации приобщается к данной системе, "поднимается" до ее уровня, говорит на ее языке, а не пытается объяснить суть той или иной категории с помощью обыденных слов. Это может исказить содержание рассматриваемых проблем, что недопус­тимо.

Однако преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как сту­дент понимает те или иные правовые категории и реальные юридические проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать за­ученную дефиницию своими словами. Таким образом, для экза­менов необходимо разумное сочетание запоминания и понима­ния, простого воспроизводства учебной информации и работы мысли.

Следует иметь в виду, что некоторая учебная информация поддается так называемому "условно-гарантированному" запо­минанию, т. е. запоминанию в расчете на помощь определенных подсобных учебно-методических средств и приемов. Речь, на­пример, идет о той информации, которая содержится в про­грамме курса (в ней зачастую перечисляются признаки отдель­ных наиболее сложных понятий, показывается их структура, приводятся виды и т. п.). Учитывая, что программа курса долж­на обязательно лежать на столе экзаменующегося, ему необхо­димо научиться максимально использовать сведения, содержа­щиеся в ней. Это обеспечивает студенту информационный ми­нимум.

Следует распространить этот метод запоминания и на не­которые классификационные критерии: предмет и метод пра­вового регулирования, время и сфера действия, содержание и форма, характер и последствия, функциональная роль и струк­тура и т. п. Помня о том, что они повторяются, классифицируя юридические понятия, их можно использовать в виде своеоб­разной схемы, специфического универсального набора.

Такие "палочки-выручалочки" не только позволяют облег­чить, упростить, разгрузить сам процесс запоминания, не те­ряя при этом той информации, которую необходимо запомнить, но и содействуют развитию гибкости мышления, сообразитель­ности, ассоциативности, творческого отношения к анализу кон­кретного учебного материала.

Для того, чтобы быть уверенным на экзамене, необходимо подготовить и тезисно записать ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы. Запись включает дополнитель­ные (моторные) ресурсы памяти.

В идеале, к экзаменам необходимо начинать готовиться с начала учебного процесса по данному курсу (с первой лекции, семинара и т. п.). По большому счету возможности для этого преподавателями создаются. Однако далеко не все студенты сразу хотят "включаться" в такую долгосрочную подготовку.

Зачастую студенты выбирают "штурмовой метод", когда факты закрепляются в памяти в продолжение немногих часов или дней и лишь для того, чтобы "свалить" экзамен. Однако они не могут образовать в уме прочных ассоциаций с другими поня­тиями. Поэтому знания, приобретенные с помощью подобного метода, как правило, менее прочны и надежны.

Материал же, набираемый памятью постепенно, день за днем, в различных контекстах, освещенный с разных точек зре­ния, связанный ассоциациями с другими событиями и неодно­кратно подвергавшийся обсуждению, образует качественные системные знания.

Важно иметь в виду высказывание Л. Н. Толстого о том, что знание только тогда знание, когда оно приобретено усилия­ми своей мысли, а не памятью.

При подготовке к экзамену следует особое внимание уде­лить конспектам "живых" лекций, а уж затем учебникам, кур­сам лекций и т. п. печатной продукции. Дело в том, что "живые" лекции обладают рядом преимуществ: они более детальны, ил­люстрированны и оперативны, позволяют оценить современную ситуацию, отразить самую "свежую" научную и нормативную информацию, ответить непосредственно на интересующие ау­диторию в данный момент вопросы.

На консультациях подчас задают вопросы: каким пользо­ваться учебником при подготовке к экзамену? Однозначно от­ветить на данный вопрос нельзя. Дело в том, что не бывает идеальных учебников: они пишутся представителями различ­ных школ, научных направлений, по-разному интерпретирую­щих философские проблемы государства и права и т. п., и по­этому в каждом из них есть свои достоинства и недостатки, чему-то отдается предпочтение, что-то недооценивается либо вообще не раскрывается. Отсюда для сравнения учебной ин­формации и полноты картины желательно использовать два или более учебных пособий.

Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается много­образие мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно, кстати, совпадающую с позицией преподавателя), но с услови­ем ее достаточной аргументации.

При подготовке к экзамену важно наряду с "живыми" лек­циями, учебниками и т.п. максимально использовать и про­грамму курса. Ведь она включает в себя разделы, темы и основ­ные проблемы предмета, в рамках которых и формируются во­просы для экзамена. Поэтому студент, заранее посмотрев про­грамму курса, сможет лучше сориентироваться: чем ему помо­жет программа и в какой последовательности (чтобы структу­рировать знания, построить их в определенную систему) учить ответы на вопросы.

На экзамене студент имеет право пользоваться программой по данному предмету. Программа окажет содействие и на самом экза­мене. Важно понять, что она составляется по определенным правилам: имеет свою логику изложения основного учебного материала, обладает структурой, в которой каждый элемент (раздел, тема, проблема) занимает строго отведенное ему место и играет конкретную роль, ранжируется по значимости, смы­словой соподчиненности. Студент же, учитывая то, где распо­ложен экзаменационный вопрос (в каком разделе, теме, абза­це), как он связан и соотносится с другими вопросами и приме­няя приемы, так сказать, "систематического и логического тол­кования", сможет гораздо увереннее и грамотнее построить свой ответ.

Получив экзаменационный билет, студент должен тщательно продумать все вопросы. Если ему непонятен какой-то вопрос, он может обратиться к экзаменатору за разъяснением.

При подготовке к ответу не рекомендуется делать пространные записи. Внимательно продумав вопрос, нужно найти в нем главное, наиболее существенное и в соответствии с этим составить план ответа.

При ответе следует придерживаться логической последовательности: выдвинув положение, необходимо его раскрыть, обосновать, подкрепить примерами, проиллюстрировать и сделать выводы.

На экзамене преподаватель может задать студенту допол­нительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются по­мимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как прави­ло, с плохим ответом, то вторые — в рамках билета и направле­ны на уточнение мысли студента.

Можно выделить следующие критерии, которыми обычно руководствуются преподаватели на экзамене:

1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и дос­таточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т. д.);

2) полнота и одновременно лаконичность ответа;

3) новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников;

4) умение связывать теорию с практикой, творчески при­менять знания к неординарным ситуациям;

5) логика и аргументированность изложения;

6) грамотное комментирование, приведение примеров, ана­логий;

7) культура речи.

Это значит, что преподаватель оценивает как знания дан­ного предмета (содержания), так и форму изложения их сту­дентом.

ВОПРОСЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: